Признаки закона и его структура
Закон основная категория законодательной системы страны. Поэтому его изучение занимает центральное место в юридической теории и законодательной технике. Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие признаки закона. 1. Закон принимается только высшими представительными органами государственной власти парламентом страны или всенародным голосованием (референдумом). 2. Закон регулирует основополагающие, наиболее значимые, важнейшие общественные отношения, определяемые исключительной компетенцией высшего органа государственной власти. Он должен быть точным, четким и ясным. 3. Закон обладает высшей юридической силой в правовой системе страны. Любой иной правовой акт, изданный не на основании не во исполнение закона, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, отменяется в установленном порядке. 4. Закон является нормативным актом, то есть устанавливающим общие правила поведения (нормы), обязательные для всех граждан, государственных органов, общественных организаций и движений, должностных лиц (или для физических и юридических лиц, указанных в самом законе). 5. Регулируя соответствующие общественные отношения, закон наиболее устойчив, стабилен и подвергается изменению, дополнению или отмене лишь в исключительных случаях в силу объективной общественной необходимости. 6. Закон принимается в особом порядке, предусмотренном конституцией и регламентом парламента. Главенствующее и специфическое положение закона в правовой системе требует особо тщательного его "технологического" оформления. Структура закона состоит из следующих основных элементов (частей): 1. Наименование органа, принявшего закон. Указанием на орган, принявший закон, определяются сфера его действия и юридическая сила. Любой правовой акт, также как и закон, должен иметь наименование органа, его принявшего. Тем самым создается соответствующая иерархия нормативно-правовых актов по их юридической силе. Следует иметь в виду, что все правовые акты обязательны, но юридическая сила их различна. 2. Название закона. Каждый закон (равно как и любой правовой акт) должен иметь название, что позволяет сразу же определить его предмет, круг регулируемых общественных отношений. При этом название закона следует формулировать максимально кратко, оно должно лаконично отражать его основное содержание. Бывают, однако, случаи, когда длинного названия закона трудно или даже нельзя избежать. Тогда целесообразно давать короткие подзаголовки. Требование законодательной техники относительно краткости названия закона связано с необходимостью быстро ориентироваться в обширном законодательном материале. 3.Преамбула закона. Преамбула представляет собой вводную часть закона, в которой излагаются мотивы его принятия, задачи или цели. Тем самым раскрываются причины принятия и направленность закона, политическое, экономическое или социально-культурное значение. Преамбула пропагандирует закон, мобилизует и активизирует деятельность людей на его практическую реализацию, воплощение в жизнь. 4. Нормативно-правовое содержание закона. Основной частью закона являются его нормативно-правовое содержание, постановляющие предписания, дозволения и запреты. На этой части следует сосредоточить главное внимание в процессе законотворчества, поскольку именно в ней излагаются обязательные установления, составляющие содержание закона. Каждую статью (пункт, часть) закона следует формулировать так, чтобы она содержала по возможности отдельное, но законченное правовое правило со всеми его составными элементами. Статьи (пункты, части) закона могут излагаться либо в обобщенной форме, охватывающей однородные факты или однопорядковые общественные отношения, либо путем перечисления конкретных предметов, действий или явлений. 5.Последствия несоблюдения закона. Несоблюдение нормативно-правового содержания закона влечет за собой различные последствия в зависимости от характера нарушений. Они могут иметь гражданско-правовой, административно-правовой или уголовно-правовой характер. Если закон запрещает совершение определенных действий, то в него включается специальное указание, предусматривающее применение соответствующей санкции. Однако чаще всего санкции содержатся в других законах или иных правовых актах, как отмечено. 6.Отмена законом других нормативно-правовых предписаний. Новый закон обычно содержит указание об отмене, если иное не предусмотрено им, всех иных действующих законов и подзаконных актов, ему противоречащих. 7.Опубликование закона и вступление его в силу. Закон обязательно публикуется в официальных изданиях, а также может быть опубликован и в других органах печати, обнародован по телевидению, радио, передан по линиям связи соответствующим государственным органам и общественным организациям. Что касается вступления закона в силу, то оно определяется самим законом либо происходит с момента его официального опубликования. 8.Подпись соответствующего должностного лица. Структура закона завершается подписью соответствующего должностного лица, что придает ему официальное значение. Обычно таким лицом является глава государства или председатель парламента, что определяется конституцией той или иной страны. Таковы основные структурные части закона, при формировании каждой из которых требуется строгое следование правилам и приемам законодательной техники. Только при этом условии закон получит совершенную форму.