Функции исторического знания
Отечественная история
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы
Для студентов 1-го курса
Ижевск, 2009
УДК 94(075.8)
ББК 63.3(2)я73
О 82
Печатается по решению Ученого совета Сарапульского политехнического института (ф) ГОУ ВПО «ИжГТУ»
Рецензенты: Д.А. Котляров, к.и.н., доцент, зам. декана истфака УдГУ
Н.А. Каштанова к.ф.н., доцент, зав. кафедрой ЭГН СПИ ИжГТУ
Составитель: О.В. Чикурова, к.и.н., доцент кафедры «Экономика и гуманитарные науки» СПИ ИжГТУ
Отечественная история:Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы для студентов 1 курса ) / Сост. О.В. Чикурова. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009. – 122 с.
Учебно-методическое пособие предназначено студентам специальностей: 151000, 210200, 230100, 080100, 080500, изучающим Отечественную историю, для подготовки к практическим занятиям, семинарам, зачетам и экзаменам, а также преподавателям в целях оказания помощи при организации самостоятельной работы студентов.
Пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ.
Содержание:
От составителя ……………………………………………………………….4
Введение. Предмет, методы и функции исторической науки ..………… 5
Тема I. Древняя Русь………………………………………………………….10
Тема II. Образование Российского централизованного государства …20
Тема III. Становление российского абсолютизма .…………………...…32
Тема IV. Особенности и основные этапы социально-экономического
развития России в XVII – XIX вв. …………………………………………. 41
Тема V. Российская империя в ХХ в. …...………………………………… 52
Тема VI. Советская Россия .……………………………………………...... 68
Тема VII. СССР в 1920 – 30-е годы …………………………………………76
Тема VIII. СССР в период Второй мировой войны...……………………. 83
Тема IX. СССР в конце 1940-х – начале 50-х гг. ... .………………….……91
Тема Х. СССР в конце 1950-х – начале 60-х гг. . ……………………….….96
Тема XI. СССР в сер. 1960-х – сер. 80-х гг. ………………………………..101
Тема XII. Советский Союз в 1985 – 1991 гг. ....…………………….……..106
Тема XIII. Современная Россия …………………………………………….111
Рекомендуемые Интернет-ресурсы ..………………………………………122
От составителя
В данном учебно-методическом пособии предпринята попытка в cжатой форме отразить важнейшие вехи эволюции российского государства от Древней Руси до наших дней; на основе конкретных событий и фактов минувшего показать причины и динамику исторического процесса; сравнить ход исторического развития российской и мировой цивилизаций.
Учебно-методическое пособие по Отечественной истории адресовано студентам, прежде всего, технических и экономических специальностей вуза и предназначено для самостоятельного изучения. Пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации для вузов.
Особенностью пособия является то обстоятельство, что Отечественная история рассматривается в сравнении с событиями мировой истории. Это дает более полное и системное представление об истории российской и мировой цивилизаций.
Другая особенность состоит в том, что программа учебной дисциплины по Отечественной истории спрофилирована на образовательные приоритеты экономических вузов. Важную часть курса составляют вопросы экономического развития страны на различных этапах; особенностей формирования экономической политики российского государства; исторического опыта проведения экономических реформ; проблем становления и развития социальной структуры российского общества, динамики взаимоотношений власти и общества, - то есть тех знаний, которые необходимы студенту в профессиональной деятельности.
Учебно-методическое пособие содержит план изучения, требования к знаниям, основные даты, глоссарий, вопросы для самоконтроля, тесты, литературу по каждой теме курса. В постановке вопросов и определении заданий автор стремился не навязывать собственных позиций и оценок, предоставляя студентам возможность самим на основании приводимого материала составить представление об изучаемом периоде.
Введение. Предмет, методы и функции исторической науки
План изучения темы:
1. Функции исторического знания.
2. Методы и источники изучения истории.
3. Методология и теория исторической науки.
4. Отечественная историография в прошлом и настоящем.
Требования к знаниям
В результате изучения темы студент должен знать:
- предмет, функции, методы и методологию исторической науки;
- место России в системе мировых цивилизаций;
- общее и особенное в развитии цивилизационного процесса в России;
- системную периодизацию курса Отечественной истории;
- российские исторические школы и их крупнейших представителей;
- значение основных понятий и терминов.
Функции исторического знания
Научно-познавательная функция направлена на самопознание общества, заключается в выявлении закономерностей исторического развития.
Воспитательная функция способствует формированию моральных и нравственных качеств личности. Две основные составляющие воспитательной функции исторического знания заключаются в том, что история: 1) выступает источником моральной ориентации субъектов, стабилизирует общественные отношения; 2) оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов через отдельные исторические факты и события.
Функция социальной памяти дает возможность усвоить опыт прошлого, осуществляет связь прошлого и настоящего. Это способ идентификации и ориентации личности и общества.
Практически-рекомендательная функция способствует выработке научно-обоснованного политического курса.
Прогностическая функция призвана объяснить не только прошлое, но и показать тенденции общественного развития в будущем. Историческая наука составляет необходимую базу для научного прогнозирования тенденций и перспектив развития общества в будущем.