Тема 6. Государственные институты и их роль в формировании и реализации идеологии белорусского государства
Несколько последних лет в Беларуси активно идут процессы по моделированию концептуальных основ государственной идеологии. Идеологические постулаты обычно разрабатываются и предлагаются определенным кругом специально подготовленных людей: политиков, ученых, творческой интеллигенцией. В нынешних условиях эта часть белорусского общества занимает в какой-то степени пассивную позицию и проявляет определенную медлительность. В силу сложившихся обстоятельств роль духовного наставника общества взяли на себя различные государственные институты, в частности, Президент, Парламент, Совет министров, местные органы власти. Именно они формируют политическую культуру и политическое сознание людей, обеспечивают законность и порядок, права и свободы граждан, определяют идеологические нормы и установки, а также занимаются практической реализацией идеологии государства.
Центральным элементом политической системы Республики Беларусь является Президент, пост которого был введен в Беларуси в 1994 году вместе с принятием Конституции. До принятия Конституции Беларусь являлась парламентской республикой. Верховный Совет, который представлял собой высший законодательный и представительный орган государства, по ряду причин не смог удержать в своих руках власть и осуществлять всей полноты своих полномочий. Это создавало определенные условия для маневра со стороны правительства – исполнительной власти, которая в лице премьер-министра В.Ф. Кебича пыталась установить свое верховенство. Такое положение дел не могло долго сохраняться в силу вовлеченности Беларуси в общий процесс социально-политических преобразований, охвативший все постсоветское пространство. Политическая элита не была в состоянии справиться с проблемами перехода к рынку и определения четких направлений дальнейшего развития республики. Устранившись от решения проблем общества в ответственный период его истории, руководство страны постепенно теряло поддержку населения. В этих сложных, угрожающих для элиты, условиях и было решено ввести в Беларуси пост Президента и изменить форму правления государства с парламентской республики на президентскую.
При выборе модели президентской власти в Беларуси важное значение сыграло стремление белорусской номенклатуры сохранить свои позиции у руля страны. Институт Президентства должен был легитимизировать политико-правовой статус главы исполнительной власти – В.Ф. Кебича и стать основой для обретения легитимности деидеологизированной партийной номенклатуры в условиях государственного суверенитета Республики Беларусь. Итогом данных процессов стали выборы первого Президента Республики Беларусь, состоявшиеся в июле 1994 года. Совершенно непредсказуемо для политической элиты победу одержал оппозиционный кандидат А.Г. Лукашенко.
Учреждение президентства в Беларуси открыло новый этап в развитии белорусской государственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран. Отвечая требованиям времени, разработчики Конституции Республики Беларусь не только установили в Беларуси президентскую форму правления, но и оформили новое для тогдашнего белорусского государства положение о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную. Между тем, концепция президентской власти на этом этапе была слабо разработана, а ее введение не привело к коренному изменению всего механизма государственного управления. В белорусской системе сдержек и противовесов сохранялась неопределенность, способствовавшая конфликту высших органов исполнительной и законодательной властей. Соотношение властей в Беларуси было достаточно несбалансированным, в Конституции не был обозначен механизм разрешения противоречий между ними. Президент не обладал правом роспуска Парламента, а Парламент не имел возможности воздействовать на деятельность правительства. Все это в конечном итоге привело к открытому противостоянию законодательной и исполнительной властей.
В условиях перерастания конституционного кризиса в общенациональный, конфликт властей был разрешен не Конституционным судом, а Президентом путем обращения к народу, как источнику государственной власти. По его инициативе на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года был принят президентский вариант Конституции, который изменил форму правления и создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. В нем была закреплена реализация принципа разделения властей, восстановлено равновесие трех ветвей, баланс между обязанностями и правами Главы государства, повышен статус исполнительной власти в системе государственных органов и ее роль в управлении государством и обществом, что отражало мировую тенденцию второй половины XX века. Тем самым, в 1996 году Республика Беларусь превратилась в смешанную, полупрезидентскую республику с широкими полномочиями Президента, что, безусловно, позволило избежать развития событий по печально известному российскому сценарию.
Президент – высшее должностное лицо Республики Беларусь, которое обладает широкими полномочиями и выполняет ключевые функции в белорусской системе органов власти.
Основные функции президентской власти в Республике Беларусь:
· гарантийная функция; Президент – гарант: Конституции; прав и свобод человека и гражданина; реализации основных направлений внутренней и внешней политики (статья 79 Конституции РБ). Он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности; обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти; осуществляет посредничество между органами государственной власти. Гарантийная функция президента не предполагает никаких оговорок или ограничений. Президент может предпринимать любые меры для защиты Конституции в целом и каждой конституционной статьи в отдельности;
· арбитражно-интегративная функция; данная функция вытекает из «вневластного» характера президентской власти, его положения над тремя ветвями власти. Роль арбитра позволяет Президенту Беларуси эффективно предотвращать и разрешать возможные конфликты между властями. Ее необходимость продиктована потребностью общества и государства в согласованном взаимодействии властей, их стабильном сотрудничестве и единстве. Как показали результаты политической борьбы середины 90-х годов, принцип разделения властей в Беларуси не осуществим без авторитетного арбитра в лице Главы государства. Президент как хранитель основ конституционного строя, ценностей общества, олицетворяет единство народа и на этом основании обеспечивает необходимое взаимодействие всех ветвей власти.
Конституция Беларуси наделяет Президента правом вмешиваться в рассмотрение законопроектов палатами парламента в случае непринятия ими согласительного текста законопроекта. В данной ситуации Президент вправе потребовать от Палаты представителей принятия окончательного решения.
Одной из форм реализации арбитражно-интегративной функции является обращение Президента к избирательному корпусу посредством вынесения вопроса на референдум. При возникновении противоречий между законодательной и исполнительной властями Президент может воспользоваться правом снятия с должности премьера или досрочного роспуска парламента. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе Палаты в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции (ст. 94).
Регулируя правовые условия деятельности политических партий и общественных объединений, Президент выступает арбитром между различными политическими силами. Тем самым Глава государства цементирует белорусское общество и способствует развитию в нем таких признаков демократии как многопартийность, свобода мнений, привлечение каждого гражданина к участию в решении государственных дел;
· контрольная функция; Президент Беларуси наделен рядом контрольных полномочий. В отношении исполнительной власти это достигается за счет подотчетности Правительства Президенту, прямого подчинения ряда министерств и ведомств непосредственно Главе государства, правом Президента отменять акты Правительства. Контрольная функция в отношении законодательной и судебной властей выражается в приостановке Президентом действия решений местных Советов; постановке перед Конституционным Судом вопроса о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Конституции; в усложненном праве отлагательного вето, позволяющем Президенту возвратить законопроект, принятый Парламентом, на доработку (для его преодоления требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов в 2/3 состава обеих палат).
Закрепленный в Конституции плюрализм идеологий и мнений означает, что идеология государства должна вырабатываться в свободных общественных дискуссиях с участием политических партий, общественных организаций, лидеров общественного мнения при посредничестве независимых СМИ. В условиях отсутствия в стране эффективной соревновательной партийной системы и других предпосылок полноценного идеологического плюрализма идеологическую функцию берет на себя руководство страны – Президент, Парламент, Правительство.
Инициатором создания идеологии белорусского государства выступил Президент Беларуси А.Г. Лукашенко.По его мнению, государство, лишенное четких целей и не определившее метод и средства их достижения, фактически слабо и беззащитно. Ему могут быть навязаны чужие идеалы и ценности, губительные для него нововведения. «Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, а тем более противодействовать внутренним и внешним угрозам. Идеология для государства – то же самое, что и иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным»[15]. Попытки существования государства без идеологии приводят к ослаблению механизма государственного управления, обострению социально-политических конфликтов, нравственному и духовному упадку общества.
По мнению Президента, выстраивая свои идеологические приоритеты, необходимо учитывать как опыт прошлых столетий, так и то новое и позитивное, что появилось у нас в процессе построения суверенного и независимого белорусского государства. При этом следует четко представлять, что нельзя искусственно идеологизировать общество исходя из конъюнктурных соображений, подчинять общество корыстным потребностям отдельных личностей или социальных групп. Как показывает историческая практика, навязывание обществу мертвых идеологических доктрин, оторванных от действительности, приводит к упадку государственности, застою и переходу к регрессивному развитию. Идеология должна быть гибкой, эффективной, она должна соответствовать потребностям государства и народа, который проживает в его пределах, она должна глубоко проникать в сознание людей, стать частью их мировоззрения.
Государственная идеология, как подчеркнул А.Г Лукашенко, сформулирована в Основном Законе – Конституции Республики Беларусь. Именно в ней четко сформулированы важнейшие идеологические приоритеты белорусского государства - это:
§ принцип народовластия, под которым понимается право народа управлять своим обществом и государством через представительные органы власти, а также участвовать в референдумах и всенародных собраниях;
§ принцип социальной справедливости, гарантирующий каждому гражданину Беларуси достойные условия жизни;
§ принцип верховенства права, т.е. реальное обеспечение прав и свобод человека;
§ принцип национальной солидарности, обеспечивающий сплочение всех граждан страны независимо от их национальной, религиозной и другой принадлежности на основе общности целей в построении сильной и процветающей Беларуси;
§ принцип суверенитета белорусского государства, под которым понимается право народа быть хозяином на собственной земле, жить в мире своей национальной культуры и своих национальных традиций.
Реализация данных идеологических постулатов осуществляется благодаря функционированию в Беларуси эффективной президентской власти, являющейся одной из важнейших особенностей белорусской модели развития.
Идеологическая политика Президента Республики Беларусь выражается: в его решениях (декретах, указах, распоряжениях, директивах и т.д.); в его выступлениях. Выступления А.Г. Лукашенко всегда являются программными, так как в них формулируются основные концепции по развитию белорусского общества, осуществляется сложный и важный процесс целеполагания в рамках государственного управления.
Важная роль в деятельности Президента на идеологическом поприще принадлежит его ежегодным посланиям Национальному собранию РБ, которые утвердились в практике после референдума 1996 года. Вопрос об идеологии белорусского государства впервые был четко сформулирован в послании Президента 1998 года, за которым последовал ряд научно-практических конференций и совещаний с его участием. Вопросы пропагандистской работы и деятельности СМИ в Беларуси освещались в посланиях Президента 2000-2005 годов. Однако решающим моментом в этом процессе стал семинар руководящих работников республиканских и местных государственных органов, прошедший 27-28 марта 2003 года. По его результатам 14 апреля 2003 г. Президентом был подписан протокол поручений, в котором содержались указания по вопросам: реорганизации Института социально-политических исследований при Администрации Президента РБ; создания и деятельности информационно-пропагандистских групп с включением в них депутатов Палаты представителей и Совета республики Национального собрания; обеспечения участия руководителей всех уровней государственного управления в идеологической работе, включая выступления в государственных СМИ; повышения актуальности, тематического разнообразия и высокого качества материалов, публикуемых в Информационном бюллетене Администрации Президента РБ и информационно-аналитическом вестнике «Политика», а также повышения уровня полиграфического исполнения этих изданий. В числе прочих поручений Президента, особое место занимает указание Академии наук РБ совместно с Академией управления при Президенте обеспечить научную разработку основ идеологии белорусского государства, а также введение во всех вузах страны спецкурса по основам идеологии белорусского государства с подготовкой соответствующих учебных пособий.
В современной Беларуси идеологической работой занимаются кадры всех уровней, начиная с работников управления идеологии Администрации Президента, заканчивая работниками предприятий и учреждений как государственной и частной форм собственности. В стране создана идеологическая вертикаль, состоящая из идеологических управлений и отделов в местных исполкомах. По всей республике действуют информационно-пропагандистские группы, проводятся единые дни информирования. В городах и районах страны воссозданы структуры «Белорусского общества «Знание», опирающиеся на традиции советской пропаганды. По роду деятельности в идеологическую работу вовлечены врачи, учителя, преподаватели социально-гуманитарных дисциплин. Предприняты меры по увеличению тиражей периодических изданий, дотируемых из бюджета, а также сокращению объемов их списания при розничной реализации, повышается их идейно-содержательный уровень. Упорядочивается регистрация, производство и распространение на территории Беларуси зарубежных СМИ, имеющих деструктивную направленность по отношению к белорусскому государству.
На предприятиях с числом работников 300 и более, в организациях агропромышленного комплекса – 150 и более введены должности заместителей руководителей по идеологической работе. В малочисленных коллективах эти функции возложены на заместителей, курирующих кадровую работу и социально-бытовые вопросы. Разработаны квалификационные характеристики должности заместителя руководителя организации по идеологической работе, которая включена в общегосударственный классификатор «Профессии рабочих и должности служащих» и Квалификационный справочник «Должности служащих для всех отраслей экономики».
Таким образом, Президент Республики Беларусь является главным выразителем интересов, ценностей и идеалов белорусского общества. В силу этого ключевыми ориентирами в сфере идеологической политики белорусского государства являются его выступления и практическая деятельность по реализации своих властных полномочий. Сформулированные таким образом направления развития белорусского государства и общества реализуются в опоре на местные Советы, профсоюзы и общественные организации, стоящие на позициях поддержки Президента (БРСМ, ДОСААФ, Пионерскую организацию, организации воинов-афганцев, ветеранов ВОВ и др.).
Парламент – это высший представительный и законодательный орган власти.
В 1994 году, согласно новой Конституции, высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь стал Верховный Совет, имевший право принимать законы и вносить изменения и дополнения в Конституцию. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет. В 1996 году белорусский Парламент приобрел новое название и структуру. Парламент современной Беларуси носит название Национального собрания Республики Беларусь и состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Численность депутатского корпуса Национального Собрания составляет 174 человека, срок депутатских полномочий ограничен четырьмя годами. Палата представителейсостоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Совет Республики является палатой территориального представительства, состоящей из 64 депутатов (по 8 депутатов от каждой области и 8 назначается Президентом РБ).
Национальное собрание РБ является одним из важнейших государственных институтов, активно задействованным в идеологических процессах белорусского государства. Наиболее реальной возможностью влияния Парламента на формирование государственной идеологии является законодательное содействие созданию необходимых условий для формирования новых идей, взглядов, ценностей, моделей поведения, которые могут лечь в основу развития общества и государства.
Предметом особого внимания народных избранников является личность, как один из субъектов политической жизни и объект законотворческой деятельности. Индивид активно участвует в общественной деятельности, проявляя при этом определенные личностные качества. Они формируются в ходе политической социализации человека, которой способствует ряд законов, принятых Парламентом, в частности, Закон «О гражданстве Республики Беларусь», «Об обращениях граждан», «О политических партиях», «Об общественных объединениях» и т.д. Подобные законы способствуют формированию у граждан Беларуси чувств патриотизма, гражданственности, любви к своей Родине, подталкивают их к более активному проявлению своей гражданской позиции и к участию в решении задач, стоящих перед обществом, а также укреплению независимости и целостности Республики Беларусь.
В идеологической деятельности Национального собрания РБ особое место занимает законодательное регулирование духовной жизни белорусского общества. Важнейшими объектами законодательной деятельности Парламента в сфере духовной жизни являются образование, культура, наука. Законы, принятые Национальным собранием в данных сферах, к примеру, Закон «Об образовании», Закон «О культуре в Республике Беларусь», Закон «О кинематографии в Республике Беларусь» и т.д. создают необходимые условия для формирования интеллектуально активной, высоконравственной, разносторонне развитой, профессионально подготовленной личности. Они дают реальную возможность всем жителям Беларуси пользоваться достижениями белорусской культуры, науки, помогают реализовать свои творческие способности.
Таким образом, Национальное собрание Республики Беларусь является важным идеологическим органом. От его деятельности зависит реализация проповедуемых в стране идеологических постулатов, жизнь каждого отдельного человека, поскольку именно законодательное творчество Парламента определяет основные ценности, идеалы, потребности, запросы, модели поведения граждан республики.
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. В своей деятельности оно подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.
Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей, которое дается не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре премьера. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения, он руководит деятельностью Правительства и отвечает за его работу; в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения в течение двух месяцев представляет повторную программу деятельности Правительства; информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех его важнейших решениях. Список полномочий премьера является открытым, т.е. он выполняет и другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства. Премьер может предлагать Президенту определенные кандидатуры в состав Правительства, но окончательное решение в этом вопросе остается за Главой государства. Заседания правительства проходят под председательством Премьера или Президента. Ориентируясь на основные направления внутренней и внешней политики Беларуси, определяемые от имени народа Президентом, Премьер разрабатывает программу деятельности правительства и меры по ее реализации. Основной функцией Премьера является непосредственное руководство деятельностью Правительства. Именно за осуществление этой функции Премьер несет персональную ответственность перед Президентом.
Идеологическая деятельность Правительства имеет два аспекта: практический и информационно-пропагандистский.
Идеология практической деятельностиСовета Министров проявляется в осуществлении кадрового, финансового и материального обеспечения деятельности народного хозяйства, в создании необходимых для этого организационных структур, в способах распоряжения материальными, финансовыми и прочими ресурсами. Практический аспект идеологической работы белорусского Правительства отражен постановлениях, программах, правилах, инструкциях, предписаниях и запретах. Будучи универсальным началом жизни белорусского общества и государства, идеология проникает во все сферы его жизнедеятельности, в том числе и в деятельности исполнительной власти. Таким образом, идеология практической работы Правительства заключается в реализации им экономической, аграрной, социальной, жилищной и иной политики белорусского государства.
Организация информационно-пропагандистской работыПравительства направлена на формирование определенного общественного мнения через СМИ. В отличие от практической управленческой и исполнительно-распорядительной деятельности, она адресована непосредственно гражданам Беларуси и имеет целью выработку в них таких качеств как ответственность, чувства долга, правдивость, патриотизм и т.п. Действия Правительства и всех органов исполнительной власти по поддержанию норм, правил, традиций, настроений, необходимых для динамичного развития общества призваны обеспечить в Беларуси создание культурной и эмоционально-психологической основы для глубокого укоренения в общественном сознании идеологии белорусского государства.
Местное самоуправление – способ реализации принципа разделения властей по вертикали, в отличие от разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную по горизонтали. Децентрализация власти, ее распределение среди множества местных органов управления призваны сделать ее более ответственной, а населению дать возможность контролировать ту власть, с которой ему чаще всего приходится взаимодействовать.
Основные принципы системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь изложены в пятом разделе Конституции, в законах «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь», Избирательном кодексе и других законодательных и подзаконных нормативных актах.
Формами осуществления местного самоуправления в Беларуси являются: местные Советы депутатов; органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные); местные референдумы; собрания (сходы) граждан; иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц. Статья 12 Закона «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь», устанавливает три территориальных уровня местных Советов:
· первичный, к которому относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения) Советы;
· базовый, включающий городские (городов областного подчинения) и районные Советы;
· областной, который представлен областными Советами. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.
Помимо местного самоуправления в Беларуси существует местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления в Республике Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
Процесс создания идеологии государства в современных условиях ориентируется, прежде всего, на тот пласт общества, где решаются главнейшие созидательные проблемы, касающиеся различных социальных групп и отдельных индивидов. Речь идет о местном уровне управления и самоуправления. Именно здесь лучше видится человеческая природа, осознаются политические и иные интересы граждан, их пристрастия и устремления. И именно на этом уровне государственная идеология получает возможность наиболее эффективно влиять на общество, разум и волю отдельных граждан. Прямое участие народа в управлении государством формирует у граждан определенные качества, направленные на решение как государственных, так и региональных проблем, позволяет выполнять определенные идейно-воспитательные функции. В настоящее время идеологическая деятельность органов местного управления и самоуправления должна быть более разносторонней и эффективной, должна повышаться их воспитательная роль. Их непосредственной обязанностью является массово-политическая и культурно-просветительская работа, охрана общественного порядка, воспитание молодежи, организация досуга граждан. Особенно важно, чтобы на местном уровне была создана четкая технология идеологической работы, главными постулатами которой, обозначенными на республиканском семинаре-совещании управленческих кадров Республики Беларусь в марте 2003 года, являются:
· формирование путей и целей развития государства и общества, доведение их до сведения и понимания гражданам;
· систематическое информирование граждан о важнейших событиях, происходящих в государстве и за его границами, о его стратегических и тактических задачах, решениях государственных органов, а также по всем вопросам, касающимся социально-экономического развития местных территорий;
· повышение политической культуры населения, его социальной активности, воспитание у граждан внутренней убежденности и готовности вносить свой максимально-посильный вклад в решение жизненно важных проблем конкретного региона и государства в целом;
· определение и реализация оптимальных способов идейного влияния на сознание и поведение граждан страны и каждой конкретной территории, выработка системы идеологической работы с людьми;
· формирование у граждан активной жизненной позиции, позитивного отношения к происходящим в государстве и обществе процессам.
Идеологический заряд несут в себе и многие проводимые на местном уровне, казалось бы, чисто управленческие меры и мероприятия. В стране повсеместно созданы информационно-пропагандистские и консультативные группы, проводятся единые дни информирования. Активно действуют группы докладчиков, выступающие важным инструментом информирования людей, формирования общественного мнения и одновременно эффективным средством политического роста самих руководителей. Хорошо зарекомендовали себя организованные в ряде мест прямые телефонные линии местных исполкомов, дни открытого письма. Помогает решать многие информационные, мобилизационные, организационно-методические и идейно-воспитательные проблемы проведение выездных заседаний исполкомов на предприятиях и в хозяйствах. Получили право на существование и такие формы идеологической работы, как пресс-центры в областях, городах, районах. Важной идеологической составляющей на местном уровне являются и некоторые формы морального и материального поощрения тружеников города и села (доски почета, грамоты, благодарственные письма, именные стипендии и т.д.). Большой идейно-воспитательный потенциал заложен в обеспечении соревнования между коллективами и гражданами на всех уровнях хозяйственно-экономической и социально-воспитательной деятельности. Все эти формы идеологической работы дают местным органам управления и самоуправления возможность лучше знать настроения людей, держать руку на пульсе жизни, ориентироваться в политической ситуации и вовремя принимать меры и корректировать свои действия.
Обобщая выше сказанное, следует отметить, что все органы государственной власти Республики Беларусь должны осуществлять идеологическую работу комплексно, системно, консолидировано в направлении обеспечения политической и экономической стабильности в государстве. Важно при этом чтобы их решения и действия диктовались общественной и экономической целесообразностью, логикой реальной жизни. А самое главное, пожалуй, это то, что для успешной реализации идеологии государства необходимо ее соответствие условиям жизни, потребностям, интересам людей, ее подтверждение самой жизнью и воплощение в ней. Идеология не может быть и не должна быть самоцелью. Она должна быть конкретной, направленной на обеспечение всех без исключения сторон жизнедеятельности государства и общества, на придание им надлежащего смысла и поиск путей поступательного прогрессивного развития. Люди должны заинтересованно воспринимать идеологию, признать ее как комплекс научно обоснованных программно-образующих идей. Только при этом условии она действительно станет мощной, конструктивной движущей силой в общественном и государственном развитии.
Контрольные вопросы:
1. Выделите основные причины введения поста президентства в Республике Беларусь.
2. Какую роль играет Президент РБ в формировании и реализации идеологии белорусского государства?
3. В каких программных выступлениях Президента РБ А.Г. Лукашенко были обозначены основные контуры идеологии белорусского государства?
4. Охарактеризуйте Парламент РБ, его структуру, порядок формирования.
5. Способствует ли законотворческая деятельность Парламента РБ реализации идеологии белорусского государства? Ответ аргументируйте.
6. Перечислите полномочия Правительства Республики Беларусь, каковы его задачи и функции?
7. Каково место и роль Правительства в плане решения задач формирования и реализации идеологической политики белорусского государства?
8. Дайте определение терминов «местное управление» и «местное самоуправление». Каковы отличия между ними?
9. В чем состоит идеологическое обеспечение задач развития местного управления и самоуправления в современном белорусском обществе?
10. Могут ли органы местного управления и самоуправления способствовать реализации идеологии белорусского государства? Каким образом?