Отраслевая структура права в Российской Федерации
Обращаясь к структуре развитых нормативно-законодательных систем, сложившихся при посредстве активной кодификационной работы компетентных правотворческих органов (здесь и дальше в этой главе имеется в виду развитая правовая система зрелого социалистического общества – советское общенародное право), следует выделить среди разноуровневых структурных подразделении отрасли права.
Отрасли права – наиболее крупные, центральные звенья структуры советского права. Они охватывают основные, качественно особые виды общественных отношений, которые по своему глубинному экономическому, социально-политическому содержанию требуют обособленного, юридически своеобразного регулирования. В соответствии с этим для отраслей права характерно то, что они обеспечивают специфические юридические режимы правового регулирования.
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.244
Под юридическим режимом (в данной области правовых явлений) следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования – особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм. Хотя степень специфики отраслевых режимов может быть различной (они могут быть генеральными, видовыми, специальными), каждая отрасль права с юридической стороны выделяется в правовой системе именно таким режимом регулирования. Отраслевой режим в рамках соответствующего участка правовой действительности пронизывает все частицы правовой ткани, весь комплекс свойственного данной общности норм юридического инструментария[7]. При этом отраслевой режим отличается известной замкнутостью, своего рода суверенностью и подмеченным в литературе фактом неприменимости к отношениям, регулируемым данной отраслью норм, лежащих за ее пределами[8]. Потому-то столь важным, ключевым в практической жизни, в том числе при рассмотрении юридических дел в юрисдикционных органах, является решение вопроса о том, "под эгиду" какого юридического режима (гражданского или трудового права, гражданского или семейного права, уголовного или административного права и т.д.) попадает данный жизненный случай.
Отраслевой режим – явление сложное по своему строению. Наиболее существенные его черты могут быть охарактеризованы при помощи двух основных компонентов, соответствующих сторонам интеллектуально-волевого содержания права:
а) особых приемов регулирования, специфики регулятивных свойств данного образования с волевой стороны его содержания;
б) особенностей принципов, общих положений, пронизывающих содержание данной отрасли с интеллектуальной стороны.
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.245
Определяющее в отраслевом режиме – особенности регулятивных свойств данной правовой общности, присущих ей приемов регулирования. Для главных подразделений правовой системы – основных отраслей – эти особенности настолько значительны, что они воплощаются в своеобразных, специфических только для данной отрасли методе и механизме правового регулирования. И хотя отраслевые методы и соответствующие им механизмы по своим исходным элементам построены на двух простейших началах – централизованном и диспозитивном регулировании (1.17.4.),- последние в каждой отрасли в сочетании со всей совокупностью способов правового воздействия (дозволениями, запретами, позитивным связыванием) (1.17.5-6.) получают своеобразное выражение. Это и отражается, прежде всего, на правовом статусе субъектов – главной черте каждой основной отрасли под углом зрения присущих ей метода и механизма регулирования.
Для каждой основной отрасли характерен также свой, весьма своеобразный "набор" отраслевых принципов, общих положений, образующих общую часть отрасли. Но все же решающее, что придает правовому режиму основных отраслей юридически четкое, контрастное выражение и позволяет рассматривать его в качестве видового или даже генерального, – это наличие особых, только данной отрасли присущих метода и механизма регулирования.
Конечно, юридические признаки – лишь первый шаг при рассмотрении отраслей права. Они служат только основанием для вычленения объективно существующих подразделений в правовой системе. В каждый данный момент наличие, особого юридического режима регулирования и его, наиболее ярких для основных отраслей черт – специфического метода и механизма регулирования (которые проявляются, прежде всего, в особенностях правового статуса субъектов) – служит непосредственным и притом практически важным, безошибочным показателем того, что перед нами реально существующее подразделение в правовой системе, самостоятельная отрасль права.
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.246
В то же время, несомненно, сами юридические признаки нуждаются в объяснении; все они производны, зависят, в конечном счете, от материальных условий жизни общества. Чтобы установить первичные основы деления права на отрасли, необходимо каждый раз обращаться к систематизирующим факторам, которые обусловливают структуру права, и, прежде всего к тому, что определяющее значение при формировании подразделений правовой системы имеет предмет правового регулирования. Отраслевой режим регулирования всегда складывается применительно к тому или иному виду общественных отношений, экономическое, социально-политическое содержание, которого предопределяет и сам факт его формирования, и его юридическую специфику. Должны быть приняты во внимание и другие систематизирующие факторы, а также относительная самостоятельность юридических режимов, возможность их распространения на иные, неспецифические отношения. Кроме того, важно учитывать субъективные факторы, в том числе возможность ошибок законодателя в определении юридического режима, используемого при опосредствова-нии данных отношений.
5. Профилирующие (фундаментальные) отрасли права.
Развитая правовая система – сложный, спаянный жесткими закономерными связями организм, отличающийся многоуровневым характером, иерархическими зависимостями.
Вместе с тем, какой бы сложной, многозвенной по своей структуре ни была развитая правовая система (а такой развитой системой и является право зрелого социалистического общества), в ней неизменно незыблемым, устойчивым, стабильным остается комплекс профилирующих (фундаментальных) отраслей, к которому применительно к современному советскому праву относятся государственное право, административное право, гражданское право, уголовное право, а также процессуальные отрасли. Они образуют с юридической стороны ведущую часть развитой правовой системы, ее неразрушимое ядро. В соответствии с профилирующими отраслями формируются и функционируют на базе собственных видов общественных отношений, образуя в то же время семьи структурных подразделений, другие основные отрасли – трудовое право, земельное право, колхозное право, семейное право, финансовое право, право социального обеспечения.
Отличительные особенности профилирующих (фундаментальных) отраслей, раскрывающие их значение в качестве ядра правовой системы, заключаются в том, что они охватывают такие виды общественных отношений, которые по своему глубинному экономическому, социально-политическому содержанию требуют качественно своеобразного, исходного по специфике правового регулирования и потому предопределяют основные, типовые особенности юридического инструментария. В связи с этим фундаментальные отрасли:
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.247
1) исчерпывающе концентрируют генеральные юридические режимы, групповые методы правового регулирования;
2) отличаются юридической "чистотой", яркой контрастностью, юридической несовместимостью и тем самым исключают возможность взаимного субсидиарного применения входящих в данные отрасли норм;
3) юридически первичны, т.е. содержат исходный правовой материал, который затем так или иначе используется при формировании правовых режимов других отраслей, и вследствие этого выступают в качестве заглавных подразделений целых групп, семей отраслей права, например, гражданское право – заглавной частью семьи отраслей цивилистического профиля;
4) в своей совокупности, как и положено ядру целостной системы, имеют стройную, законченную архитектонику, спаяны четкими закономерными зависимостями, иерархическими связями.
Основополагающей отраслью всей правовой системы является государственное право. Над ним как бы надстраиваются, с одной стороны, административное и гражданское право – две профилирующие отрасли регулятивного плана (и именно две, потому что воплощают в своих юридических режимах в наиболее "чистом" виде первичные по своему значению начала – централизованное и диспозитивное регулирование), а с другой стороны, – профилирующая отрасль, нацеленная в основном на выполнение охранительных задач, – уголовное право. А дальше от государственного и указанных трех других профилирующих материальных отраслей права (гражданского, административного, уголовного) идут генетические, функциональные и структурные связи к соответствующим трем процессуальным отраслям – гражданскому процессуальному, административно-процессуальному, уголовно-процессуальному[9].
65. Реализация права: понятие и формы.
Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных областях общественной жизни.
По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права:
Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы);
Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы) ;
Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;
Применение - властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом.
Активный субъект правоотношений может использовать свои субъективные права, круг пассивных субъектов - соблюдать их. Субъект правоотношения, имеющий юридические обязанности, должен их исполнять.Неисполнение субъектом своих юридических обязанностей влечет возникновение охранительных правоотношений, что является одним из фактических обстоятельств, требующим применения права.
В юридической литературе формы реализации права классифицируются по различным основаниям:
а) по характеру правовых связей между субъектами права – в общих и конкретных правовых отношениях;
б) по субъектному составу – индивидуальная и коллективная формы;
в) по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;
г) по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление права;
д) по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и административно-правовая формы.
Признаки применения норм права:
• Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) ;
• Деятельность по применению норм имеет государственно-властный характер;
• Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор суда в отношении лица, совершившего преступление;
• Применение норм права осуществляется в строго установленном государством порядке.
Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.
Реализация норм права – это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм через правомерное поведение, т.е. практическая деятельность по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.
Право всегда реализуется через правомерное поведение.
Мотивы правомерного поведения:
1) осознание долга перед обществом и государством;
2) внутренняя убежденность в справедливости юридических обязанностей;
3) привычка исполнять закон;
4) подражание поведению других лиц;
5) желание получить определенные выгоды, награды;
6) страх перед наказанием.
По степени активности процесса вовлечения личности в правовое регулирование выделяют следующие виды правомерного поведения:
1) социально – активное поведение;
2) привычное поведение;
3) комформистское поведение;
4) маргинальное поведение.
Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.
В учебной литературе по характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права:
1) соблюдение – воздержание от поступков, запрещенных действующим правом;
2) исполнение – совершение активных поступков по исполнению юридиче-ских обязанностей положительного содержания;
3) использование – осуществление правомочий лица, правомерные дей-ствия по его усмотрению;
4) применение – активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.
2. Понятие применения права. Стадии процесса применения права.
Правоприменение – это властная деятельность органов государства которые издают акты индивидуального применения на основе норм права.
Цель правоприменения:
- охранять правовые нормы от нарушений;
- наказывать правонарушителей;
- ликвидировать вредные последствия правонарушений.
Формы применения права:
1. оперативно-исполнительное;
2. правоохранительное;
Субъекты применения права:
- в широком смысле законодатель, принимая законы;
- в узком смысле, когда речь идет о применении законодательных актов:
1) исполнительные органы власти (Указ Президента, ведомств, комитетов, Решения местных органов власти, Приказы, правила, инструкции и т.д. – локальных органов).
2) Правоохранительные органы
- судьи – приговор, решение, определение;
- прокуратура – санкции, постановления
- милиция – протокол, приказ
- исправительно – трудовые учреждения – приказ, распоряжение.
Основные требования к применению права:
1) законность
2) обоснованность
3) целесообразность (оптимальность)
4) справедливость
Стадии применения права:
- сбор информации (юридических фактов);
- оценка, анализ, поиск правовой нормы;
- решение.
66. Предмет и метод правового регулирования.
Критерии деления норм на отрасли и институты:
- предмет правового регулирования;
- метод правового регулирования.
Предмет – определенный вид общественных отношений. Это содержательная сторона правовых норм.
Метод правового регулирования – различные способы правового воздействия со стороны государства на общественные отношения.
Существует два полярных метода:
1) метод автономии (диспозитивный) представляет самим участником регулируемого правом возможность самостоятельно определять свое поведение в рамках закона (в гражданском, семейном, трудовом);
2) авторитарный (императивный) основан на использовании властных правовых предписаний, которые устанавливают основания и порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у участников правовых отношений (уголовное, административное, финансовое и т.д.).
В литературе принято различать отрасли:
- публичного;
- частного;
- конституционного;
- административного;
- уголовного;
- процессуального права.
Критерий: сфера интереса (частного или публично-правового).
Субъект частный (его частная жизнь и в связи с этим права).
Субъект публичный (гражданин, член публично – политической организации).
Сегодня многие склоняются к тому, что такое деление права и отраслей является доктринальным преувеличением.
Любая норма права в любой отрасли объединяет в себе (по смыслу общеправового принципа формального равенства) оба начала: публично -правовое и частно – правовое.
«Смысл деления права на публичное и частное состоит в том, чтобы выразить правовое значение и общественной пользы, и частной пользы (общественного и частного благ, интересов, воль) в их взаимосогласованном единстве» (Нерсесянц).
Общая воля, представленная в норме права – это и есть правовая форма сочетания публичных и частных интересов.