Правосознание: понятие, структура и виды. Правовой нигилизм и правовой идеализм
Правосознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание – это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п.
Структура правосознания включает в себя два элемента:
1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами);
2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок).
Правовая идеология – главный элемент в структуре правосознания.
По содержанию правосознание подразделяется на:
– обыденное (массовые представления людей, настроения по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта);
– профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики);
– научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права).
С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне пра-вореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов).
Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.
Нигилизм вообще (в переводе с лат. отрицание) выражает негативное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем, негативно–отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.
Формы выражения правового нигилизма:
-преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов.
-повсеместное массовое неисполнение юридических предписаний.
-война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов.
-подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью (люди живут по понятиям, а не по закону).
-конфронтация представительных и исполнительных структур на всех уровнях.
-нарушение прав человека.
правовой идеализм - это переоценка права и его возможостей. Основными формами проявления правовоrо идеализма являются:
• нереалисtичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе . противопоставление "писаного" и "неписаного" права);
• слепая вера граждан в "хорошие законы", которые способны быстро изменить жизнь;
• буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом;
• идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непонимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);
• неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отношения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кавказа и т. д.);
• увлечение формальной стороной права (например при рассмотрении многих судебных дел).
2. К причинам распространения правового идеализма в российском обществе относятся:
• особенности исторического развития, самодержавно-деспотический
характер власти, отсутствие развитых демократических традиций;
• историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозглашение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуществление многих государственных замыслов строительство громадных сооружений, рытье каналов; переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и отмена социализма сверху;
• культивируемый десятилетиями и столетиями "правовой голод";
• идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;
• неразвитое и деформированное правосознание;
• юридическое невежество;
• дефицит политико-правовой культуры.
3. Основными путями борьбы с правовым идеализмом являются:
• укрепление режима законности в стране;
• гарантированность прав и свобод граждан;
• уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества;
• уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов;
• усиление реалистичности юридический науки;
• создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;
• правовое воспитание.