Антимонопольная политика России на современном этапе

Законодательство о конкуренции и монополиях сравнительно новое явление в экономической жизни и в правовой системе России. Первые попытки создать особое законодательство о трестах и синдикатах были предприняты на российской почве еще в начале 20 века. Однако дело не пошло далее правительственных законопроектных работ и не увенчалось успехом в силу ряда обстоятельств, в том числе в связи с начавшейся первой мировой войной.

С установлением советской власти идея принятия антимонопольного законодательства потеряла всякий смысл. Ликвидация частного предпринимательства, введение жестко централизованной планово-командной хозяйственной системы имели своим результатом приобретение невиданной в истории экономической мощи самим государством, превратившимся в монополиста практически во всех сферах общества-в экономике, политике, идеологии.

С начала 90-х годов осуществление в России глубоких экономических реформ, формирование рыночной системы, отказ от тоталитарных методов руководства хозяйством, с неизбежностью порождавших монополизм, сделали возможным и необходимым создание специального российского законодательства о конкуренции и монополиях.

Отдельные антимонопольные положения стали включаться в новые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность, еще с 1990 г. Но начало антимонопольному праву России в собственном смысле слова было положено принятием 22 марта 1991 года Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот акт, подвергшийся значительной переработке в 1995 году, занял особое место в российской правовой системе, став в ней самым ярко выраженным рыночным актом. Закон предусматривал целую серию мер, предназначенных для поддержания и защиты конкуренции, являющей собой внутренний двигатель всей рыночной системы. Законодательная защита конкуренции предполагает недопущение как частных монополий, возникающих в рамках самой рыночной системы, так и монополий, проистекающих из действий государственной власти.

Табл.1.

Экономические цели политики антимонопольного регулирования

Экономические цели политики антимонопольной политики
Оптимизация экономической структуры рынка Воздействие на экономическое поведение субъектов: ограничение и пресечение Корректировка экономических результатов

Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru

Анализ уровня концентрации на товарных рынках Горизонтальных и вертикальных соглашений Устранение административных, межрегиональных, организационных барьеров
Контроль за процессами концентрации Недобросовестной конкуренции Поддержка малого предпринимательства и формирование конкурентной среды
Определение доминирующего положения Монополистической деятельности   Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru Проведение политики демонополизации производства и обращения

Правовая регламентация рыночных отношений и принятие специального антимонопольного закона свидетельствовала о крутом повороте российского законодательства в сторону рыночных экономических отношений

Формирование антимонопольного законодательства практически завершено. Этому способствовала потребность общества в динамичном правотворческом воздействии на экономические процессы, в частности, путем последовательного создания специфических актов, направленных на развитие и защиту конкуренции на товарных рынках страны. Сегодня можно утверждать, что антимонопольное законодательство выделилось в отдельную отрасль законодательства. Однако это произошло не одновременно с принятием в 1991 году первого российского законодательного акта - Закона о конкуренции, в котором первоначально в общем виде были сформулированы задачи, формы и методы антимонопольного регулирования. Только в 1995 году в Законе о конкуренции была закреплена норма, определяющая состав антимонопольного законодательства, что и дало основание полагать о признании законодателем наличия в системе законодательства РФ такой его отрасли, как антимонопольная.

Следует подчеркнуть, что в классификаторе отраслей законодательства, утвержденного Указом Президента РФ от 16.12.93 года № 2171 «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» (вместе с новой редакцией «общеправового классификатора отраслей законодательства»), антимонопольное законодательство отнесено к законодательству по общим вопросам хозяйственной деятельности. Однако это не опровергает выводов о том, что его не следует считать самостоятельной отраслью. Конституционный Суд РФ высказал однозначную позицию, что использование общеправового классификатора отраслей законодательства в качестве инструмента определения критериев отнесения правовых вопросов к той или иной отрасли законодательства является недопустимым. Классификатор подготовлен в целях унификации формирования эталонных банков данных правовой информации, используется при автоматизированном обмене правовой информации и постоянно актуализируется.

В практическом отношении очень существенно и важно учитывать различия между системой права и системой законодательства. «Если выделилась отдельная отрасль законодательства, то отсюда еще не следует, какая это отрасль права - основная отрасль или комплексное образование». Хотя в литературе практически не поднимается вопрос о том, можно ли антимонопольное законодательство отнести к самостоятельной отрасли права, вместе с тем, в отдельных работах прослеживается, как при употреблении словосочетания «антимонопольное законодательство» одновременно за ним следует словосочетание «отрасль права». Некоторые авторы отмечают, что антимонопольная политика проводится обычно через посредство системы национального права, а также административных органов. Поэтому напрашивается вывод, что есть сторонники отнесения антимонопольного законодательства к самостоятельной отрасли права. Другие исследователи, в частности, Н.И. Клейн, не видят оснований для этого, поскольку процесс формирования нормативно-правовой основы антимонопольной политики не завершен.

Если проанализировать современные взгляды на теорию государства и права, можно установить, что вопросы системы права - это вопросы его макроструктуры. Новая отрасль права может сформироваться, если а процессе функционирования хозяйственного механизма возникают качественно новые общественные отношения, по предмету и методу правового регулирования не вписывающиеся в уже сформированные традиционные отрасли права.

Общественные отношения, регулируемые антимонопольным законодательством, нецелесообразно конструировать в отдельную отрасль права, поскольку правовое воздействие на участников рыночных отношений укладывается в рамки существующих отраслей права.

Из всей совокупности норм антимонопольного законодательства отдельные из них относятся к гражданскому праву, поскольку регулируют отношения между участниками гражданского оборота по вопросам экономической деятельности на товарных рынках, влияющие на конкуренцию. Это так называемые «отношения по горизонтали», которые по своей природе являются гражданско-правовыми, возникают при осуществлении предпринимательской деятельности и в соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации регулируются нормами гражданского законодательства. Именно гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Положения антимонопольного законодательства, которые регулируют отношения властных структур и субъектов хозяйствования - отношения по вертикали, — относятся к административному праву. Наличие в системе антимонопольного законодательства норм, нацеленных на обеспечение условий в Российской Федерации для создания и эффективного функционирования товарных рынков, есть правовое закрепление обеспечиваемой нормами государственного права государственной политики по развитию конкуренции. Таким образом, анализ материального критерия разграничения юридических наук по отраслям - предмета антимонопольного регулирования, — не позволяет отнести антимонопольное законодательство к отдельной отрасли права.

Табл 2.

Объекты, регулируемые антимонопольными законами,

в различных странах мира.

Горизонтальные и вертикальные соглашения Недобросовестная конкуренция Картельные соглашения
Объекты, регулируемые антимонопольными законами
Монополизация рынка Антиконкурентные слияния фирм Ценовая дискриминация

Что касается метода правового регулирования правоотношений в области конкуренции, то в данном случае он определяется разнородным характером таких отношений, в силу чего диктуется необходимостью применения различных механизмов правового регулирования. Анализ установленных Законом о конкуренции полномочий антимонопольных органов свидетельствует о наличии целого комплекса методов воздействия на участников рыночных отношений, что предопределяет возможность регулирования соответствующих правоотношений и разрешительно - дозволительным, и рекомендательным, и императивным методом. Даже в практическом отношении нельзя утверждать, что антимонопольное законодательство - самостоятельная отрасль права. Скажем, обозначение юридических дел как уголовных или гражданских свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок, характерный для отрасли, по имени которой обозначено дело. Вместе с тем, существование процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства лишь вписывает такую процедуру в административно-правовое регулирование. Для последнего характерен судебный порядок обжалования решений административных органов. Тем не менее, надо отметить, что нормативно-правовая основа антимонопольного регулирования характеризуется внутренней обособленностью юридических норм и автономностью их функционирования, с точки зрения самостоятельного значения, что допускает отнесения ее к комплексному правовому институту. В настоящее время антимонопольное законодательство, отражающее общецивилизационное начало в развитии предпринимательского, рыночного права, под разными названиями (антитрестовское право, законодательство об ограничительной торговой практике, о честной конкуренции и т.п.) существует во многих странах мира. Борьба с монополистическими проявлениями и ограничительной деловой практикой не замыкается в сугубо национальных рамках. Все в больших масштабах она приобретает международный характер.

Два века назад один из основателей экономической теории рынка Адам Смит высказал мысль о том, что предприниматели редко встречаются все вместе, даже для развлечений, но их совместные усилия неизбежно приводят к сговору против публики, к чему-то вроде плана о поднятии цен. Закон не должен способствовать такого рода единодушию и превращать его в необходимость.

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Конкуренция- соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция-состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.

Что же даёт конкуренция через механизм функций регулирования; мотивации, распределения и контроля?

Будучи базовым механизмом рыночных отношений, конкуренция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Наиболее полное удовлетворение нужд потребителя, борьба за расширение доли на рынке, удешевление продукции и повышение её качества таково основное содержание конкуренции. Она не позволяет экономической власти концентрироваться в одних руках и тем самым препятствует злоупотреблениям этой властью.

Поэтому ради достижения общественно значимых результатов государство создаёт и использует специальную систему правил и мер, гарантирующих само наличие и функционирование конкуренции, и её качество. Деятельность такого рода является ключевым элементом государственного регулирования рыночных отношений в нашей стране и нуждается в основательном правовом оформлении. Законодательство должно быть специально сконструировано для охраны и развития конкуренции».

Антимонопольное законодательство – правовая форма государственного антимонопольного регулирования рыночных отношений, представляющих собой совокупность нормативных актов, целями, реализации которых являются воспроизводство и поддержка добросовестной конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Рыночные отношения в РФ, как известно, находятся на стадии становления, сталкиваясь с огромными трудностями, препятствиями, противоречиями, что не может не влиять на процесс формирования эффективного антимонопольного законодательства. Тем не менее, в стране сложилась определённая система антимонопольного регулирования, которая постоянно совершенствуется, изменяется, дополняется.

Схема1.

Система государственного антимонопольного регулирования

Российской Федерации.

Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru Законодательные органы Президент РФ, Правительство России   Судебные органы

Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru

Установление правил хозяйствования и наделение полномочиями Обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти Судебный контроль, защита прав и законных интересов предпринимателей

Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru

  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН \ФАС \   Территориальные управлен.
Реализация функций и полномочий ФАС Р Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru оссии  
Участники хозяйственного процесса
Эффективность рыночной экономики

1. Антимонопольное законодательство состоит из конституционных норм о конкуренции (например, ст.8,34,74 Конституции Российской Федерации) и законодательных актов, которые непосредственно регулируют конкурентные отношения и служат проводниками антимонопольной политики государства.(законодательные акты о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о биржах, о банках, о защите прав потребителей, о связи и некоторые другие акты, содержащие требования антимонопольного характера).

2. Антимонопольное законодательство включает в себя перечисленные выше нормы Конституции Российской Федерации и законодательные акты, а также указы (распоряжения) Президента Российской Федерации и постановления (распоряжения) Правительства России, содержащие правила антимонопольной направленности (например, об отдельных направлениях антимонопольной политики, о поддержке малого предпринимательства и другие).

3. Антимонопольное законодательство охватывает не только перечисленные виды норм и актов, но и все гражданское законодательство, так как конкуренция обеспечивается такими юридическими принципами и категориями, как равенство, свобода договора, возмещение убытков и ответственность.

Первая часть антимонопольного законодательства включает нормы Конституции Российской Федерации, в частности, о поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, ограничении монополизма и о правовых основах единого рынка. Необходимо отметить, что в ряде Конституций зарубежных стран также имеются аналогичные нормы (ст.41,43 Конституции Итальянской Республики, п.16 ст.74 Основного закона Германии, ст.31 Конституции Швейцарской конфедерации), но в России, учитывая высокую степень монополизации её экономики, такие положения-принципы Основного закона страны выглядят особенно актуальными.

В соответствии Конституцией Российской Федерации (п. «ж» ст. 71) установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации. Поэтому антимонопольное законодательство, регулируя отношения в рамках всей территории страны, является федеральным. Следовательно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, не имеют права принимать законы и любые другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовые начала функционирования и развития единого рынка на всей территории Российского государства.

Базовые положения Конституции России о конкуренции строятся на основе признания и обеспечения принципа свободы экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности – комплексная категория, включающая в себя предусмотренные и гарантированные законом:

- право субъекта экономической деятельности начинать, вести и прекращать её в любой не запрещенной сфере и форме;

- право получать, использовать и передавать достоверную экономическую информацию;

- свободу от принудительной и юридически необоснованной деятельности, как со стороны других хозяйствующих субъектов, так и со стороны государства (его органов);

- право не защиту интересов экономически слабой стороны в ходе хозяйственной деятельности;

- право любого субъекта экономической деятельности на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти (местного самоуправления) и должностных лиц, если такие решения и действия приводят к ограничению данной свободы.

Весь этот комплекс правомочий вводится в действие и обеспечивается различными правовыми нормами, но построенными на базе единого принципа свободы экономической деятельности, который в полной мере может быть зачислен и в арсенал основных начал антимонопольного регулирования и законодательства.

Другим основополагающим положением следует считать конституционный принцип единства экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Данный принцип подразумевает, что Российская Федерация является единой сферой обращения товаров (работ, услуг) и капиталов, где осуществляется производство, обмен, распределение и производственное потребление различных материальных благ. Реализация на практике данного принципа будет способствовать наиболее полному использованию различных факторов производства, образованию «прозрачности» рынка на территории страны, эффективному применению экономической информации, удовлетворению спроса на товары различных видов. В соответствии с данным принципом запрещается установление каких-либо искусственных барьеров на пути потоков товаров, услуг и финансовых средств.

Исходя из необходимости защиты частных и публичных интересов, исключение из рассматриваемого принципа сформулировано в п.2 ст.74 Конституции РФ: ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. А поскольку любое государственное регулирование осуществляется с целью обеспечения частных и публичных интересов, общественных потребностей, то представленное исключение можно выделить в отдельный принцип антимонопольного законодательства – принцип дифференциации и защиты частных публичных интересов. При этом ограничительным признаком, свидетельствующим о существовании публичного интереса, является наличие статистически значимой группы лиц, заинтересованных в решении той или иной общественно-значимой проблемы. Применительно к целям антимонопольного регулирования такую группу составляют, прежде всего, потребители. Именно для защиты их безопасности могут устанавливаться ограничения перемещения товаров и услуг.

Поддерживаемая государством конкуренция объективно создаёт предпосылки для развития монополий, поэтому государству необходимо не только поддерживать добросовестную конкуренцию, но и пресекать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. С этой целью сформулирован ещё один конституционный принцип антимонопольного законодательства Российской Федерации – принцип недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Провозглашение и реализация указанного принципа предполагает применение законодательно оформленных мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Они должны охватывать не только хозяйствующие субъекты, но и органы государственной власти и местного самоуправления. Действие данного принципа не распространяется на те сферы хозяйственной жизни, где монополизм является оправданным экономически. Речь идёт, например, о естественных монополиях, которые в настоящее время подвергаются интенсивному государственному регулированию способному предотвратить злоупотребления монопольной экономической властью в данных областях хозяйствования. Закон констатирует факт существования таких монополий и обеспечивает контроль за деятельностью их субъектов.

Итак, подводя итог, следует отметить, что антимонопольное законодательство Российской Федерации базируется на конституционных принципах:

1. Свободы экономической деятельности;

2. Единства экономического пространства;

3. Свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

4. Дифференциации и защиты частных и публичных интересов;

5. Поддержки конкуренции;

6. Недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и не добросовестную конкуренцию;

Конституционные принципы антимонопольного регулирования развиваются в различных законодательных актах Российской Федерации, в том числе, и в кодифицированных. Основная форма кодифицированных – кодексы. Помимо Конституции России антимонопольное законодательство Российской Федерации включает в себя большую группу нормативных правовых актов, среди которых центральное место занимает «Закон о защите конкуренции». Будучи первым российским антимонопольным законом, данный нормативный акт опирается на весьма богатый опыт подготовки и применения законодательства о конкуренции зарубежных стран и содержит все его основные черты. Проанализируем общие положения закона, механизм его реализации, представлен на схеме:

Схема. 2.

Механизм реализации Закона о защите конкуренции.

Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru Антимонопольная политика России на современном этапе - student2.ru Закон о защите конкуренции
Цели закона, принципы антимонопольного регулирования. Сфера применения закона
Судебный контроль Федеральный антимонопольный орган (ФАС РФ)
Объекты воздействия Функции Полномочия Средства воздействия
Информационное обеспечение

Закон о защите конкуренции (антимонопольный закон) является инструментом государственного регулирования рыночных отношений и применяется с целью:

1.Охраны и поощрения конкуренции;

2.Осуществления контроля за хозяйствующими субъектами, обладающими существенной властью на товарном рынке;

3.Регулирования процессов концентрации на товарных рынках и контроля за структурой рынка;

4.Защиты прав и интересов потребителей;

5.Содействия малому предпринимательству.

Теоретико-экономической основой Закона о защите конкуренции служит структурно-регулятивный принцип, который означает, что с помощью закона предполагается не только противодействовать имеющим место противоправным монополистическим проявлениям, но и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка. Сфера применения Закона о защите конкуренции определяется несколькими характеристиками, а именно: -действием в пространстве; - существом возникающих и регулируемых отношений; - действием по кругу лиц. Закон о защите конкуренции действует на всей территории России.

Табл.12.

Принципы и методы реализации антимонопольной политики

Принципы Методы
1.Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроль за процессами концентрации 1.Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных межрегиональных и других барьеров). 2. Поддержка малого предпринимательства. 3. Проведение политики демонополизации производства и обращения. 4.Наблюдение и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, поведением хозяйствующих субъектов на них. 5.Совершенствование антимонопольного законодательства. 6.Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий
2.Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции 1.Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке. 2.Контроль и наблюдение за согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции. 3.Пресечение недобросовестной конкуренции. 4.Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов
3.Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции 1.Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата функционирования рынка. 2.Приоритет положительного эффекта в социально-экономической сфере над действиями, направленными на изменение структуры и концентрацию рынка 3.Верховенство законов над другими нормативными актами, принимаемыми органами власти и управления. 4.Преемственность норм международного права и интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское.
4.Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов 1. Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства. 2.Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил

Закон о защите конкуренции содержит целый ряд изъятий из нормативно установленных правил (запретов) как по сферам применения самого закона, так и по отдельным действиям хозяйствующих субъектов. Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции. При применении Закона о конкуренции следует принимать во внимание, что товарные рынки, функционирующие в условиях естественной монополии, так же регулируются специальным законодательством и, прежде всего – Федеральным законом «О естественных монополиях».

Поэтому для практических целей необходимо определить соотношение Закона о конкуренции и Закона о естественных монополиях. В Законе о конкуренции нет указаний на то, что этот закон не распространяется на отношения с участием субъектов естественной монополии. В то же время экономическая природа естественной монополии такова, что её субъекты заведомо доминируют на соответствующем товарном рынке, следовательно, запреты Закона о защите конкуренции и его санкции могут применяться и к субъектам естественной монополии, если последние нарушают антимонопольное законодательство Российской Федерации.

Реализация антимонопольного закона возлагается на специально создаваемые государственные органы, деятельность которых носит функциональный характер (ФАС России и его территориальные управления)

Многоотраслевая правовая специфика Закона о защите конкуренции предопределяет сложный субъектный состав правоотношений, то есть в круг субъектов, ответственных за нарушение антимонопольного законодательства, включаются как юридические лица, так и граждане, прежде всего имеющие статус коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

Антимонопольный закон России несёт в себе созидательную, предупредительную (стимулирующую) и пресекательную (репрессивную) направленность. Отсюда – наличие в Законе всего комплекса регулятивных, правоохранительных и специализированных норм. Важное значение имеют нормы, закрепляющие понятийный аппарат антимонопольного законодательства.

Рассмотренные черты российского Закона о защите конкуренции роднят его с зарубежным антимонопольным законодательством, но он имеет и отличительные характеристики. Наиболее значимой среди них является включение в число субъектов монополистической деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Это само по себе доказывает особые условия применения антимонопольного закона России, когда ещё имеют место рецидивы незаконного монополизма, основанного на властной и региональной почве.

С самого начала формирования правовой базы рыночных реформ в различных областях экономики России законодатель стремится следовать принципам поддержки конкуренции. Поэтому среди большого массива антимонопольного законодательства выделяются законодательные акты, принятые на основе Закона о защите конкуренции и включающие отдельные положения антимонопольной направленности. Подобные правовые нормы можно условно подразделить на:

- содержащие требования по осуществлению текущей хозяйственной и властной деятельности. (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. "«О недрах» ч. 5, 6, 7 ст.17; Закон РФ от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности» ст. 32; Законы РФ «О связи» от 16 февраля 1995 г. «О почтовой связи» от 9 августа 1995 г.; Закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г.; Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. и другие.) содержащие требования организационного и процедурного характера

- Правовые нормы, связанные с требованиями организационного и процедурного характера, включают в себя: (ГК РФ п.2 ст. 57; Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ» от 3 июля 1991 г.; Закон РФ «ОБ акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.; Закон РФ «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995 г. и другие)

В перечисленных актах речь идёт об основных направлениях организационной деятельности государственных органов, призванных содействовать формированию конкурентной среды в различных отраслях отечественной экономики и предотвращению различных проявлений незаконного монополизма.

Табл.3

Структура антимонопольного законодательства Российской Федерации по состоянию на 1 января 2007 года.

Антимонопольное законодательство РФ
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» Федеральный закон «О защите конкуренции» 26 октября 2006 г.
Федеральный закон «О рекламе» 22 февраля 2006 г. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»
Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» Федеральный закон «О естественных монополях»
Закон РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 8 июля 2005 г.

Антимонопольные органы также наделены Законом о защите конкуренции в ст. 2 исходит из широкой трактовки состава антимонопольного законодательства и включает в него не только законодательные, но и подзаконные акты в виде нормативных указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ. К ним относятся принятые Указы Президента РФ от 17 февраля 1995 г. № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы», от 6 марта 1995 г. № 161 «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ», Постановления Правительства РФ от 9 марта 1994 г. №191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ», «О плате за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством» от 26 декабря 1995 г. № 1284.

Они, хотя и не входят в состав антимонопольного законодательства но, тем не менее, способствуют реализации его норм. Ведомственные акты антимонопольных органов издаются на основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. К ним относятся, прежде всего «Правила рассмотрения дел о нарушения антимонопольного законодательства», утверждены приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. № 53, Приказ ГКАП России от 26 октября 1993 г. № 112 «О методических рекомендациях по определению границ и объемов товарных рынков», и другие.

Наши рекомендации