Организация международных ж/д перевозок
В целях полноты взимания провозных платежей и ускорения расчетов за перевозки грузов в межгосударственном сообщении руководителями железнодорожных администраций был согласован новый порядок расчетов и оформления перевозочных документов.
Взимание платежей за перевозку грузов в межгосударственном сообщении между станциями железных дорог стран СНГ осуществляется следующим образом: за перевозку по железной дороге отправления - за расстояние от станции отправления до стыковки пограничных пунктов - с отправителя, а за перевозку по железной дороге назначения, т.е. расстояние от стыкового пограничного пункта до станции назначения - с получателя груза. Платежи за перевозки грузов транзитом по железным дорогам государств-участников Содружества в межгосударственном сообщении оплачиваются грузоотправителем или грузополучателем через экспедиторскую организацию, имеющую договор с транзитной железной дорогой.
При перевозках грузов транзитом по железным дорогам стран СНГ в межгосударственном сообщении применяются ставки в соответствии с Тарифной Политикой железных дорог стран СНГ. Железные дороги России, Беларуси, Молдовы и Украины разработали и объявили свои тарифные политики, несколько отличающиеся от общей Тарифной Политики стран СНГ.
Тарифной валютой при перевозках грузов по железным дорогам стран СНГ принят швейцарский франк. Перевозки грузов между станциями железных дорог стран СНГ оформляются перевозочными документами на бланках СМГС с приложением дополнительных дорожных ведомостей для своей и каждой транзитной дороги. Под словами “железная дорога” понимаются все железные дороги одного государства.
При перевозке грузов в сообщении между железными дорогами двух соседних государств (соседское сообщение) станция отправления оформляет перевозочные документы с одним дополнительным экземпляром дорожной ведомости, который остается на выходной пограничной станции железной дороги отправления. Провозные платежи в этом случае взимаются за расстояние от станции отправления до выходной пограничной станции с отправителя груза, а расстояние от пограничной станции дороги назначения до станции назначения - с получателя груза.
При перевозке грузов в межгосударственном сообщении транзитом по одной или более железных дорог государств-участников Содружества в графе 7 “Пограничные станции перехода” указываются выходные пограничные станции дороги отправления и транзитных железных дорог и их коды. При этом, грузоотправитель обязан до начала перевозки заключить договор с одной из экспедиторских организаций, объявленных транзитной железной дорогой.
В этом случае грузоотправитель в графе 20 накладной СМГС делает отметку, что платежи за транзитные железные дороги произведены через экспедиторскую организацию (указывается ее наименование). Отсутствие в перевозочных документах отметки о расчетах за транзитные железные дороги является основанием для неприема груза к перевозке.
Железнодорожные администрации государств-участников Содружества обязаны объявить всем железным дорогам стран СНГ и Дирекции Совета по железнодорожному транспорту свои экспедиторские организации, через которые возможна оплата за транзитные перевозки грузов по их территории.
Перевозка экспортно-импортных грузов через морские порты государств-участников Содружества оформляется накладной СМГС до или от припортовой станции. В этом случае отправитель должен указать в накладной СМГС в качестве станции назначения соответствующую припортовую станцию, а в качестве получателя - определенного экспедитора на этой станции, который должен получить груз от железной дороги и отправить его дальше водным транспортом. В накладной в графе “Особые заявления отправителя” отправитель должен сделать отметку: “для вывоза водным транспортом в....... (указывается страна назначения)”.
При отправлении груза от припортовой станции экспедитор должен указать в накладной в графе “Особые заявления отправителя”: “ввезен водным транспортом .....(указывается страна первоначального отправления)”.
Провозные платежи взимаются следующим порядком:
- с грузоотправителя за расстояние по железной дороге отправления;
- за перевозку по транзитным железным дорогам расчет производится через экспедитора, о чем в перевозочных документах делается соответствующая отметка;
- за перевозку по территории страны, которой принадлежит порт - с экспедитора.
21. Начальник железнодорожной станции совместно с
грузоотправителем не позднее 3 дней до начала выполнения заявки на
перевозку грузов уточняет количество необходимых вагонов,
контейнеров по дням, родам грузов, а при перевозке в международном
железнодорожном сообщении - и по железным дорогам назначения.
Указанные данные заносятся в учетную карточку.
24. Начальник железнодорожной станции по согласованию с
грузоотправителем может сгущать подачу вагонов и контейнеров под
погрузку для формирования маршрутов и укрупнения перевозок, а также
для восполнения недогрузов.
4.2.2. Документ международной ж/д перевозки. Железнодорожная накладная международного сообщения и ее дубликат являются транспортными документами при международных железнодорожных грузовых перевозках. Накладная является документарным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. В практике международной торговли широко применяется форма накладной, разработанная международной Конвенцией МГК (Международная грузовая конвенция, с 1984 г. именуемая КОТИФ - Конвенция по международным грузовым перевозкам), а также Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС). Основное содержание накладной: название станции назначения и пограничных станций, наименование груза, оплата за перевозку, объявленная ценность груза. Текст железнодорожной накладной печатается на стандартных бланках обычно на двух языках. Она выписывается грузоотправителем или его экспедитором на имя грузополучателя, скрепляется перевозчиком, который ставит штемпель на накладной дубликате. Последний остается у грузоотправителя. Накладная следует с грузом. К каждой накладной прилагается товаросопроводительная документация: отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист и т. д. Дубликат железнодорожной накладной входит в комплект документов для получения платежа по аккредитиву или в инкассовой форме.
Общее для КОТИФ, СМГС и УЖД – отправитель представляет,
Документом, свидетельствующим о заключении договора перевозки, является ж/д накладная. Она выдается в 3-х экземплярах и выступает в качестве товарораспорядительного документа. По ст.12 КОТИФ отправитель должен представить надлежащим образом составленную ж/д накладную. Накладная должна составляться на каждую партию груза отдельно. Одна и та же накладная не может относиться к более чем одному загруженному вагону. Ж/дороги должны разрабатывать стандартные экземпляры накладных для перевозок по тарифам высокой и малой скорости. Ж/д накладная по ст.13 КОТИФ (накладная МГК/CIM) должна содержать следующие данные:
-название станции назначения,
-имя и адрес грузополучателя (это должно быть только одно лицо),
-имя и адрес отправителя (им тоже может быть только одно лицо,
-описание груза, вес, либо соответствующая информация в соответствии с правилами станции отправления,
-число упаковок, описание упаковки, если груз занимает менее вагона, а также
-в случае повагонного груза при перевозке ж/д-море, далее число вагонов,
-детальный список документов, требующийся для таможенного оформления, и которые прилагаются к накладной или будут предоставлены в распоряжение ж/д на определенной станции, в таможенных органах и т.д.
При оформлении перевозки из СНГ, когда часть пути будет проходить через европейские страны, накладная СМГС оформляется до пограничной станции железной дороги страны, граничащей с СНГ, где накладная СМГС будет переоформлена в накладную КОТИФ. Такая же процедура производится на пограничных станциях и при отправке товаров в страны СНГ.
Накладная СМГС (форма накладной при отправке грузов с территории и на территорию стран бывшего СССР сохранилась) состоит из пяти листов:
первый лист - оригинал накладной, который сопровождает груз до станции назначения и выдается получателю вместе с пятым листом и грузом;
второй лист - дорожная ведомость, сопровождающая груз до станции назначения и остающаяся на дороге назначения; выдается столько дорожных ведомостей, сколько дорог участвует в перевозке;
третий лист - дубликат накладной, который выдается отправителю после заключения договора перевозки;
четвертый лист - лист передачи груза, сопровождающий отправку до станции назначения, который остается на дороге назначения;
пятый лист - лист уведомления о прибытии груза, который сопровождает отправку до станции назначения и выдается получателю вместе с оригиналом и грузом.
В УЖД накладная (транспортная железнодорожная накладная) определяется как основной перевозочный документ установленной формы. Накладная является обязательной формой договора на перевозку груза, который заключается между грузоотправителем и предприятием Белорусской железной дороги в пользу третьей стороны – грузополучателя (п.1 УЖД). П. 30. Грузоотправитель должен представить железнодорожной станции отправления на каждую отправку груза заполненную накладную, состоящую из:
- листов оригинала накладной,
- дорожной ведомости,
- корешка дорожной ведомости (дополнительный экземпляр дорожной ведомости),
- квитанции о приеме груза (дубликат накладной), являющуюся договором на перевозку груза.
Грузоотправитель обязан также приложить к накладной
сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и
других процедур на всем пути следования груза, а также, в случае
необходимости, сертификат и спецификацию. Предприятия Белорусской
железной дороги не обязаны проверять правильность и достаточность
сопроводительных документов, приложенных грузоотправителем к
накладной.
Если перевозка или выдача груза задерживается из-за
непредставления грузоотправителем, грузополучателем необходимых
документов для выполнения таможенных и других процедур,
неправильности или недостаточной оформленности представленных ими
документов, то за время задержки вагонов (контейнеров) железной
дороги на железнодорожных путях предприятий Белорусской железной
дороги взимается плата за пользование вагонами, контейнерами или
соответственно плата за нахождение на указанных путях вагонов,
контейнеров, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или
арендованных ими, а также сбор за хранение груза.
Накладная составляется на определенного грузополучателя,
подписывается грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути
следования и выдается на железнодорожной станции назначения
грузополучателю вместе с грузом.
В подтверждение приема груза к перевозке железнодорожная
станция под расписку в соответствующей графе корешка дорожной
ведомости выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза, в
которой проставляется календарный штемпель железнодорожной станции.
Форма накладных и других перевозочных документов, порядок их
заполнения устанавливаются правилами перевозок грузов.
При перевозке массовых грузов в случаях, предусмотренных
правилами перевозок грузов, может составляться одна накладная на
целый маршрут или группу вагонов, а также на комплект контейнеров.
Железнодорожные станции выдают грузоотправителям бланки
перевозочных документов и заявок на перевозки за плату, указанную в
Тарифном руководстве, а также по их просьбе - копии документов, в
том числе учетных карточек, ведомостей подачи и уборки вагонов,
памяток приемосдатчика, за плату по соглашению сторон.
31. Грузоотправитель несет предусмотренную настоящим Уставом и
другими актами законодательства Республики Беларусь имущественную
ответственность за достоверность сведений, внесенных в накладную, а
также за последствия, возникшие из-за указанных им в накладной
недостоверных, неточных или неполных сведений.
Предприятия Белорусской железной дороги имеют право проверять
правильность сведений, указанных грузоотправителем в накладной, в
том числе производить выборочную проверку массы груза.
За предъявление груза, запрещенного к перевозке или требующего
при перевозке особых мер предосторожности, без указания этих мер
либо с неправильным указанием в накладной наименования, свойств или
качества груза грузоотправитель несет ответственность,
предусмотренную пунктом 120 настоящего Устава.
32. Грузы принимаются к перевозке грузовой скоростью, а также
большой скоростью с оплатой по повышенному тарифу.
К перевозке большой скоростью принимаются грузы в направлениях,
устанавливаемых Начальником Белорусской железной дороги.
Скорость перевозки определяет и указывает в накладной
грузоотправитель. Если перевозка данного груза допускается только
определенной скоростью, грузоотправитель должен указать ее в
накладной.
47. При сдаче грузоотправителем и приеме предприятием
Белорусской железной дороги грузов, перевозимых навалом, насыпью,
наливом, в контейнерах, должна быть определена и указана в накладной
их масса.
Тарные и штучные грузы перевозятся с указанием в накладной
массы и количества грузовых мест.
Масса тарных и штучных грузов определяется до предъявления их к
перевозке.
Грузы, перевозимые насыпью, навалом и наливом, а также грузы,
взвешивание которых на товарных весах невозможно, взвешиваются на
вагонных весах.
Перечень грузов, которые могут перевозиться навалом, насыпью и
наливом, устанавливается правилами перевозок грузов.
Общая масса груза определяется взвешиванием на весах или
подсчетом массы по трафарету или стандарту.
Определение массы грузов, погрузка которых до полной
вместимости вагонов, контейнеров не может повлечь их перегруза,
допускается расчетным путем, по обмеру.
Способ определения массы груза грузоотправитель обязан указать
в накладной.
48. Определение массы грузов производится:
предприятием Белорусской железной дороги - при погрузке грузов
им в местах общего пользования;
грузоотправителем - при погрузке грузов им в местах общего и
необщего пользования.
Определение массы груза по трафарету, стандарту, расчетным
путем, по обмеру во всех случаях производится грузоотправителем.
В случае отсутствия у грузоотправителя соответствующих весов
предприятие Белорусской железной дороги может предоставлять ему при
наличии свои весы. Предприятие Белорусской железной дороги за
взвешивание груза на своих весах с грузоотправителя взимает сбор,
указанный в Тарифном руководстве.