Правотворческая инициатива как форма обращения граждан в органы и к ДЛ МСУ.

Правотворческая инициатива граждан – это новая форма непосредственной демократии, которая осуществляется посредством внесения группой граждан проекта правового акта по вопросам местного значения, по отмене или изменении ранее принятых нормативно-правовых актов для последующего вынесения соответствующей инициативы на местный референдум или принятия представительным органом местного самоуправления.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан и подписей устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и по федеральному закону не может превышать
3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласно статьи 23 Устава г. Красноярска сбор подписей организуется инициативной группой, образованной в количествен не менее 5 человек. Инициативные группы формируются на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства, заседаниях органов местного самоуправления, на сходах граждан и во время проведения общественно-политических акций. В соответствии с ч.1 статьи 46 Федерального Закона от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ к числу субъектов правотворческой инициативы относятся также органы территориального общественного самоуправления.

Регистрация инициативной группы и утверждение формы подписного листа производится органом городского самоуправления, в который предполагается внести правовой акт. Документы, представленные инициативной группой, регистрируются органом местного самоуправления, что является основанием для сбора подписей под петицией о нормотворческой инициативе. Актом регистрации является принятие органом местного самоуправления протокольного решения. Дата принятия органом местного самоуправления протокольного решения является датой регистрации правотворческой инициативы. В день регистрации правотворческой инициативы представителю инициативной группы передается официальный образец подписного листа за подписью руководителя органа местного самоуправления, заверенный печатью соответствующего органа местного самоуправления.

Сбор подписей может осуществляться в течение не более 3 месяцев со дня регистрации инициативной группы. Процедура сбора подписей должна соответствовать нормам избирательного законодательства о сборе подписей при проведении муниципальных выборов или местного референдума. Требования к подписным листам те же, что и на выборах и референдумах.

Для признания правотворческой инициативы граждан, успешно осуществленной в ее поддержку, необходимо собрать определенное количество подписей. Например, в г. Красноярске внесенный инициативной группой проект подлежит рассмотрению органами городского самоуправления, если он поддержан собранными в установленном порядке подписями не менее 5 тысяч граждан, проживающих на территории города и обладающих избирательным правом.

Отказ в принятии решения об успешном осуществлении правотворческой инициативы возможен в случае предложения ее инициаторами проекта нормативного акта, не соответствующего Конституции России, федеральным законам, уставу (конституции) и законам субъекта Российской Федерации. Несоответствие указанного проекта нормативному правовому акту должно быть подтверждено заключением о результатах его научной экспертизы.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. На заседании органа местного самоуправления при рассмотрении проекта нормативного правового акта, предложенного в порядке осуществления народной правотворческой инициативы, вправе присутствовать и выступить с докладом один из представителей инициативной группы.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Наши рекомендации