Возникновение и становление политических и правовых идей в средневековой Руси
Генезис русской политической мысли связан с историей Древнерусского государства. Вечевые собрания, принятие христианства, составление первого правового сборника (Русская правда), установление сильной власти великого князя, феодальная раздробленность, татаро-монгольское иго, образование русского централизованного государства, абсолютизм – все это способствовало развитию политико-правового мышления.
Первый политический трактат «Слово о законе и благодати» написан киевским митрополитом Иларионом(середина XI в.). В «Слове» Иларион предпринял попытку обосновать независимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти. Он считал «благодать» синонимом истины, а «закон» – его тенью. Для автора было характерно употребление термина «закон» в теологическом и юридическом значении, так как закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога или Господина. Достигнув внутреннего совершенства на основе истины, христианин не нуждается в Законе. Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного учения и следованием ему в своей жизни. Закон и истина не противопоставлены друг другу, они взаимодействуют в определенной последовательности. Законопослушное и нравственное поведение человека связано с постижением истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина.
Политико-юридические проблемы, затронутые Иларионом (представление о статусе верховной власти и ее носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральном облике князя, ответственности за управление страной), были восприняты русской политико-правовой мыслью. Нравственные нормы, согласно Илариону, являются основным регулятором поведения людей в обществе.
Иларион воссоздал идеальный образ Великого князя как верховного правителя страны христианского типа, выработав определенные критерии морального и юридического характера, которые позволяли оценивать личность правителя и его деятельность как главы государства.
Идея единовластия рассматривается в плане внутриполитических и социальных отношений в «Молении» Даниила Заточника (конец XII - начало XIII вв.). Центральной политической идеей произведения служит идеализированный образ Великого князя. При этом князь должен быть мудрым и решительным, советоваться с образованными и умными людьми независимо от происхождения, избегать феодальных усобиц и заботиться о благосостоянии своих подданных, защищать их от произвола.
Даниил рассмотрел вопросы, связанные с формой правления, ролью и значение советного органа – Думы при Великом князе, ее социальном составе и видах деятельности. Князь реализует свою власть только на основании закона – правды, благодаря чему в государстве устанавливается порядок («наряд») и в результате не только подданные не покидают страну, но и «из иных стран» приходят люди, узнав о таких порядках.
В XY-XYI вв. русская политико – правовая мысль развивалась по следующим направлениям: экономическое положение церкви, ее владельческие права (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек, Феодосий Косой); правомерность верховной власти и средств ее реализации (Федор Карпов, Зиновий Отенский, Иван Семенович Пересветов, Андрей Михайлович Курбский). Суть подхода данных авторов выразил И.С.Пересветов: «Государство без грозы, что конь без узды». Андрей Курбский традиционно считал источником власти в государстве божественную волю, а цель верховной власти усматривал в справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех подданных и в праведном (правосудном) разрешении всех дел.
Идея происхождения русского государства, форм организации верховной власти и способов ее реализации нашла свое развитие в теории «Москва – третий Рим» монаха Елиазарова монастыря Филофея, русского писателя и публициста начала XVI в. (Третьим Римом стала Москва – хранительница православия, и московский государь – «высокопоставленный», «вседержавный», «богоизбранный» наследник великих государств Филофей обосновал непререкаемость авторитета и обширность полномочий царя, основанных на правде. Недопустимы не только действия, но и помысел против верховной власти).
Теория Филофея развивала и уточняла иосифлянские идеи о природе и назначении царской (великокняжеской) власти, ее взаимоотношениях с паствой и церковью. Основываясь на теории единения светской и духовной властей, Филофей вменяет в обязанности государю заботу о церквах и монастырях, ибо он – «браздодержатель святых божьих церквей, престол всех епископий и притч и всего христианского исполнения».
В своих правовых взглядах Филофей совмещает понятия права и морали. Границы «правды» (закона) у него расширены за счет включения нарушений нравственных правил. Любое безнравственное деяние рассматривается им как нарушение «правды» и требует по природе своей возмездия по воле провидения («неправды наши ходатайствуют нам злая от Господа Бога праведного»). Законы государства – лишь часть «правды», поддерживаемая силой власти, так как они основаны на Божественных заповедях, которые через них и реализуются. Филофей настаивал на законных формах реализации власти.
Иван Семенович Пересветов – современник Ивана Грозного прославился своими проектами реформ. Критика произвола и беззакония занимает центральное место в его творчестве. Главным злом в государстве он считал беззаконие и неправду. В судебной сфере он предложил изъять судебные функции у административных органов и предоставить их особой организации с назначаемыми из центра судьями. Из общей системы судов он предложил выделить особый воинский суд, подчиненный Главной судебной конторе и осуществляющий судопроизводство по общей Судебной книге, а не по произволу. Он писал: «Бог помогает только тем царям, которые «правду любят и праведный суд судят». Любое отступление правителем от законов ведет к потере «чести царева имени» и представляет опасность для авторитета царской власти».