Технологии социальной работы. Понятие, цель, функции и структура технологического процесса
Технологический подход – неотъемлемая черта современной социальной деятельности. Сущность, структура и содержание технологического процесса. Проблемы технологизации процессов социальной работы. Социальные технологии: разнообразие подходов к их определению. Классификация социальных технологий (глобальные, инновационные, рутинные, региональные, универсальные, информационные, интеллектуальные, исторические, демографические, политические, психологические и др.). Социальные технологии и технологии социальной работы. Специфика классификаций технологий в социальной работе.
Ответ:
Освоение технологий в любой сфере деятельности, их последовательное применение на практике является важнейшим требованием к профессионалу.
Технология (умение + учение) – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.
Технология СР – это совокупность соц.-экономических, педагогических, психологических и др. методик воздействия на человека с целью оказания ему помощи по формированию определенных ценностных установок, соц. потребностей, навыков работы в рыночных условиях, адаптации к изменяющимся условиям, определенных условий и процессов обеспечения его жизнедеятельности.
Технологию СР можно рассматривать в двух аспектах:
Во-первых, в широком плане – как систему теоретических знаний и практику, которая представляет организацию, совокупность средств, способов и приемов воздействия на разные объекты СР. Такой подход к техническим проблемам характерен, прежде всего, для управленческих органов и организаторов реализации соц. политики на федеральном и региональном уровнях.
Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом СР. Этот подход к проблемам технологии СР присущ прежде всего, непосредственным органам СР с клиентами соц. учреждений.
Технология СР является одной из разновидностей социальных технологий.
Внедрение технологии в деятельность СР-ов обеспечивает:
1) экономию средств;
2) реализацию проф. подготовки кадров соц. служб;
3) инновационность и эффективность СР.
Технология предполагает наличие программы (проекта), в рамках которой решается конкретная проблема.
Особенностями технологии СР являются: динамизм содержания и форм деятельности специалиста, непрерывность контакта с клиентом СР, цикличность и дискретность. СР-к должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации СР с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации СЗН. Кроме теоретических знаний СР требует и глубокой технологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области соц. психологии и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условий жизнедеятельности групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития соц. процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего его протекание.
Соц. технологии – система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования отношений и процессов в жизнедеятельности людей. Важнейший элемент механизма управления.
Соц. технологию обычно понимают в 2х аспектах:
1) СТ можно трактовать как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач.
2) СТ – совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе соц. развития, решения тех или иных соц. проблем.
Классификация СТ:
Глобальные СТ – связаны с расширением общественных проблем. Речь идет о таких задачах, методах, способах, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы.
Региональные СТ – имеют своим предметом изучение и реализацию закономерностей территориальной соц. жизни и планомерных ее изменений.
Инновационные СТ – методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, которые оказывают качественные изменения в разных сферах соц. жизни, приводят к рациональному использованию материальных и др. ресурсов в обществе.
Интеллектуальные СТ – направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.
Демографические СТ – имеют своим содержанием изучение и выработку способов механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава, размещения и т.д.
СТ согласия – представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, из взаимного действия. К этому типу примыкают соц. технологии решения конфликтов, в частности социально-этнических.
Политические СТ – представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.
Можно выделить также соц. технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях. В структуре управленческих технологий особую важность имеют административно-управленческие технологии как способы непосредственного оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что этот вид технологий самым прямым образом связан с решением задач СР.
К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, как методы воздействия на установки, характер, реакции, волю личности, межличностные отношения.
При определении технологий в СР необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых особенности СР как одного из видов человеческой деятельности, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) СР как определенной целостной системы.