Обращения граждан как форма реализации мсу

Обращения граждан в местные органы государственной власти - довольно распространенная и давно используемая в нашей стране форма участия граждан в управлении общественными и государственными делами, а в данном случае - муниципальными делами.

В соответствии со ст. 1 Закона ПМР «Об обращениях граждан» правом на обращение в ОМС, а также к их должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов, обладают граждане ПМР, иностранцы и лица без гражданства. ОМС, их должностные лица обязаны своевременно и по существу рассматривать обращения граждан и принимать по ним решения.

Институт обращений может рассматриваться как:

- важное средство укрепления связи граждан с ОМС;

- реализация конституционного права граждан на их непосредственное участие в самоуправлении;

- средство восстановления нарушенных прав и свобод.

Обращения могут быть в устной и письменной форме. Выделяют два вида обращений: индивидуальные и коллективные. По функциональному критерию

а) предложение - обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности ОМС в решении вопросов .

б) заявление - обращение гражданина, направленное на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан, установленных Конституцией ПМР и законами ПМР;

в) жалоба- обращение гражданина, содержащее требование о восстановлении прав, свобод или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов местного самоуправления, их должностными лицами;

г) ходатайство - письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.

д) коллективное обращение - обращение двух или более граждан в письменном виде либо обращение, принятое на собрании, путем голосования

е) петиция - коллективное обращение граждан в органы государственной власти ПМР о необходимости проведения общественных реформ или внесения изменений и дополнений в законодательство ПМР.

Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес ОМС или должностного лица, которому они адресованы, изложение существа предложения фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, контактные телефоны, дату и личную подпись. К обращению могут быть приложены необходимые для рассмотрения документы или их копии.

ОМС и должностные лица местного самоуправления обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. В тех случаях, когда для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их разрешения могут быть в порядке исключения продлены, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему обращение.

Вслучае если обращения неподведомственны ОМС или должностному лицу, они переадресуются в трехдневный срок со дня поступления тому органу власти или должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в них вопросов.

Депутаты местных Советов рассматривают обращения граждан в соответствии с Законом «О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов» и Законом «Об обращениях граждан». Обращения граждан, являющихся избирателями, адресованные депутату избирательного округа, на территории которого они проживают, рассматриваются депутатом в первоочередном порядке.

Руководители органов власти осуществляют личный прием граждан. Во время личного приема гражданин имеет право сделать устное заявление либо оставить письменное обращение. Личный прием граждан осуществляется главами государственных администраций - один раз в неделю.

По итогам рассмотрения жалобы принимаются одно из следующих решений:

а) о полном или частичном удовлетворении жалобы, восстановлении нарушенного права гражданина;

б) об отказе в полном или частичном удовлетворении жалобы;

в) о направлении жалобы по подведомственности.

Отказ в принятии обращения, а также решение по обращению, не удовлетворяющее гражданина, могут быть обжалованы в вышестоящий орган власти, у вышестоящего должностного лица либо в суде.

30. Народная правотворческая инициатива

Народная правотворческая инициатива или «правотворческая инициатива граждан» - суть ее в том, что право граждан, проживающих на территории муниципального образования, разработать и внести на рассмотрение соответствующего органа местного самоуправления проект правового нормативного акта по вопросам местного значения. Практически институт народной инициативы трансформировался из института обращений граждан.

Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат рассмотрению на открытом заседании в присутствии инициаторов, при этом представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении внесенного проекта муниципального правового акта. Сами проекты и результаты рассмотрения могут быть опубликованы (обнародованы).

В отличие от референдума, волеизъявление на принятия нормативно-правового акта не является обязательным для органа местного самоуправления.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Так, например, там разрабатываются нормы количества граждан, имеющих право на инициативу, порядок подачи проекта, порядок рассмотрения, гарантии и т.д. К сожалению, в нашей республике данный институт не только не регламентирован в правовой форме, но и вообще не упоминается в нормативно-правовых актах. Хотя его существование и не противоречит действующему праву. Наоборот, народная правотворческая инициатива является выражением идей, записанных в ст. 1 Конституции ПМР.

Единственным упоминанием данной формы непосредственной демократии является ст. 19 Закона ПМР «Об обращениях граждан». Но там говорится об обращениях в Верховный Совет ПМР, а не о правотворческой инициативе в ОМС.

Считаем, что своеобразной формой проявления народной инициативы являются предложения, заявления, жалобы населения муниципального образования, которые позволяют лучше узнать положение дел в той или иной сфере жизни и побуждают к проявлению нормотворческой инициативы.

Следует заметить, что для нашей республики это новая и перспективная форма самоуправления, требующая более детальной регламентации на законодательном уровне и более глубокого теоретического осмысления.

31. Митинги, демонстрации, шествия, пикетирования.

Наряду с формами участия в осуществлении местного самоуправления, действующими в тех или иных организационных рамках, население может также прибегать к таким традиционным формам, как участие в митингах, пикетах, иных публичных акциях в целях выражения своего мнения по тем или иным вопросам деятельности органов местного самоуправления. И в силу целей соответствующих акций, связанных с осуществлением местного самоуправления, все они могут рассматриваться как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Законом ПМР «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР» институт манифестаций (митингов, демонстраций, шествий и пикетирований) прямо не предусмотрен, однако граждане имеют право участвовать в осуществлении местного самоуправления в формах, прямо не указанных в законе, но не противоречащих законодательству.

Конституционное положение о свободе мысли и слова как необходимое условие формирования демократического гражданского общества реализуется в праве каждого гражданина на мирные публичные мероприятия – манифестации. Но это право не должно использоваться для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Граждане ПМР обладают конституционным правом собираться мирно, без оружия, с обеспечением охраны участников собрания и окружающей среды. Государство, гарантируя право граждан на организацию собраний и участие в них, содействует гражданам в реализации этого права. Так, государство создаёт условия и оказывает гражданам помощь в проведении собраний, безвозмездно предоставляет территорию для проведения мероприятия, распространяет сведений о проведении собраний в СМИ, обеспечивает охрану общественного порядка и безопасность проведения мероприятий.

Закон ПМР «Об организации и проведении собраний» под собраниями понимает митинги, демонстрации, манифестации, шествия, пикетирования, забастовки, голодовки, проводимые в общественных местах, а также любые другие собрания граждан. При этом даются следующие определения:

а) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

б) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

в) манифестация - сочетание различных видов собраний;

г) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

д) пикетирование - форма общественного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

е) забастовка - временный добровольный отказ граждан от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора;

ж) голодовка - выражение формы протеста гражданином (гражданами) с целью привлечения внимания общества к какой-либо неразрешенной проблеме.

Законодательство предусматривает уведомительный порядок проведения собраний, при котором компетентные власти заранее извещаются устроителями о предстоящем собрании, его времени, месте, тематике и т.д. О проведении данных мероприятий организаторы должны направить в срок не ранее 15 (пятнадцати) и не позднее 10 (десяти) дней до намеченной даты его проведения уведомление главе государственной администрации соответствующего населенного пункта. Глава государственной администрации даёт соответствующее согласие (не путать с разрешением) и назначает уполномоченного представителя, ответственного за проведение собрания.

В случае если организаторы допустят нарушения законодательства при подготовке и проведении манифестаций, то они могут быть привлечены к ответственности в соответствии с КоАП ПМР.

По результатам проведенной манифестации уполномоченные органы должны рассмотреть по существу вопросы, явившиеся причинами проведения массовой акции, изучить публичные обращения граждан, принятые в результате публичных мероприятий, принять по ним необходимые решения и сообщить о них организаторам массовой акции.

Неправомерные действия и решения органов государственной власти м ОМС, ущемляющие право на проведение публичных мероприятий, могут быть обжалованы в суд.

32. Голосование населения в целях учета мнения населения при изменении граництерриторий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Данная процедура проводится в обязательном порядке в случаях, когда изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования допускаются при наличии согласия населения, выраженного путем голосования. Оно назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном для проведения местного референдума.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона ПМР «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР» «Административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, могут объединяться в одну по взаимному согласию и с учетом желания населения, выраженного в итогах референдума».

Здесь говорится о местном референдуме и, конечно же, голосование населения в целях учета мнения населения при изменении границ территорий является ничем иным как разновидностью местного референдума. Одновременно есть ряд особенностей, отличающих нормы о голосовании по вопросам преобразования муниципального образования от норм о местном референдуме:

- в отношении голосования не применяются законодательные нормы, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные и муниципальные должности. Данное положение обусловлено тем, что инициаторами изменения территориальной организации местного самоуправления могут быть вышеупомянутые органы и лица;

- в отношении голосования не применяются положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на местном референдуме. Данное положение обусловлено тем, что решение, принятое на местном референдуме, подлежит безусловному исполнению на территории муниципального образования, а мнение населения, выявленное в рамках голосования, подлежит учету. Иначе говоря, по соответствующему вопросу может быть принято решение, совпадающее с мнением населения, однако предложение об изменении территориальной организации местного самоуправления может быть оставлено и без удовлетворения.

Согласие населения на преобразование муниципального образования может быть получено через процедуры голосования или схода граждан и считается полученным, если за предложенные изменения проголосовало более половины жителей муниципального образования (части территории муниципального образования), принявших участие в голосовании (сходе).

Наши рекомендации