Классическая модель макроэкономического равновесия.

Классическая модель макроэкономического равновесия.

Классической называют модель, изучающую экономику со стороны предложения: предложение благ определяет спрос на них.

Расходы, по мнению классиков, всегда равны доходам. Например, фирма расходует доход, полученный от продажи своей продукции, на покупку факторов производства. В результате возникают факторные доходы, которыми располагают собственники экономических ресурсов.

Экономика, по мнению классиков, представлена двумя параллельными рынками: реальным и денежным.

В классической модели изменения на денежном рынке никак не отражаются на реальных показателях национальных хозяйств. Если денежная масса изменяется, то происходит отклонение номинальных величин от реальных. Реальные показатели (объем выпуска продукции, реальные доходы) остаются без изменений. Деньги, по мнению классиков, нейтральны.

Реальный сектор представлен рынком совершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции наблюдается гибкость цен. Способность цен к быстрому приспособлению к рыночной конъюнктуре обеспечивает автоматическое восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков и в экономике в целом. Если рыночный механизм обеспечивает равновесное состояние экономики, то любое внешнее вмешательство в экономические процессы обернется негативными последствиями. Рыночная конъюнктура, то есть соотношение спроса и предложения, будет нарушена.

Экономика в классической модели функционирует в условиях полной занятости ресурсов, то есть объем выпуска всегда предполагает использование всех имеющихся в национальном хозяйстве потенциальных ресурсов.

Достижение общего равновесия в процессе взаимодействия рынков и адаптации цен к изменению соотношения между спросом и предложением происходит в течение длительного периода времени. Классическая модель – это модель поведения экономики в долгосрочном периоде (long-ran). Поскольку в классической модели объем производства находится на потенциальном уровне, то линия совокупного предложения имеет вид вертикали и обозначается LRAS (рис. 18.14).

Классическая модель макроэкономического равновесия. - student2.ru

Если произойдет увеличение совокупного спроса (от AD1 до AD2), то возможностей у фирм для расширения производства больше нет. Реакция у производителей может быть одна – повышение цен, что приведет к росту общего уровня цен в национальном хозяйстве (от P1 до P2). Рост цен приведет к изменению только номинальных показателей. Реальные показатели останутся прежними. Это объясняется тем, что изменение цен происходит на всех рынках одновременно и пропорционально друг другу.

3.1

Объем выпуска продукции Y – это реальный объем ВВП, P – общий уровень цен, величина, измеряемая индексом потребительских цен или дефлятором ВВП.

Снижение общего уровня цен означает предъявление спроса на большее количество товаров и услуг

Каждая точка кривой совокупного спроса показывает величину совокупных расходов при каждом возможном уровне цен.

Отрицательный наклон совокупного спроса объясняется следующими эффектами в рыночном хозяйстве: 1) эффектом процентной ставки; 2) эффектом реального богатства; 3) эффектом импортных закупок.

1. Эффект процентной ставки, или эффект Кейнса, состоит в следующем: если уровень цен повышается, то возрастает номинальный спрос на деньги MD, так как людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. За деньгами люди обращаются в банк. Причем если домашние хозяйства снимают деньги с банковских счетов, то фирмы, напротив, берут кредиты для покупки инвестиционных товаров. При неизменной величине предложения денег в условиях роста цен ставка процента («цена» денег) будет расти. Величина совокупного спроса уменьшится. Эффект процентной ставки можно изобразить следующим образом:

P↑ → M↑ → r ↑ → I↓ → AD↓.

Рост ставки процента сокращает как величину инвестиционного спроса (инвестиции находятся в обратной зависимости от процентной ставки), так и потребительские расходы, особенно покупки товаров длительного пользования, которые обычно люди покупают в кредит.

2.Эффект реального богатства, или эффект реальных денежных запасов – эффект Пигу. Под реальным богатством, или реальными денежными запасами, понимают отношение номинальных денежных запасов M к общему уровню цен:

Когда цены на товары и услуги растут, то покупательная способность денег снижается. Это означает, что на ту же номинальную сумму денег можно купить меньше товаров и услуг. Потребительские расходы домашних хозяйств сокращаются, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается:

P↑ → ↓ → C↓ → AD↓.

3. Эффект импортных закупок, или эффект чистого экспорта – эффект Манделла–Флеминга. Если уровень цен в национальном хозяйстве повышается, то товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле. Экспорт EX сокращается. Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Увеличение импорта сократит чистый экспорт. Величина совокупного проса уменьшается:

P↑ → EX ↓, ↑ → ↓ → AD↓.

Таким образом, существуют три причины (эффекта), при которых изменение уровня цен ведет к изменению величины совокупного спроса и движению вдоль линии AD.

Таким образом, кривая совокупного спроса AD (от англ. aggregatedemand) (см. рис. 3.1) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

Однако на совокупный спрос воздействуют факторы, при изменении которых происходит смещение линии совокупного спроса (рис. 3.2).Под прочими равными условиями влияние неценовых факторов вызывает смещение кривой AD. Основными неценовыми факторами совокупного спроса являются:

- изменение реальных доходов населения;

- изменения технологий;

- изменение денежной массы и скорости оборота денег;

- изменение ставок налогов;

- изменение процентной ставки;

- инфляционные ожидания населения;

- изменение государственных расходов.

Например, увеличение налоговых ставок приведет к смещению кривой AD0 в положение AD2. Увеличение денежной массы приведет к снижению цены денег, т.е. про-центной ставки, и будет стимулировать увеличение инвестиционных и потребительских расходов, что вызовет смещение кривой вправо (от AD0 к AD2).

Классическая модель макроэкономического равновесия.

Классической называют модель, изучающую экономику со стороны предложения: предложение благ определяет спрос на них.

Расходы, по мнению классиков, всегда равны доходам. Например, фирма расходует доход, полученный от продажи своей продукции, на покупку факторов производства. В результате возникают факторные доходы, которыми располагают собственники экономических ресурсов.

Экономика, по мнению классиков, представлена двумя параллельными рынками: реальным и денежным.

В классической модели изменения на денежном рынке никак не отражаются на реальных показателях национальных хозяйств. Если денежная масса изменяется, то происходит отклонение номинальных величин от реальных. Реальные показатели (объем выпуска продукции, реальные доходы) остаются без изменений. Деньги, по мнению классиков, нейтральны.

Реальный сектор представлен рынком совершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции наблюдается гибкость цен. Способность цен к быстрому приспособлению к рыночной конъюнктуре обеспечивает автоматическое восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков и в экономике в целом. Если рыночный механизм обеспечивает равновесное состояние экономики, то любое внешнее вмешательство в экономические процессы обернется негативными последствиями. Рыночная конъюнктура, то есть соотношение спроса и предложения, будет нарушена.

Экономика в классической модели функционирует в условиях полной занятости ресурсов, то есть объем выпуска всегда предполагает использование всех имеющихся в национальном хозяйстве потенциальных ресурсов.

Достижение общего равновесия в процессе взаимодействия рынков и адаптации цен к изменению соотношения между спросом и предложением происходит в течение длительного периода времени. Классическая модель – это модель поведения экономики в долгосрочном периоде (long-ran). Поскольку в классической модели объем производства находится на потенциальном уровне, то линия совокупного предложения имеет вид вертикали и обозначается LRAS (рис. 18.14).

Классическая модель макроэкономического равновесия. - student2.ru

Если произойдет увеличение совокупного спроса (от AD1 до AD2), то возможностей у фирм для расширения производства больше нет. Реакция у производителей может быть одна – повышение цен, что приведет к росту общего уровня цен в национальном хозяйстве (от P1 до P2). Рост цен приведет к изменению только номинальных показателей. Реальные показатели останутся прежними. Это объясняется тем, что изменение цен происходит на всех рынках одновременно и пропорционально друг другу.

Наши рекомендации