III. Методические рекомендации по организации работы с октябрятами
Каковы наиболее важные требования к организации работы октябрятской группы?
Прежде всего — правильная дозировка деятельности ребят, особенно трудовой, чередование разнообразных видов работы, красочность и яркость оформления всех коллективных дел. Жизнь октябрятских групп и звездочек должна быть пронизана игрой, а все дела октябрят — носить конкретный характер.
Октябрятская группа организуется в I классе. Один из пионерских отрядов дружины работает с ней до тех пор, пока октябрята не станут пионерами. Вожатый группы — комсомолец или старший пионер. Группа октябрят делится на звездочки. В каждой звездочке — 5 октябрят. Вожатый звездочки — пионер V, VI или VII класса. Для лучшей организации работы с группой очень важно, чтобы все звездочки были примерно равными как по количеству октябрят, так и по их силам. Это объясняется тем, что вожатому часто приходится прибегать к организации таких игр и занятий, где звездочка выступает в роли команды, бригады.
Весьма желательно формирование звездочек из ребят, живущих рядом: в одном доме, в одном дворе. Дружба в эти годы рождается, как правило, по принципу соседства — живут рядом, сидят за одной партой. К тому же это позволяет звездочке собираться не только в школе.
Примерно раз в месяц вожатые вместе с учителем проводят общие сборы октябрятской группы, на которых беседуют с октябрятами на те или иные темы, играют, читают им книги, показывают диафильмы, проводят различные конкурсы, разучивают песни, танцы. Очень важно, чтобы эти занятия все время чередовались: беседа, требующая сосредоточенности и внимания, сменялась игрой, а игра — делом, призванным вновь собрать внимание октябрят.
В конце каждой такой встречи желательно вместе с октябрятами в спокойной и дружеской форме оценивать действия звездочки, отдельных ребят, их успехи и неудачи.
Особое значение приобретает организация общественно полезного труда октябрятской группы: выбор цели, распределение обязанностей. Труд, как правило, должен быть коллективным, у каждой звездочки свой участок работы, четкое и ясное задание. Обязательно посильное чередование труда и отдыха, смена видов работы. Важен также игровой момент, всегда увлекающий малышей. Не просто уборка двора, а «война с королем Мусором»; изготовление игрушек на елку — в «мастерской Деда Мороза», с «октябрятским конвейером», «Кукольное ателье», где октябрята шьют платья своим куклам.
В октябрятской звездочке поручения ребятам дает вожатый-пионер или коллектив звездочки. Все поручения достаточно просты, конкретны: ребятам всегда должно быть ясно, как и что делать и, главное, для чего все это надо делать. Вожатый назначает: санитара («стража чистоты»), цветовода («друга цветов»), скорохода-связного, знатока погоды (ведущего календарь погоды). Со временем круг поручений расширяется. На втором году жизни октябрятской группы появляются задания быть «хранителем клада игр и затей», «заведующим веселой библиотекой» и т. д.
Поручения даются октябрятам на сравнительно короткие сроки — на две недели, месяц — и постоянно меняются.
Учитель играет чрезвычайно важную роль в коллективе младших школьников. Он должен максимально способствовать формированию у детей чувства принадлежности к октябрятскому коллективу, установлению дружеских взаимоотношений между октябрятами и их старшими товарищами — пионерами. Педагогу следует терпеливо готовить пионеров-вожатых, не обладающих достаточным опытом работы с малышами, к выполнению роли руководителей, организаторов жизни октябрят.
IV. Примерное содержание и формы работы с октябрятами
Октябрятам о В. И. Ленине. Знакомство с жизнью и деятельностью В.И.Ленина. Детство В.И.Ленина. Ленин — вождь Великой Октябрьской социалистической революции, борец за счастье трудового народа.
Читая вслух первые книги о Ленине, слушая рассказы вожатых, учителей, старших друзей, октябрята знакомятся с эпизодами из его жизни, борьбы и труда. Беседы, отрывки из произведений должны быть доступны пониманию октябрят, носить образный, увлекательный характер, подкрепляться показом диафильмов, репродукций картин, посвященных В. И. Ленину.
Почему ребят называют «октябрятами», «внучатами Ильича»? Этому посвящаются беседы вожатых, пионеров, разучивание песен и стихотворений о юных ленинцах-пионерах и октябрятах — внучатах Ильича. Праздники «День красной звездочки», день рождения В.И.Ленина.
Октябрятам о Родине. Наша страна — Союз Советских Социалистических Республик. Флаг, герб, гимн СССР. Доступная информация о событиях в стране по материалам газет и журналов, радио- и телевизионных передач. Чтение книг о Родине, о дружбе всех советских народов, просмотр фильмов и диафильмов.
Родина — это-все, что нас окружает. Первое знакомство октябрят с окружающим их миром: школа, улицы, прилегающие к школе. На улицах — завод, фабрика, магазин, аптека, почта, детский сад, больница. В селе — ферма, клуб, мастерская и т. д. Здесь трудятся советские люди, родители октябрят. Что они делают? Для чего? Знакомство с их трудом (почтальон, милиционер, рабочий-строитель, продавец, воспитатель детсада, шофер, водитель трамвая, летчик, пожарник, колхозник и т. д.), объяснение общественной значимости их труда. Игры в почту, стройку, магазин, в больницу, школу, детский сад, в трактористов, железнодорожников, в «город Октябрятск». Экскурсии в поле, лес, на реку. Рисунки на темы: где я был, что я видел.
Октябрятам о защитниках Родины. Советские воины — на страже мира. Наша армия защищала Советскую страну в борьбе с врагами. Рассказы, экскурсии в музеи, просмотры фильмов, позволяющие ребятам как можно полнее узнать и научиться ненавидеть фашизм, буржуев-насильников, которые во имя собственной наживы эксплуатируют, убивают людей.
Встречи с воинами. Рассказы об армии, чтение книг, просмотр кино- и диафильмов. Рисунки на тему о Советской Армии. Герои-воины. Общие представления о родах войск: пехотинцы, артиллеристы, танкисты, летчики, ракетчики, моряки.
Игры октябрят в летчиков, танкистов, ракетчиков, «парад октябрятских войск» в день 23 февраля, 9 мая.
Стихи и песни о Советской Армии, солдатские песни. Простейшие военно-прикладные навыки октябрят: быть наблюдательными, уметь маскироваться, преодолевать небольшие препятствия и т. д.
Через стремление ребят к военной игре умело воспитывать у них такие качества, как дисциплина, смелость, находчивость.
Октябрятам о дружбе детей в Стране Советов. Октябрята в наших союзных республиках. Рассказы, фотографии, фильмы и песни о том, как они живут, чем занимаются, какие песни поют и в какие игры играют, какие сказки им нравятся. Чтение октябрятской страницы «Звездочка» в газете «Пионерская правда», присмотр телепередач, проведение утренников, встреч с героями любимых сказок народов СССР.
У октябрят есть друзья и за рубежом: в Польше — зухи, в Болгарии — чавдарчата, в Венгрии — кишдо-боши, в Чехословакии — искорки и т. д.
Труд октябрят. Первые навыки общественно полезного, коллективного труда. Подготовка «уголка октябрят». Дежурство октябрят по классу, работа на пришкольном участке. Забота о цветах, кустарниках, деревьях. Забота о птицах, зимующих в родных краях, сбор ягод, грибов, желудей, лекарственных трав. Сбор макулатуры. Самообслуживание дома.
Навыки простейшего мастерства — приготовление игрушек для елки, для малышей во дворе, подарков маме в день 8 Марта, пионерам — к 19 мая, младшим и старшим братьям и сестрам.
Октябрята прилежно учатся. Учение в школе — главный труд, основная обязанность октябрят. Внимание октябрятских групп, вожатых к прилежной учебе каждого октябренка.
Создание в группе «библиотечки октябрят». Разговор о книгах, о чтении. Выпуск своих «книжек-малышек».
Клуб «Почемучек». Праздник «Прощание с букварем», конкурс «Хорошо ли мы считаем, пишем и читаем». Смотры тетрадей и учебников, чистоты и порядка в домашнем «уголке школьника».
Октябрятам о прекрасном. Экскурсии и прогулки октябрят: «Наша школа» — с рассказом, как пионеры заботятся о том, чтобы школа была красивой; в школьный сад, по ближайшим улицам, где малышам показывают новые красивые здания, памятники, помогают увидеть красоту родной природы во все времена года.
Занятия по развитию творчества ребят, разучивание стихов, песен, танцев, занятия в кукольном или теневом театре, октябрятском хоре, лепка, рисование, украшение класса, комнаты к праздникам.
Экскурсии в музеи, на выставки (в том числе и школьные).
Коллективные походы в кино, театр с последующей беседой об увиденном, услышанном.
Праздники-смотры чтецов, художников, исполнителей танцев и песен. Праздники Нового года, встречи и проводы птиц, первого снега и первой травы, цветов, урожая.
Физкультура у октябрят. Навыки в соблюдении режима дня, правил гигиены, охраны здоровья. Праздник Мойдодыра.
Разучивание комплексов физической зарядки. Смотр — кто лучше их выполняет. Игры-соревнования: бег со скакалкой, гонки обручей, школа мяча, спуск с .!горы на санях, стрельба снежками в цель и т. п.
Командные игры-соревнования: «Перестрелка», «День-ночь», «Охотники и утки» и т. д.
Обучение ходьбе на лыжах, бегу на коньках. Лыжные прогулки. Зимний праздник во дворе с аттракционами «и играми-соревнованиями.
Октябрятам о пионерах. Знакомство с жизнью и делами отряда — руководителя октябрятской группы. Песни, игры пионеров. Страницы пионерской летописи, рассказы, книги, фотографии и фильмы о героях-пионерах гражданской и Отечественной войн, о Павлике Морозове и Мамлакат. Пионерская символика: Красное знамя, флаг, вымпел, галстук, значок, салют, девиз и Законы юного пионера, пионерские атрибуты: горн, барабан и т. д.
Беседы вожатых групп и пионеров-инструкторов, учителей, родителей о пионерской организации. Чтение книг, просмотры фильмов и диафильмов о пионерах и октябрятах. Встречи, приглашения на пионерские сборы и праздники: пионеры — октябрятам, октябрята — пионерам. Игра-соревнование «Путешествие в страну Пионерию».
Октябрята становятся пионерами. В III классе большинству октябрят исполнится 10 лет, и они могут уже вступать в пионерскую организацию. Это очень важный шаг в их жизни. Они знакомятся с новыми высокими, привлекательными для них требованиями полноправных членов пионерской организации. Важно, чтобы сам прием в пионеры был торжественным и волнующим, подчеркивал значение организации, в которую вступает октябренок, ее самодеятельный характер, ее права.
Октябренок должен знать, что в пионеры его принимают старшие товарищи, что рекомендует его вожатый октябрятской звездочки — пионер, что вожатый ручается за него в том, что он не подведет товарищей, будет настоящим юным ленинцем.
Прием в пионеры происходит на сборе отряда старших пионеров. Вожатый звездочки представляет отряду октябрят — будущих пионеров. Пионеры обсуждают каждого; кто пожелал вступить в пионерскую организацию, а потом решают вопрос о его приеме в свои ряды открытым голосованием.
На ближайшем сборе дружины все ребята, принятые на отрядном сборе в пионеры, перед строем дружины, перед Красным знаменем дают Торжественное обещание, и им повязывают красные галстуки.