История развития теории государства и права
У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии. Наряду с логикой, этикой, математикой, физикой и медициной она исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения. Необходимо подчеркнуть, что период зарождения государственности и связанных с этим политических и правовых идей осуществлялся на почве религиозной мифологии. Общественные воззрения носили условно-правовой характер.
Постепенно процесс познания законов общественной жизни стал приобретать рационалистичный характер. Отчетливо это проявлялось уже в I тысячелетии до н. э. Мифические представления о мироустройстве, сыграв огромную роль в развитии человечества, стали заменяться приобретаемыми эмпирическим путем и теоретическими обобщениями научными познаниями.
Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков, которая представляла собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Государство и законы рассматриваются как установленные, созданные человеком и предназначенные удовлетворять его интересы.В тоже времяпри помощи права, обосновывалосьподневольное положениерабов.
Юридическая наука как комплексное и системное правовое явление относится к одному из видов старейших общественных наук. Уже в рамках древнегреческой философии были выявлены ее важнейшие теоретические проблемы и разработаны определенные подходы к их решению. Римскими юристами были сформулированы правовые понятия и юридические конструкции, дошедшие до наших дней и активно применяемые в национальных правовых системах России.
Процесс становления правового мышления в Древнем Риме складывался не только под влиянием идей греческих мыслителей. Например, Цицерон определял право, как связь общества (народа, но не рабов). В справедливости его выражения о том, что «при грохоте оружия умолкают законы» можно убедиться и в наше время.
Признание в I в. нашей эры христианства государственной религией также сыграло заметную роль в формировании правовых воззрений. Это заложило основы для возникновения теократической теории, одним из теоретиков которой стал константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345-407 гг.).
Демокрит, считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления. Он утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Потому что тяжело быть под властью человека более низкого. По природе управлять свойственно только лучшему.
В системе философских знаний со временем появляется философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества.Развивая идею философии права и концепцию естественного права, Н. М. Коркунов подчеркивал, что отдельной философии права не было, ни в древности, ни в средние века, когда этика почти всецело поглощалась богословием. По свидетельству исследователей, не ранее 17 в. образуется особая наука – философия права.
На философию права, как отмечает русский правовед Г. Ф. Шершеневич, оказало сильное влияние одно важное обстоятельство - это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права. В свою очередь, философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, а философы конструировали концепцию создания идеального права.
Процесс развития и усложнения характера общественных отношений, в свою очередь, повлек за собой необходимость совершенствования правовых предписаний, направленных на упорядочивание этих отношений в различных ситуациях и по различному поводу между всеми субъектами права - населением, государством и обществом.
Философия праваявляется методологической базой юриспруденции. Как составная часть философии философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания.
Общетеоретическая задача философии права, как считают многие ученые и практики, состоит в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук. При этом считается, что основой и высшей научной категорией юриспруденции является «право», которое составляет явление «общественной» а затем «государственной» жизни общества.
И в философии, и в юриспруденции, как и в других науках, существует специализация: относительное обособление знаний определенной части науки, которая имеет самостоятельную жизнь. Но вне системных связей с мировоззренческой основой не может быть, ни философа, ни юриста, ни математика, ни другого специалиста в любой сфере человеческой деятельности.