Основные показатели федеральных округов
Округ | Доля по отношению к Российской Федерации в целом, % | |
население | промышленного производства | |
Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный | 26,5 9,8 14,4 22,2 8,7 13,4 5,0 | 21,2 12,7 6,3 23,0 16,6 14,5 5,7 |
Целями реорганизации территориального управления являются:
• обеспечение реализации Президентом РФ своих полномочий;
• повышение эффективности федеральных органов государственной власти;
• совершенствование контроля за исполнением решений органов управления;
• упрочение единого правового пространства на всей территории страны.
Полномочный представитель Президента РФ обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства, президентскую вертикаль. Федеральные структуры в регионах выводятся из-под влияния региональных властей, при этом исполнительная власть остается у глав субъектов РФ, их полномочия не перераспределяются. Меняется управленческая структура без изменения полномочий региональных органов.
Федеральный округ — не субъект РФ и не новая административно-территориальная единица, он не имеет окружного правительства. Это территориальное деление с целью совершенствования федерального и регионального управления. С созданием федеральных округов двухзвенная структура государственного территориального управления (центр—регион) заменяется трехзвенной (центр—федеральный округ—регион), а губернаторы как субъекты политики перестают быть единственными представителями регионов.
Организационной формой управленческой деятельности федерального округа являются советы, куда входят главы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, представители всех федеральных структур на территории округа. Совет наделяется исполнительными функциями, контролирует выполнение принятых решений. Рассматриваются не только текущие дела, но и перспективные планы. Кроме того, при полномочном представителе работает коллегия, при необходимости на ее заседание приглашаются члены Правительства РФ.
Текущая деятельность в федеральных округах осуществляют федеральные инспекторы. Основными направлениями их деятельности являются:
• анализ ситуации в регионе, выявление проблем;
• разработка технологий и нормативных актов, призванных оптимизировать управление на уровне региона;
• организационная работа по налаживанию взаимодействия с внешними структурами, реализации целевых программ и решению других задач.
Полномочные представители способствуют восстановлению полной правоспособности государства, укреплению стабильности. Однако решить кардинальные проблемы, сгладить резкие различия в уровнях развития регионов они не в состоянии, так как для этого надо иметь все атрибуты власти и управления, в том числе собственный бюджет. Подобная надзорная структура обходится недешево: у каждого по два первых заместителя в ранге министров, назначаемых Президентом РФ, а всего заместителей — 6—9 человек. Общий штат при полпреде составляет около 100 человек.
Свободная экономическая зона
Свободная экономическая зона (СЭЗ) — это ограниченный участок территории, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для коммерческих организаций, зарегистрированных в данной зоне. СЭЗ создается главным образом для привлечения иностранного капитала, передовых технологий, развития экспортного потенциала.
Решение о создании СЭЗ принимается Правительством РФ, им же утверждается Положение о свободной экономической зоне.
В СЭЗ для иностранных инвесторов и предприятий устанавливается льготный налоговый режим, пониженные ставки платы за землю и природные ресурсы, особый таможенный режим, упрощенный порядок въезда и выезда граждан, регистрации предприятия. В федеральном бюджете в составе целевых средств по оказанию финансовой поддержки регионам учитываются средства, направляемые на обеспечение функционирования СЭЗ.
К идее СЭЗ в РФ впервые обратились в 1990-1991 гг., когда было объявлено об образовании СЭЗ на территориях: Ленинграда, Выборга Ленинградской области, Приморского края, включая г. Находку, Калининградской, Сахалинской ("Сахалин"), Читинской ("Даурия"), Кемеровской ("Кузбасс") и Новгородской областей, Алтайского края, Еврейской автономной области, ("ЕВА") г. Зеленограда Московской области. От большинства первых СЭЗ остались лишь одни названия, поскольку отсутствовали объективные условия для реального функционирования территорий в новом статусе. А это, как минимум, два критерия, которые делают территорию "привлекательной" для иностранных инвесторов: во-первых, выгодное экономико-географическое положение (т.е. вблизи какого-то большого города, где есть емкий рынок, значительный научно-технический потенциал и откуда удобно проникать в близлежащие государства и регионы); во-вторых, в этой зоне "должна быть нормальная деловая и производственная структура - от дорожной, энергетической, канализационной сети, аэродрома или порта до банков, связи, социальных условий, которые отвечали бы средним мировым стандартам". Наличие лишь одной предпосылки - природных ресурсов (нефть, золото или алмазы), которая во многих случаях только и принималась во внимание при первой попытке создания СЭЗ в РСФСР, - оказалось недостаточным для привлечения иностранных инвесторов. Более того, специалисты отмечали непродуктивность идеи передачи на откуп иностранному капиталу эксплуатации природных ресурсов на условиях льготного налогообложения, поскольку во всем мире подобное не только не делается, но с этого вида деятельности взимаются еще и дополнительные (помимо прочих) налоги. Если Находка, расположенная в непосредственной близости от Японии, Кореи, Китая, район Калининграда, являющийся западными воротами России, и регион Санкт-Петербурга, имеющий огромный городской потенциал, соответствовали исходным критериям формирования рентабельных СЭЗ, то, допустим, Алтайский край с территорией 262 тыс. кв. км или Читинская область, раскинувшаяся на 432 тыс. кв. км, которые требовали больших средств для создания инфраструктуры, не были столь привлекательными с точки зрения получения прибыли для западных предпринимателей.