Общее понятие управления
Управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно осуществляется в организованных системах любой природы в целях обеспечения должной организации системы и необходимого режима ее функционирования, а в конечном счете - достижения задач, стоящих перед системой. Управление осуществляется в технических, биологических и социальных системах.
Несмотря на многие коренные различия технических, биологических и социальных систем, механизм управления этими системами одинаков и связан с определенным воздействием управляющего субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления). Во-первых, управляющий субъект должен постоянно получать информацию о состоянии управляемого объекта, динамике этого состояния, поведении объекта, его параметрах и др. Во-вторых, управляющий субъект данную информацию надлежащим образом оценивает, анализирует и на основе этого, исходя из задач, стоящих перед системой, ее возможностей принимает управленческое решение, т. е. решение о характере воздействия на управляемый объект. В-третьих, управляющий субъект передает информацию, отражающую принятое управленческое решение, управляемому объекту, оказывая на него при этом необходимое управленческое воздействие.
Передачу информации от управляющего субъекта к управляемому объекту принято называть прямой связью; передачу информации от управляемого объекта к управляющему субъекту — обратной связью. Информация, поступающая по каналам обратной связи, отражает не только состояние управляемого объекта и его параметры, но и их изменение в результате осуществляемого управляющего воздействия на объект со стороны субъекта.
Поясним сказанное на примере. В качестве управляемой технической системы рассмотрим систему нагрева воды в обычной котельной. Оператор котельной, являющийся управляющим субъектом такой системы, должен постоянно получать информацию о температуре воды, давлении в котлах, расходе топлива и других параметрах. Это - информация, передаваемая от управляемого объекта к управляющему субъекту по каналам обратной связи. В данном случае такой связью являются измерительные приборы.
Анализ полученных по каналам обратной связи сведений позволяет управляющему субъекту принимать решения о том или ином воздействии на управляемый объект. Так, оператор может посчитать необходимым увеличить или уменьшить расход топлива, поднять или сбросить давление в котлах, повысить или понизить температуру нагрева воды. Подобные управленческие решения обусловлены задачами системы водонагрева (например, для каких потребителей требуется горячая вода), заданной температурой воды, техническими характеристиками котлов и т. д.
Однако принятие управленческого решения само по себе не приведет ни к изменению расхода топлива, ни к оптимизации давления в котлах, ни к повышению или понижению температуры воды. Оператор должен «передать» свое решение системе нагрева воды по каналам прямой связи. С этой целью он с помощью кранов, вентилей, заслонок, реостатов и других технических агрегатов регулирует работу топливоподающих, дроссельных, нагревательных и прочих агрегатов, обеспечивающих нагрев воды.
Таким образом, о системе управления можно говорить как о системе, состоящей из четырех основных элементов: субъект управления (тот, кто управляет); объект управления (то, кем или чем управляют); прямая связь (информация, поступающая от субъекта управления к объекту управления); обратная связь (информация, поступающая от объекта управления к субъекту управления)^
Наиболее сложным видом управления является управление социальными системами. Под социальным управлением (управлением социальными системами) понимается воздействие на общность людей в целях упорядочения общества, его совершенствования и развития, достижения стоящих перед людьми задач. Объективная необходимость в социальном управлении обусловлена общественным характером существования людей: их труда, иных отношений, общения, взаимодействия. Социальное управление необходимо всегда, когда осуществляется совместная деятельность людей, для обеспечения ее координации и регулирования, согласованности индивидуальных действий.
Объектом социального управления являются существующие в обществе отношения, социальные образования, отдельные люди; субъектом управления - руководители, осуществляющие персональное руководство, и коллективные органы управления любыми общностями людей (государственными и негосударственными организациями, их структурными подразделениями, общественными объединениями, международными организациями, иными общностями людей); органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица. Несмотря на значительную роль, которую играют при управлении социальными системами субъективные факторы волевого, эмоционального, иного психологического характера, сложившиеся отношения между людьми, традиции, устои, привычки, морально-этические нормы и др., управление такими системами вне зависимости от их величины и сложности протекает по общему рассмотренному выше механизму процесса управления. При управлении социальными системами управляющий субъект также по каналам обратной связи получает информацию о состоянии управляемого объекта, ее оценивает, анализирует, а принятое управленческое решение по каналам прямой связи передает управляемому объекту.
Однако организация обмена информацией между элементами социальных систем, методы ее получения, оценки и анализа, механизмы принятия управленческих решений и воздействия на людей во многом принципиально отличаются от управления в системах иной природы. Это объясняется не только сложностью социально-экономических процессов, биологическими, психологическими и социальными особенностями людей как объектов управления в социальных системах, но и многообразием каналов прямой и обратной связи в таких системах.
Процесс социального управления состоит из ряда стадий, которыми являются: формулирование целей и постановка задач управления; выработка и принятие управленческого решения; организация исполнения этого решения; контроль за претворением в жизнь управленческого решения.
Социальное управление подразделяется на государственное управление и негосударственное управление. Негосударственное управление осуществляется органами местного самоуправления, администрацией негосударственных организаций и общественными объединениями граждан.
В курсе административного права основное внимание уделяется государственному управлению. Под государственным управлением в широком смысле слова понимается управление делами государства, всеми его органами по достижению целей, стоящих перед государством. Субъектами государственного управления являются органы государственной власти, другие государственные органы, должностные лица, наделенные государственно-властными полномочиями. Однако опыт свидетельствует, что эффективно управлять государством невозможно без включения в процесс управления органов местного самоуправления, которые в соответствии с положениями Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.