Вопрос 4. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
НПА действуют во времени, пространстве и кругу лиц.
Временные пределы действия нормативно-правового акта характеризуются двумя основными критериями: моментом вступления его в законную силу и моментом утраты им своей юридической силы.
Действие нормативных правовых актов во времени продолжается от момента вступления их в силу до момента утраты этой силы.
Акты вступают в силу:
1) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие;
2) с момента их принятия правотворческим органом, т. е. вступать в действие немедленно после его принятия и официального опубликования;
3) по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).
4) с момента государственной регистрации и др.
В зависимости от вида нормативного правового акта российским законодательством установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования.
Так, по общему правилу федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования.
Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня из подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.
Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
по истечении срока действия акта, на который он был принят; (годовой бюджет страны, обладающий юридической силой федерального закона, утрачивает юридическую силу по истечении календарного года);
в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
В ряде случаев действие нормативно-правовых актов может распространяться не только на те или иные общественное отношения, фактически возникшие после его принятия или могущие возникнуть в будущем, но и на общественные отношения, возникшие до его принятия под действием старого нормативно-правового акта.
Эти случаи характеризуют понятие «обратной силы» нормативно-правового акта, свойственны, прежде всего, для правоохранительной деятельности компетентных органов и должны быть строго регламентированы.
Обратная сила закона - распространение действия норм права на те общественные отношения, которые возникли до вступления нормативного акта в юридическую силу. Общее правило - закон обратной силы не имеет, т.е. распространяется только на те общественные отношения, которые возникают после вступление его в юридическую силу. Исключения:в уголовном законодательстве, если новый закон смягчает, либо отменяет наказание; обратное действие норм прямо оговаривается в законе.
Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.
Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра.
К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.
Действие нормативных актов в пространстве зависит от:
уровня государственного органа, принявшего данный акт;
юридической силы акта.
Нормативные акты распространяют свое действие:
· на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
· на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
· на территорию, указанную в самом нормативном акте;
· на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).
С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.
В соответствии с правовым статусом действие нормативно-правовых актов распространяется на субъектов в зависимости от таких факторов, как:
– характер политико-правовой связи субъекта с государством(по этому критерию нормативно-правовые акты делятся на:
1) акты, действующие в отношении всех лиц, находящихся на территории государства(Конституция РФ);
2) акты, действующие только в отношении граждан (подданных) данного государства (Закон о выборах Президента РФ);
3) акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства(Закон о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства);
– профессиональное положение(по этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении субъектов, обладающих специальным (профессиональным) правовым статусом: военнослужащих, сотрудников ОВД, врачей работников сферы образования и т. д.);
– социальное положение(В соответствии с данным критерием действие нормативно-правовых актов распространяется на субъектов, обладающих особым социальным статусом: пенсионеров, инвалидов, сирот и т. д.);
– домициль (место нахождения)(По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении лиц, постоянно проживающих на данной территории; лиц, временно проживающих на данной территории (вынужденных переселенцев, беженцев, командированных и т. д.)).
Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.
Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.
Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не могут привлекаться к уголовной и административной ответственности за совершенное преступление или проступок на территории иностранного государства.