Роль государства в организации хозяйственной жизни

Итак, оказывается, что внутриэкономический механизм не всесилен. Сама по себе хозяйственная жизнь не обеспечивает выживания всех членов общества. Мы уже увидели, что хозяйство не живет в пустоте. Уровень его развития влияет на социальную и духовную сферы общественной жизни. И наоборот, существующие культурные ценности воздействуют на систему производства, либо способствуя его стремлению к росту, либо тормозя. Изучая архаические общества, мы увидели, что коллектив, чтобы обеспечить выживание всех своих членов, создавал систему стимулов, поощряющих людей приносить блага в коллектив.

Чем более усложняется общественная жизнь, тем более активно обществу приходится вмешиваться в экономику. Почему? Возникает городская жизнь, появляются социальные группы (армия, чиновничество, интеллигенция), непосредственно с производством не связанные. Но в традиционных культурах крестьянское хозяйство ориентировано на автаркию и мало нуждается в городе. Рыночный механизм не действует. Поэтому, чтобы обеспечить жизнь горожан, приходится создавать специальный механизм перераспределения благ. Органом, отвечающим за осуществление этой задачи, становится государство. Действует оно в основном через систему налогов. Причем следует отметить, что уже в традиционных обществах налоги идут не только на содержание государственного аппарата, но и на социальные нужды: организацию общественных праздников, строительство общественных зданий.

Таким образом, с самого первого момента образования цивилизаций возникает потребность в создании силы, которая корректировала бы хозяйственный механизм. И уже здесь возникает первая проблема во взаимоотношениях государства и экономики. Производитель не ориентирован на рост и развитие рыночных отношений. Поэтому приходится изымать с него средства на содержание общества путем внешнего давления. Однако путь прямого приказа часто оказывается губительным для производителя. Увеличение налогов на нужды государства и общества либо разоряет его, либо заставляет повышать цены на производимые блага. А с другой стороны попытка государства путем прямого приказа устанавливать, что производить и по каким ценам уничтожает последние стимулы к росту производства.

Кажется, что создание рыночной экономики становится решением проблемы взаимоотношений общества и экономики. Возникает представление, что связь через обмен и механизм спроса - предложения все расставит на свои места. А государству останется роль «ночного сторожа», который следит за безопасностью жизни и имущества граждан.

Но чем более развивается рыночная экономика, тем более становится очевидным, что рынок не может обеспечить все условия стабильности социальной системы. Почему?

1. В любом обществе есть ряд сфер, где отсутствует прямая связь производителя и потребителя. Иначе говоря, не все сферы общественной жизни могут существовать за счет прибыли и давать прибыль. Это фундаментальная наука, образование, инфраструктура. Расходы на содержание медицины, образование, культурных учреждений часто превышают доходы, которые они могут принести.

2. Рынок не дает гарантии социальной справедливости. Ведь не все в обществе способны к обмену и трудовой деятельности. Рыночный механизм трудовой и предпринимательской мотивации не включает еще и уже не работающих людей.

3. Рынок не имеет механизма саморегулирования. Свободная конкуренция всегда имеет тенденцию к монополизации. Стремясь к прибыли, предприниматель может разорять своих конкурентов, например путем временного искусственного понижения цен. Монополизация приводит, в конечном счете, к падению качества производимой продукции и к возможности бесконтрольного повышения цен. Возникающие в борьбе с монополиями профсоюзные объединения только усугубляют ситуацию. Правомерное требование повышения заработной платы в системе монополизма неизбежно приводит к последующему росту цен.

Тем самым возникает потребность в коррекции деятельности рынка. Естественно, что это не могут делать сами участники рыночных отношений. Требуется вмешательство государства, которое и создавалось как сила, способная урегулировать конфликт интересов различных социальных групп. Однако функции государства в современных условиях усложняются:

1. Оно должно обеспечить выполнение традиционной задачи: поддержание стабильности общества в целом.

2. К этой задаче в индустриальных обществах прибавляется вторая: обеспечить социальную справедливость, дать гарантии выживания малоимущих слоев населения.

3. Наконец, государство должно обеспечить эффективное функционирование самой рыночной системы, потому что только она в состоянии обеспечить материальное изобилие.

Поэтому средства или способы, которыми действует государство и вынуждено действовать, также изменяются. Во-первых, сохраняется традиционный путь. Это издание законов, ограничивающих действие рыночной экономики. Основной источник доходов - это налоги, посредством которых осуществляется перераспределение средств для сохранения социальной инфраструктуры (науки, образования, здравоохранения, культурных учреждений) и создания системы социальной помощи. Сюда входят денежные пособия, льготы по медицинскому обслуживанию и квартплате, адресная помощь через продовольственные талоны. Этот путь, конечно, имеет пределы. Ведь пособия не могут превышать размеры зарплаты, а расходы в целом - доходы.

Поэтому, во-вторых, государство также создает систему законов, обеспечивающих эффективную работу рыночной экономики. Эти законы должны защищать и поощрять конкуренцию. Ярким примером является антимонопольное законодательство.

Но государство не просто ограничивает тенденцию к монополизации. В-третьих, оно становится активным участником в игре рыночных отношений, но не с целью обогатиться, а с целью создать условия для совершенствования и дальнейшего развития рыночных отношений. Его задача состоит в том, чтобы поощрять вступать в конкурентные отношения и для этого выравнивать стартовые позиции потенциальных участников. Для этого создается система дотаций, льгот в налогообложении, льготных кредитов для развития экономически перспективных отраслей.

ВЫВОДЫ

1. Производство является одним из условий существования общества и представляет собою процесс преобразования мира, в первую очередь, природы с целью удовлетворения материальных потребностей. В структуру его входит техника, технология, инфраструктура, разделение труда, кооперация.

2. Можно выделить такие типы ведения хозяйства, как традиционное, основанное на принципе обеспечения выживания коллектива; рыночная экономика, направленная на удовлетворение растущих потребностей посредством конкуренции, свободного ценообразования и частной собственности; плановая экономика, построенная на принципе централизованного планирования, как производства, так и потребления.

3. Не только уровень развития производства определяет особенности остальных общественных отношений, но и они оказывают влияние на характер производства, в частности через системы социальных ценностей и деятельность государства.

4. Особый характер приобретает вмешательство государства в рыночную экономику, которое осуществляется не только с целью обеспечить существование тех сфер общественной жизни, что не могут участвовать в рыночных отношениях, но с целью обеспечить развитие самой рыночной экономики.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные элементы, из которых складывается структура производства?

2. Как производство может влиять на жизнь остальных сфер общественной жизни, и как они могут влиять на производство?

3. Почему государство вынуждено вмешиваться в рыночную экономику?

СЛОВАРЬ

Производство – деятельность человечества по созданию материальных благ

Техника – искусственные средства деятельности

Технология – совокупность приемов и методов производства, как самих материальных благ, так и техники

Разделение труда – сосредоточение отдельного человека или группы людей на какой-то отдельной части производственного процесса или человеческой деятельности в целом

Специализация - разделение труда или закрепление за человеком или группой какого-то вида или части деятельности

Кооперация – объединение усилий путем взаимодополнения друг друга в процессе производства или деятельности в целом для достижения общей цели

Эффективность – достижение максимума результатов при минимуме затрат

Производительность труда - количество товаров или услуг, произведенное в единицу времени или количество времени, требуемое для производства продукции

Собственность – право индивида или группы владеть, пользоваться и распоряжаться какими-либо объектами (землей, животными, людьми, капиталом и т.д.)

Экономика – особый способ организации производства, при котором создание материальных благ основывается на принципе эффективности

Рыночная экономика – производство, которое организовано с целью получения прибыли и в основе которого лежит частная собственность, свободное ценообразование и конкуренция

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» и «нет»)

1. Любой вид человеческой деятельности становится производством, если основывается на сознательном применении технологии, специализации и стандартизации для достижения поставленных целей

2. Ремесленник, как правило, владел орудиями труда и рабочим местом, сам приобретал сырье и продавал готовый продукт по­требителям

3. Ремесленная деятельность предполагает знание всей технологической цепочки создания продукта и умение осуществить всю совокупность операций, необходимых для его изготовления

4. Посредники в экономике не нужны: они ничего не производят, а лишь увеличивают цену товаров

5. Для индустриального общества характерна занятость половины населения в промышленности

6. Капиталистическим считается общество, где подавляющее большинство людей делится на наемных работ­ников и предпринимателей

7. Капитализм - это система производства, организованная ради получения прибыли

8. Капитализм – это стремление к богатству любой ценой

9. Плановая экономика является самой совершенной системой ведения хозяйства

10. Рыночная экономика не требует вмешательства государства в хозяйственную жизнь

11. Свободная конкуренция – одна из основ рыночной экономики

12. В индустриальном обществе главным экономическим ресурсом является природное сырье

13. Чтобы развивать производство, достаточно внедрить передовую технику

14. В рыночной экономике единственная задача государства состоит в том, чтобы защищать правопорядок

15. Достаточно внедрить в производство прогрессивную технику, чтобы изменить мировоззрение людей

16. Чтобы повысить производительность труда, людям надо просто поднять заработную плату

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

(только один вариант)

1. Что относится к основным условиям любого производства

а) предпринимательство

б) прибыль

в) государство

д) труд

е) эффективность

2. Экономика - это наука, изучающая главным образом:

а) все способы удовлетворения человеческих потребностей

б) взаимоотношения человека и природы

в) интеллектуальную деятельность человека

г) методы рационального хозяйствования

3. Экономика возникает тогда, когда

а) люди нуждаются в материальных благах.

б) производители ориентированы на получение прибыли от производства

в) когда появляются ученые-экономисты

4. К сугубо экономической сфере общественной жизни относится

а) изобретение письменности

б) загрязнение окружающей среды

в) деление на бедных и богатых

д) планирование объемов производства

5. От чего зависит стоимость денег

а) от затрат на их изготовление

б) от материала, из которого они сделаны

в) от возможности обменять их на какой-либо товар

г) от приказа правителя

6. «…Можно сделать все в большом количестве лучше и легче, если выполнять какую-нибудь одну работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы» Платон. Речь идет о

а) кооперации

б) специализации

в) обмене

г) эффективности

7. Ориентация на получение прибыли наиболее характерна для

а) предпринимателя

б) крестьянина

в) чиновника

г) ремесленника

8. Эффективность является главной целью производства для

а) крестьянина

б) феодала

в) фермера

д) рабочего

9. Что не относится к признакам рыночной экономики

а) свободное ценообразование

б) частная собственность

в) товарно-денежные отношения

г) регулируемый спрос

10. Основной функцией рыночной конкуренции является

а) повышение благосостояния людей

б) разделение общества на богатых и бедных

в) выравнивание спроса и предложения

11. Дефицит товаров наиболее характерен для

а) рыночной экономики

б) плановой экономики

в) хозяйства традиционных обществ

г) хозяйства первобытных обществ

12. Наемный работник наиболее характерен для

а) рыночной экономики

в) хозяйства традиционных обществ

г) хозяйства первобытных обществ

д) хозяйства любого общества

13. Стремление к росту потребностей не столь характерно для

а) рыночной экономики

б) плановой экономики

в) хозяйства традиционных обществ

14. В какой экономике несовпадение интересов производителя и потребителя решается созданием отношений конкуренции:

а) в рыночной экономике

б) в плановой экономике

в) в хозяйстве традиционных обществ

г) в хозяйстве первобытных обществ

15. Подчеркните неверное утверждение.

а) рыночная экономика предполагает свободу предпринимательства.

б) для рыночной экономики характерны отношения спроса-предложения.

в) Для рыночной экономики характерно полное невмешательство государства в экономические отношения

г) рыночная экономика предполагает наличие частной собственности

16. Необходимым признаком рыночной экономики является:

а) отношения спроса-предложения

б) автоматизация производства

в) наличие городской жизни

г) разделение труда

17. Рыночная экономика направлена на:

а) обеспечение благосостояния общества

б) обеспечение благосостояния высших классов

в) получение прибыли

г) улучшение положения низших классов

д) получение наживы любой ценой

18. Вмешательство государства в производство не характерно для

а) рыночной экономики

б) плановой экономики

в) хозяйства традиционных обществ

г) первобытного общества

19. Наиболее эффективно государство влияет на рыночную экономику через

а) регулирование налогообложения

б) ограничение социальных потребностей

в) контроль над производством товаров и услуг

г) контроль над процессом ценообразования

20. В рыночной экономике основная задача государства по отношению к монополиям состоит в:

а) ликвидации крупных предприятий

б) сохранении отношений конкуренции

в) контроле за своевременной уплатой налогов

г) наказании крупнейших монополистов

21. Предприниматель - это человек, который

а) стремится к роскоши

б) сам не трудится

в) организует производство с целью получения прибыли

г) живет исключительно за счет труда других людей

ЗАДАЧИ

1. «Если техника делает все возможным, она становится абсолютной необходимостью». Что хотел сказать автор данного высказывания? От какой опасности он предостерегает?

2. «Машина приноравливается к слабости человека, чтобы превратить слабого человека в машину». Как понять смысл этого выражения? О какой слабости идет речь?

3. «В древних государствах, в Греции и Риме, вынужденная эмиграция, принимавшая форму периодического основания колоний, составляла постоянное звено общественного строя. Вся система этих государств основывалась на определенном ограничении численности населения, пределы которой нельзя было превысить, не подвергая опасности самих условий существования античной цивилизации» К. Маркс, Ф. Энгельс. А почему?

4. Проанализируйте данные высказывания. О каком типе ведения хозяйства идет речь в данных отрывках?

А) «…Нужно не торгуясь дарить любому то, чего он просил. Лучше разориться, чем прослыть скупцом. Первое - только на время, ведь принятие дара обязывает воздать за него сторицей. Скупость же ведет к потере звания, положения, исключению из общества» С. Чарновский.

Б) «Наши предки были не дураки. Ремесла придуманы для того, чтобы каждый ими зарабатывал хлеб свой насущный, и никто не должен вмешиваться в чужое ремесло; этим свет прогоняет свою нужду, и каждый может прокормиться» «Реформация Сигизмунда».

В) «В расходной книжке я как в зеркале вижу свое понимание жизни, свои ошибки, а временами и свои хорошие стороны. Расходная книжка – наш наставник, наш историк, наша совесть. Ведение счетов – основа добродетели столь первостепенной как бережливость, ведущая к благосостоянию, с которым связана наша нравственность» З. Урбановская.

5. «Если устранить корыстолюбие, исчезнет основание для поисков прибыли; но если никто не будет заинтересован в получении прибыли, исчезнет побуждение к тому, чтобы заниматься торговлей» Тертуллиан. Для какого типа общества характерно такое отношение и почему?

6. Как вы думаете, чем ремесло отличается от фабричного производства? Попробуйте составить таблицу различий.

7. «Каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное применение капиталу, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества. Но когда он принимает во внимание свою собственную выгоду, это естественно или, точнее, неизбежно, приводит его к предпочтению того занятия, которое наиболее выгодно обществу... Он преследует собственную выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения» А. Смит. Что хотел сказать этим рассуждением мыслитель? Почему так может получаться и что это за «невидимая рука»?

8. «Современная Индия, создавшая касту шоферов из большого числа людей, водящих автомашины, уже почти созрела для того, чтобы разбить ее на подкасту водителей «роллс-ройсов», члены которой отвергли бы брак и совместную еду с представителями подкасты водителей «фордов». Д. Збавител. Можно ли здесь увидеть какую-либо связь социальной структуры общества и экономики? Как вы думаете, что может произойти с кастовой структурой в современной экономике и почему?

9. Как вы думаете, способствовал или препятствовал общинный тип ведения хозяйства развитию рыночных отношений? Ответ обосновать.

10. Почему для развития рыночной экономики необходим свободный труд? Можно ли крестьянина-общинника, который периодически приходил в город на заработки, считать представителем свободного труда?

11. «Право на обладание собственностью, переданное множеству людей, - это враг тирании и злоупотребления властью» Р. Строуп, Дж. Гвартни. Почему?

12. «Когда предприятия получают больше средств от правительства и меньше - от потребителей, они начинают тратить больше времени, пытаясь угодить политикам, и меньше, - чтобы угодить потребителям. Нетрудно предвидеть, что такая растрата общественных сил приводит скорее к экономическому упадку, нежели к процветанию» Р. Строуп, Дж. Гвартни. А почему?

13. «Плановые органы могут действовать, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту ее поступления. Мнение о том, что отдельное лицо или какой-нибудь комитет могут располагать и оперировать информацией, достаточной чтобы принимать правильные плановые экономические решения в нашем быстро изменяющемся мире, является заблуждением» Р. Строуп, Дж. Гвартни. Почему так происходит и каким может быть выход из данной ситуации?

14. «…Не существует способа получения информации, достаточной для разработки разумного государственного плана по организации экономики в частности и жизни общества в целом…» Р. Строуп, Дж. Гвартни. Какой тип экономики критикуется в данном высказывании? Какие аргументы в пользу такой критики можно привести?

15. «В Кении слоны никому не принадлежат и свободно передвигаются по территории страны, а правительство пытается защитить их от браконьеров, охотящихся за ценной слоновой костью, запрещая использование слонов в любых коммерческих целях, кроме туризма. За десять лет проведения этой политики популяция кенийских слонов сократилась с 65 тыс. до 19 тыс. особей. Сократились популяции слонов и в других странах Восточной и Центральной Африки, где правительства придерживаются того же подхода. Зимбабве же, напротив, разрешает продажу слоновой кости и кожи, но предоставляет право частной собственности местному населению, на чьей земле обитает слон. С начала проведения этой политики в стране зарегистрирован рост популяции слонов с 30 тыс. до 43 тыс. особей. Популяции слонов в других странах, придерживающихся подобного подхода, - Ботсване, Малави, Намибии и ЮАР - также растут» Р. Строуп, Дж. Гвартни. Какая из важнейших составляющих рыночной экономики здесь проявилась и почему именно таким образом?

16. «…Частные инвесторы будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков…» Р. Строуп, Дж. Гвартни. Почему?

17. «Планирование кажется вполне разумным. Разве избранные народом политики и правительственные эксперты не лучше, чем предприниматели, поглощенные своим бизнесом, выражают интересы «всеобщего благосостояния»? Разве государственные чиновники не «менее алчны» по сравнению с частными компаниями?» Р. Строуп, Дж. Гвартни. Кто прав?

18. «Тотальное планирование рационально проведено быть не может. Его предпосылкой всегда является неверное представление о характере нашего знания и умения» К. Ясперс. Почему и в чем?

19. «Что правильно экономически, то и морально правильно». Как вы поняли эту мысль? Можно ли с ней согласиться?

20. «Кто не работает, то не ест». Верный ли это принцип организации общественной жизни?

21. «Тотальное планирование в области экономики не может быть ограничено только хозяйственной сферой. Оно ставится универсальным фактором жизни людей. Регулирование хозяйства ведет к регулированию всей жизни» К. Ясперс. А почему?

22. «В свободном рыночном хозяйстве также не может быть избран путь, лишенный далеко идущего планирования, - однако в этом случае оно ограничено, - и в план включено свободное изменение, а затем восстановление условий, среди которых остается и конкуренция… Это планирование непланирования…» К. Ясперс. Попробуйте расшифровать тезисы автора: почему необходимо планирование в свободной рыночной экономике и как можно себе представить «планирование непланирования»?

23. «В ряде случаев повышение расценок влечет за собой не рост, а снижение производительности труда, т.е. рабочие реагируют на повышение зарплаты уменьшением, а не увеличением дневной выработки. Так жнец, который при плате в 1 марку за морген (мера площади в Германии) ежедневно жнет 2,5 моргена и тем зарабатывает 2,5 марки в день, после повышения платы на 25 пфеннигов стал жать вместо предполагаемых 3 моргенов, что дало бы ему 3,75 марки в день, лишь 2 моргена, получая те же 2,5 марки в день, которыми он и довольствовался» (из сообщений исследователей середины 19 в.) М. Вебер. Чем можно объяснить этот факт? Какая проблема возникала здесь при переходе традиционного общества к индустриальному обществу?

24. «Как можно исторически объяснить тот факт, что деятельность предпринимателя, которая во Флоренции (Италия) 13 в., на этом рынке денег и капиталов всех великих держав того времени, казалось сомнительной с моральной точки зрения - в лучшем случае ее только терпели, - в провинциальной мелкобуржуазной Пенсильвании (Америка) 18 в., стране, где из-за простого недостатка денег постоянно возникала угроза экономического краха и возвращения к натуральному обмену, где не было и следа крупных промышленных предприятий, а банки находились на самой ранней стадии своего развития, деятельность предпринимателя считалась смыслом и содержанием высоконравственного поведения, к которому надлежит всячески стремиться» М. Вебер. Чем можно объяснить этот факт? Какую роль он мог играть при переходе традиционного общества к индустриальному?

25. Известно, что существуют стимулы к повышению производительности труда, например, повышение зарплаты, карьера и творческий характер труда. Как вы думаете, могли ли действовать эти стимулы при переходе от традиционного к индустриальному обществу? Если нет, то почему? Какие мотивы могли тогда побудить человека повышать производительность труда и почему?

2.4. Социальная сфера общественной жизни

2.4.1. Понятие социальных отношений

2.4.2. Понятие социального статуса

2.4.3. Понятие социальной роли.

2.4.4. Социальные институты и их роль в жизни общества.

2.4.5. Маргинальность и ее роль в жизни общества.

Цели и задачи темы

1. Показать основные черты и специфику социальных отношений.

2. Дать представление о социальном статусе как форме проявления социальных отношений: выявить основные черты и особенности статусного деления; показать обусловленность статусного деления общественным интересом; указать тенденции развития статусных отношений.

3. Дать представление о социальной роли как форме проявления социальных отношений: выявить основные черты и особенности социальных ролей, их функции в обществе и тенденции развития ролевых отношений.

4. Сформировать представление о социальных институтах: выявить их основные признаки; показать необходимость социальных институтов для существования общества; показать их основные функции в обществе.

5. Дать характеристику маргинальности: определение, основные черты и типы маргиналов, причины возникновения и ее место в обществе.

Наши рекомендации