Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится с целью выяв­ления степени соответствия установленным нормам, стандартам и правилам предлагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут вли­ять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций, а также для проверки соблюдения при проек­тировании норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. В соответствии с организационно-правовыми нормами в области защиты граждан, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановлением Правительства РФ от 06 мая 1994 г. № 457 ука­занные экспертные функции осуществляются Министерством России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуаци­ям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС Рос­сии).

В целях обеспечения государственного контроля за качест­вом проектов строительства потенциально опасных объектов, аварии на которых могут иметь катастрофические последствия, выходящие за пределы района их размещения, а также отдельных технически особо сложных объектов, Минстрой России совмест­но с МЧС России, Минприроды России, Госатомнадзором России и Госгортехнадзором России установил перечень объектов, про­екты строительства которых независимо от источников финанси­рования, форм собственности и принадлежности этих объектов, подлежат рассмотрению Главгосэкспертизой России с участием экспертных подразделений указанных министерств и органов го­сударственного надзора.

Положение о проведении государственной экспертизы в об­ласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определило, что экспертизе подлежат градостроительная доку­ментация, технико-экономические обоснования (ТЭО) и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое пе­ревооружение предприятий, зданий и сооружений. Функции Го­сударственной экспертизы проектов МЧС России и экспертных комиссий при проведении экспертизы распределяются в зависи­мости от их компетенции. В компетенцию Государственной экс­пертизы проектов МЧС России входит рассмотрение:

• проектов федеральных целевых программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и на повышение устойчивости функционирования объектов эконо­мики при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• схем развития и размещения отраслей народного хозяй­ства и отраслей промышленности;

• генеральных планов городов - центров субъектов Рос­сийской Федерации и городов с расчетной численностью населе­ния 500 тыс. человек и более; проектов строительства потенци­ально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, включенных в «Перечень потенциально опасных и технически особо сложных объектов», введенный в действие Пись­мом Минстроя России от 20.04.95 г. № БЕ - 19 - 9/24);

• проектов строительства объектов управления админист­ративно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуаци­ях, узлов связи, территориальных систем централизованного опо­вещения населения, локальных систем оповещения, систем лока­лизации аварий, защитных сооружений гражданской обороны;

• проектов строительства объектов, финансируемых из бюджета МЧС России;

• проектов нормативно-технической и методической доку­ментации в области защиты населения, предупреждения чрезвы­чайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Перечень потенциально опасных и технически особо сложных объектов:

1.Ядерно- и (или) радиационно-опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топ­ливного цикла, хранилища временного и долговременного хране­ния ядерного топлива и радиоактивных отходов).

2.Объекты уничтожения и захоронения химических и дру­гих опасных отходов.

3. Гидротехнические сооружения 1 и 2 классов,

4. Объекты устройства нефтяных месторождений на шель­фах морей.

5. Магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давле­нием более 6 М Па.

6. Крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. т) и изотермические хранилища сжиженных га­зов.

7. Объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 т тринитрото­луола.

8. Предприятия по подземной и открытой (глубина разра­ботки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых.

9. Тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.

10. Морские порты, аэропорты с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной бо­лее 500 м, метрополитены.

11. Крупные промышленные объекты с численностью заня­тых более 10 тысяч человек.

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера в современных условиях является одним из основ­ных рычагов государственного регулирования защиты, являясь одновременно одним из наиболее эффективных профилактиче­ских мероприятий по устранению причин чрезвычайных ситуа­ций техногенного характера и снижению тяжести их последст­вий. В ходе проведения специализированной экспертизы по во­просам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций в проектах строительства объектов можно выявить наиболее опасные процессы, участки производств, проанализировать раз­личные сценарии возникновения и развития чрезвычайных си­туаций и на этой основе предусмотреть необходимые мероприя­тия по предупреждению проектных аварий. На случай запроектных аварий в ходе проведения экспертизы оцениваются разрабо­танные в проектах мероприятия, направленные на максимальное снижение потерь среди персонала и населения, выполнение тре­бований по их защите и созданию оптимальных условий для про­ведения спасательных и других неотложных работ. В целях обес­печения эффективности, объективности и достижения комплекс­ного подхода к проведению экспертиз предусмотрено и реализу­ется взаимодействие Госэкспертизы МЧС России и экспертных комиссий с Главгосэкспертизой России и ее территориальными организациями.

Наши рекомендации