Простая модель макроэкономического равновесия AD-AS
Для анализа макроэкономической стабильности используются модели макроэкономического равновесия, среди которых модель AD-AS (совокупный спрос - совокупное предложение) – одна из самых распространенных.
Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS – это такое состояние экономики, когда весь произведенный национальный продукт полностью куплен, то есть производству соответствует платежеспособный спрос.
С помощью модели AD-AS можно:
● изучать проблемы общественного производства;
● изучать проблемы инфляции и экономического роста;
● выявлять воздействие экономической политики государства на состояние национальной экономики.
В модели AD-AS кривая AD может пересечь кривую AS на трех известных нам отрезках (рис.6).
Рис. 6. Макроэкономическое равновесие в модели АD – AS
Точка Е1 – это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен. Точка Е2 – это равновесие при небольшом повышении уровня цен. Точка Е3 – это равновесие при полной занятости, но с инфляцией.
Наиболее динамичным в экономике является совокупный спрос. Он быстрее улавливает те изменения, которые происходят в экономике.
Изменение совокупного спроса, а значит изменение точки равновесия, отражается на объеме национального производства, занятости населения, уровне цен.
Рассмотрим возможные варианты увеличения совокупного спроса и их последствия на каждом из участков кривой AS (рис.7).
Допустим, что кривые AD и AS пересекаются на кейнсианском участке (рис. 7а). При росте совокупного спроса от AD1 до AD2, равновесие перейдет из точки Е1 в точку Е2. При этом значительно увеличится объем производства (с Y1 до Y2), а уровень цен останется на прежнем уровне, поскольку рост производства будет происходить за счет ранее неиспользуемых ресурсов.
При росте совокупного спроса на промежуточном участке (рис. 7б) от AD1 до AD2 будет наблюдаться одновременный рост и реального объема производства с (Y1 до Y2) и уровня цен (с Ра1 до Ра2).
На классическом участке (рис.7в) рост совокупного спроса от AD1 до AD2 не будет приводить к увеличению реального объема производства, поскольку все факторы вовлечены в производство. Здесь производство достигает своего потенциального уровня Y* при полной занятости ресурсов, поэтому любые попытки простимулировать совокупный спрос на этом участке приведут исключительно к росту цен (с Ра1 до Ра2).
Рис. 7. Последствия увеличения совокупного спроса на участках:
а) кейнсианском;
б) промежуточном;
в) классическом.
Сравнивая все три варианта макроэкономического равновесия, следует отметить, что, выбирая тип экономической политики, необходимо четко представлять себе, на каком участке кривой AS находится экономика страны, а, следовательно, к рекомендациям какой школы будет тяготеть экономическая политика.
Следует учесть, что совокупный спрос может не только увеличиваться, но и уменьшаться. В таком случае срабатывает «эффект храповика», рассматриваемый кейнсианской школой.
Храповик- это технический механизм, воплощающийся в движении колеса только в одном направлении - вперед, и не позволяющий ему вращаться назад.
Применительно к экономике эффект храповика означает увеличение уровня цен под влиянием увеличения совокупного спроса, однако при снижении совокупного спроса, уровень цен не имеет обратного движения. Такая ситуация наблюдается в условиях несовершенной конкуренции, при господстве монополий, которые стараются не допускать снижения уровня цен на свою продукцию.
Проиллюстрируем это графически (рис.8).
Рис. 8. Эффект храповика
В точке Е1 находится начальное макроэкономическое равновесие при уровне цен Ра1 и реальном объеме производства Y1 (оно может находиться далеко от уровня полной занятости). При действии факторов, расширяющих совокупный спрос, новое макроэкономическое равновесие возникает при более высоком уровне цен Ра2, но при более высоком уровне реального объема производства Y2. Однако под воздействием определенных факторов совокупный спрос может понизиться и вернуться в положение AD1, но экономика приходит не в точку Е1, а в точку Е3, что ухудшает исходную ситуацию, так как новый высокий уровень цен Ра2 сочетается теперь с низким уровнем реального объема производства Y3.
Эффект храповика может демонстрировать не только монополизм в области ценообразования, но и опасность непродуманного экономического роста.