Общая характеристика Инспекции ФНС России № 26 по г. Москве
Прежде чем приступить к рассмотрению деятельности Инспекции ФНС № 26 по г. Москве, необходимо определить место и роль ФНС в системе государственного и муниципального управления.
В целом, рассматривая понятие государственной власти, необходимо отметить, что она представляет собой форму политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства посредством государственного аппарата, издания и доведения до реализации общеобязательных правовых норм.
Государственная власть в соответствии с Конституцией РФ в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной, а также органов власти, не входящие ни в одну из трех основных ветвей (например, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Российская академия сельскохозяйственных наук, Уполномоченный по правам человека в РФ и т.д.)
Структура ветвей власти представлена на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Разделение государственной власти в РФ
В рамках данной выпускной квалификационной работы особого внимания заслуживает исполнительная ветвь власти, поскольку ФНС входит в ее состав.
Рассмотрим сущность и структуру исполнительной власти РФ подробнее.
Исполнительная власть, представляет собойодин из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, как совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.
Основное назначение исполнительной власти заключается в организации практического исполнения Конституции России и законов РФ в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения.
В России трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти, представленной на рисунке 2.2.
Рис. 2.2. Уровни федеральных органов исполнительной власти в РФ
Рассмотрим подробнее структуру органов исполнительной власти, с целью определения места ФНС в ней.
Структура федеральных органов исполнительной власти, утверждается Указом Президента Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636, структура федеральных органов исполнительной власти включает (см. рис. 2.3.).
Рис. 2.3. Структура федеральных органов исполнительной власти
Таким образом органы исполнительной власти разделяются в зависимости от подчинения президенту РФ и Правительству РФ, поскольку ФНС входит в состав органов исполнительной власти, подчиняющихся Правительству РФ, рассмотрим данную группу органов подробнее (см. рис. 2.4.).
Рис. 2.4. Структура федеральных органов исполнительной власти в подчинении Правительства РФ
Полная иерархия органов исполнительной власти находящейся в подчинении Правительства РФ представлена в приложении 1.
Таким образом, ФНС находится в прямом подчинении Министерства финансов РФ. Рассмотрим данное министерство подробнее.
Министерства финансов РФ представляет собой федеральное министерств, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в РФ.
К основным целям деятельности Министерства финансов РФ относятся следующие цели (см. рис. 2.5.)
Рис. 2.5. Цели деятельности Министерства финансов РФ
Для достижения целей по реализации ответственной бюджетной политики, направленной на долгосрочную устойчивость, в состав Министерства финансов РФ входит ФНС РФ.
В целях данной ВКР необходимо подробнее рассмотреть сущность и структуру ФНС РФ.
ФНС — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
ФНС осуществляет следующие основные полномочия в установленной сфере деятельности:
1. осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
2. осуществляет государственную регистрацию, а так же ведёт учет всех налогоплательщиков в установленном порядке;
3. принимает решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
4. организует прием граждан;
5. обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан.
Полный список полномочий ФНС в приложении 1.
ФНС с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
2. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
6. применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ;
7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды;
9. учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград.
Согласно действующего законодательства, ФНС, а так же должностные лица налоговых органов наделены соответствующими правами и обязанностями с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФНС. Полный список прав и обязанностей ФНС, а так же должностные лица налоговых органов в приложении 2.
Далее рассмотрим особенности взаимодействия ФНС с другими органами государственного управления.
С 1 декабря 2011 года ФНС РФ и Банк России реализуют электронный документооборот, в соответствии с Положением Банка от 29.12.2010 №365-П «О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде» (зарегистрирован Министерством юстиций России от 27.01.2011 регистрационный №19602) и приказом ФНС РФ от 15.03.2011 №ММВ-7-2-203@ «Об утверждении Порядка представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (зарегистрирован Министерством юстиций России от 31.05.2011 регистрационный №20900).
Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) – это организации, созданные для централизованного предоставления услуг по принципу «одного окна». С 2011 года организовано представление отдельных государственных услуг налоговых органов в МФЦ и их отделениях и филиалах по всей Российской Федерации, что повышает доступность получения услуг налогоплательщиками, проживающими на территориях, отдаленных от местонахождения территориальных органов ФНС РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 в МФЦ предоставляются следующие услуги ФНС России:
1. Услуга "Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"
2. Услуга "Бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц"
3. Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц"
4. Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (в части предоставления по запросам физических и юридических лиц выписок из указанного реестра, за исключением сведений, содержащих налоговую тайну)"
5. Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (в части предоставления по запросам физических и юридических лиц выписок из указанных реестров, за исключением выписок, содержащих сведения ограниченного доступа)"
6. Услуга "Прием запроса о предоставлении справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов"
7. Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в государственном адресном реестре".
ФНС так же взаимодействует со смежными по компетенциям органами государственной власти:
1. Федеральное казначейство;
2. Федеральная миграционная служба;
3. Пенсионный фонд Российской Федерации;
4. Росреестр;
5. Министерство внутренних дел.
Рассмотрим общею структуру ФНС, с целью определения места и роли налоговых инспекций. (см. рис. 2.6.)
Рис. 2.6. Общая структура ФНС
Для реализации целей по сбору и учету налогов, в систему ФНС входят множество межрегиональных и межрайонных инспекций, к числу которых относится Инспекции ФНС № 26 по г. Москве. Рассмотрим деятельность данной Инспекции ФНС во взаимосвязи с ФНС как единого целого.
С целью наиболее эффективного исполнения должностных обязанностей, а так же соблюдения законодательства о налогах и сборах в Инспекции ФНС России № 26 по г. Москве сформированы отделы:
- Отдел информационных технологий,
- Отдел безопасности,
- Отдел ввода и обработки данных,
- Отдел встречных проверок,
- Отдел выездных проверок № 1, № 2, № 3, № 4,
- Отдел камеральных проверок № 1, № 2, № 3, № 4,
- Отдел досудебного аудита,
- Отдел оперативного контроля,
- Отдел по работе с налогоплательщиками,
- Отдел регистрации и учета налогоплательщиков,
- Отдел урегулирования задолженности,
- Аналитический отдел,
- Отдел общего хозяйственного обеспечения,
- Юридический отдел,
- Отдел оперативного анализа,
- Отдел обеспечения процедуры банкротства,
- Отдел кадров,
- Отдел финансового обеспечения.
Особое место в структуре Инспекции ФНС № 26 по г. Москве занимает отдел урегулирования задолженности, являющийся не только конечной инстанцией деятельности Инспекции, но и выполняет ряд ключевых задач. Основная функция отдела – взыскание и урегулирование задолженности физических, юридических лиц, а так же индивидуальных предпринимателей, однако, в компетенции отдела так же входят:
1. Возврат излишне/ошибочно уплаченных налогов физическим лицам,
2. Возврат излишне/ошибочно уплаченных налогов юридическим лицам,
3. Возврат излишне/ошибочно уплаченных налогов индивидуальным предпринимателям,
4. Возврат государственной пошлины согласно ст. 330 п. 40 НК РФ,
5. Осуществление зачетов ошибочно/излишне уплаченных налогов,
6. Подготовка и направление документов в суд с целью взыскания задолженности согласно 48 ст. НК РФ,
7. Взыскание задолженности за счет имущества через службу судебных приставов согласно 47 ст. НК РФ,
8. Принудительное взыскание задолженности согласно ст. 46, 69 НК РФ.
Согласно данных должностных обязанностей, в отделе ведется не только текущая работа с целью урегулирования и взыскания задолженностей. Отдел урегулирования задолженности так же ежедневно исполняет поручения Управления ФНС РФ по г. Москве, а так же Министерства финансов РФ с целью контроля за исполнением целей, поставленных вышестоящими организациями.
Далее произведем анализ деятельности Инспекции ФНС №26 по г. Москве, с целью определения основных проблем, препятствующих ее эффективному функционированию.