Основные направления развития методологии современной юридической науки (Феноменология, правовая антропология и правовой экзистенциализм)
Феноменология — («наука о феноменах») направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. (Феномен - явление, постигаемое в чувственном опыте).Ее основоположником признается Э. Гуссерль, последователи — М. Хайдеггер. Революционный характер феноменологии придает идея неразрывности и в то же время взаимной несводимости (нередуцируемости) сознания и предметного мира (природы, общества и мышления). Феноменология отрицает наличие причинных и функциональных связей между сознанием и предметным миром, оставляя за сознанием лишь функцию смыслообразования(установления смысла предметов). Призыв Э. Гуссерля «назад к самим вещам!» — это призыв к исследованию смыслового поля (поля значений), существующего непосредственно между сознанием и реально сущими предметами. Философия должна заниматься чистым созерцанием феноменов сознания, абстрагируясь от его субъективного опыта. Предмет феноменологии сводится не к осознанию процессов «я воспринимаю», а к исследованию процессов деятельности самого сознания: «что и как воспринимается». Таким образом, в феноменологии предметы имеют идеальную природу, а сознание — материальную, предполагает предмет. По мнению В.П. Малахова, основу методологии процесса познания сущности права должны составлять вытекающие из концептуального философского знания принципы предзаданности, калейдоскопичности, парадоксальности, безусловности, самодостаточности, самоценности, неуниверсальности и компенсации.Право как объективную реальность составляют правовые притязания индивидов. Совокупность ценностных установок и ожиданий, в которых притязания предстают как потребности, должное, честь, идеал, образует объективное право. Соответственно новаторство феноменологии в познании права свелось к изучению правового сознания индивидов, или в определении В. П. Малахова «правовых существ», в котором право понималось не только как аспект социальной реальности, но и как формы внутреннего духовного мира человека. Однако правовая наука не может ограничиться исследованием лишь феноменов правосознания. Право существует как система общеобязательных норм права, с которыми любое правовое существо обязано соизмерять свои правовые идеалы, чувства и оценки. Сведение права к закону представителями позитивистской теории права В. П. Малахов справедливо признает крайностью, но такой же крайностью является попытка рассматривать право лишь как феномен правового сознания правового существа. Разница между позитивистской и феноменологической доктриной состоит лишь в том, что понимается в качестве права: позитивное право или правовое сознание.
Правовая антропология Антропология права (юридическая антропология) — научная и учебная дисциплина, которая путём анализа устных или письменных памятников права, практики общественной жизни исследует процессы юридизации человеческого бытия, свойственные каждому историческому типу цивилизации, и стремится выяснить закономерности, которые лежат в основе социального и правового быта человеческих общностей.Антропологическая методология обеспечивает изучение всех элементов и проблем теории государства и права в их человеческом измерении, дает самое глубокое понимание права и государства как отчужденных от человека форм его существования. В юридической антропологии, неразрывно связанной с этнологией, этнографией и этологией, заключен импульс развития учения о государственной и правовой жизни как о естественно-исторических процессах. Основатель науки – Генри Мейн, сформировалась во второй половине XIX в. на стыке юриспруденции, антропологии, этнологии, социологии, культурологии, истории, философии. Представители: Х. КоингОбщая характеристика антропологической методологии:
- в ее рамках предметом выступает право и государство в их первоначальных формах, что является условием понимания природы современного права и государства
- связана с выявлением и исследованием среды права и государства как активной совокупности факторов, условий, процессов социальной и природной реальности, определяющей изменчивость права и государства;
- на ее основе осуществляется исследование происхождения и генезиса права и государства, их правовой "генетики" как основы и существа ментальности этноса;
- направлена на поиски социального в биологическом компоненте человека и этноса и на этой основе - на выявление биосоциальной целостности как человека, так и социума;
- предполагает видение права в его индивидуальной форме, что позволяет раскрывать существо и содержание права как его установки, ориентации, интересы, потребности; антропологическая методология лежит в основе психологической теории права;
- сосредоточена на личных связях, на конкретных взаимоотношениях между индивидами;
- ее использование позволяет изучать право и государство в цивилизационном измерении;
- ее использование позволяет различить в человеке правовые качества как устойчивые характеристики, являющиеся непосредственным выражением его правовой природы.