Режимы функционирования РСЧС (периоды ведения ЗЧС)
КОНЦЕПЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В РФ».
Гражданская защита в РФ.
Законодательная основа гражданской защиты в РФ.
Анализ последствий крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также военных действий показывает, что подобные чрезвычайные ситуации сопровождаются обычно большим числом человеческих жертв и наносят существенный ущерб экономике и окружающей природной среде.
Часто подобные негативные последствия объясняются недостаточной компетентностью органов, ответственных за проведение мероприятий по предупреждению или снижению последствий ЧС; несвоевременностью принятия мер по оказанию помощи нуждающимся; слабой подготовкой сил, проводящих спасательные работы, а также необученностью населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
Поэтому во всех развитых странах, в том числе и в РФ, для эффективного снижения негативных последствий ЧС осуществляется комплекс взаимоувязанных по месту и времени проведения, а также по целям и ресурсам государственных мероприятий, в целях защиты гражданского населения и национального достояния страны от опасностей чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время. Эти государственные мероприятия носят название гражданской защиты (civil protection или civil defence в других странах).
Основные подходы к организации защиты в масштабе РФ составляют концепцию гражданской защиты. Эти положения изложены в двух Федеральных законах “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” (1994г) и “О гражданской обороне” (1998г).
Законы отражают специфику защитных мероприятий мирного и военного времени.
В соответствии с этими законами:
ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЗЧС) это защита населения, объектов экономики и окружающей среды от поражающих воздействий ЧС любого происхождения, а также постоянная готовность к их ликвидации.
Проведение мероприятий ЗЧС основывается на следующих принципах.
Принципы и способы ЗЧС.
1. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (принцип заблаговременности).
2. Планирование и осуществление мероприятий ЗЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС (принцип дифференцированности).
3. Объем и содержание мероприятий ЗЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности максимально возможного использования имеющихся сил и средств (принцип необходимой достаточности).
4. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности этих сил и средств могут привлекаться силы и средства федеральных органов власти (принцип концентрации усилий).
Способы ЗЧС.
Для защиты жизни и здоровья населения в ЧС в РФ применятся следующие основные способы защиты:
- укрытие людей в приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;
- эвакуация населения из зон ЧС;
-использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;
- проведение мероприятий медицинской защиты;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.
Основные задачи ЗЧС
Основными задачами ЗЧС являются:
1. Предупреждение возникновения ЧС.
2. Повышение устойчивости функционирования организаций и объектов социального назначения в ЧС.
3. Подготовка органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС.
4. Подготовка населения к действиям в ЧС.
5. Ликвидация ЧС.
6. Осуществление социальной защиты и гуманитарных акций для пострадавшего населения.
Российская система предупреждения и ликвидации ЧС (РС ЧС).
В мирное время защита населения и территорий от ЧС техногенного и природного происхождения организационно осуществляется Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РС ЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных, региональных и местных органов власти, в полномочия которых входит решение вопросов по ЗЧС.
Структура РСЧС
Структура РСЧС включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.
Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС созданы федеральными органами исполнительной власти для организации защиты населения и территорий от ЧС.
РСЧС имеет пять уровней:
1. Федеральный (федеральные органы исполнительной власти)
2. Региональный ( территории нескольких субъектов РФ)
3. Территориальный (территория субъекта РФ)
4. Местный (территория района, города, района в городе)
5. Объектовый (территория организации или объекта)
Каждый уровень РСЧС имеет:
- координирующие органы;
- органы управления по делам ГО в ЧС;
- резервы финансовых и материальных ресурсов;
систему оперативного и информационного обеспечения;
силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации последствий ЧС.
Режимы функционирования РСЧС (периоды ведения ЗЧС)
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующихрежимов функционирования РСЧС:
режим повседневной деятельности — при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности — при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы РСЧС
В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,органовместного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав этих сил входятаварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности —силы постоянной готовности.
Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) могут создаватьсянештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведенияаварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при чрезвычайных ситуациях.
Гражданская оборона