Белорусская экономическая модель
В контексте данной стратегии очень важно определить характер будущей экономической системы нашего общества. Под экономической системой принято понимать совокупность предприятий, организаций, учреждений и нормативных положений, посредством которых осуществляется организация и регулирование процесса производства, распределения, обмена и потребления социальных благ [9]. Каждое общество разрабатывает теоретическую модель и формирует собственную экономическую систему, которая строится на основе творческого синтеза традиций хозяйствования и своеобразия своего развития, регионального и мирового опыта.
В мире практически не существует двух совершенно одинаковых экономических систем. Но их можно классифицировать по каким-либо характерным признакам, например, по формам собственности или по формам регулирования экономической деятельности. С точки зрения форм собственности, экономические системы могут основываться на частной или государственной собственности, а в традиционном обществе — на общинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения. Формами регулирования экономических процессов могут быть традиции, команда (планирование) или рынок. Соответственно экономические системы подразделяют на традиционные, рыночные, командные и смешанные. При традиционном хозяйстве движение ресурсов, созданных продуктов, структурные особенности производства определяются обычаями и традициями. При рыночной экономике движение созданных благ осуществляется при помощи спроса и предложения. При командной экономике хозяйственные процессы планируются и регулируются государственными координирующими органами. В смешанной экономике сочетаются различные элементы первых трех систем [ 10].
Разновидностью смешанной системы является социально ориентированная рыночная экономика. Под таковой принято понимать экономическую систему, которая позволяет государству посредством использования механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования экономических процессов осуществлять эффективную социальную политику [11]. Социально ориентированная рыночная экономика позволяет сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию производителей с активной ролью государства в хозяйственной жизни, эффективность производства с высоким уровнем социальной защищенности населения. Такие экономические системы, как правило, отличаются высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования экономических процессов, развитой системой социальной поддержки различных категорий граждан, наличием института производственной демократии.
Социально ориентированная рыночная экономика в той или иной мере характерна практически для всех индустриально развитых западных стран. Фактически она является неотъемлемой чертой общества на постиндустриальной стадии его развития. По оценкам специалистов, государственное регулирование экономических процессов наиболее высокой степени достигло в Германии. Здесь государство жестко связывает право распоряжения собственностью с ее эффективным использованием. Оно проводит активную политику в сфере денежного обращения, формирования и исполнения государственного бюджета, регулирования развития отраслей производства, обеспечения занятости населения. Немецкое государство играет существенную роль в перераспределении доходов населения методами финансовой и социальной политики. Примерами социально ориентированной рыночной экономики могут служить также Австрия, Голландия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Скандинавские страны.
Конституционное закрепление социального характера белорусского государства, движение страны к постиндустриальному обществу предполагают формирование социально ориентированной рыночной экономической системы. Для осуществления политики, направленной на обеспечение блага всех граждан, поддержку нуждающихся в помощи категорий граждан, утверждение социальной справедливости как принципа организации общественной жизни, правительство должно располагать соответствующими рычагами и ресурсами. Так называемому «минимальному правительству» (либеральному государству), функции которого ограничиваются обеспечением общественной безопасности и собственности, достаточно иметь в своем распоряжении средства, полученные путем установления налогов и сборов. Так называемое «большое правительство» (социальное государство) нуждается в гораздо больших — на несколько порядков! — средствах для того, чтобы оно смогло не только обеспечить национальную безопасность, но и реализацию разрабатываемых им социальных программ. Либерально-рыночная экономика таких средств правительству предоставить не может. Поэтому социальное государство само становится собственником, активным субъектом хозяйствования и регулятором социально-экономических процессов.
Однако одного только определения приемлемого для Беларуси типа экономической системы недостаточно. Это не столь уж сложная задача. Более сложной является задача разработки к реализации конкретной модели экономической системы такого типа. Дело в том, что многоукладность экономики, формирование которой провозглашается едва ли не главным смыслом проводимых в постсоветский период реформ, не есть ни цель, ни задача постиндустриальной модернизации. Опыт индустриально развитых стран Запада показывает, что испытанный на эффективность путь развития проходит на одинаковом расстоянии как от тотальной плановой экономики, так и от ортодоксальной либеральной рыночной экономики. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы найти свой, белорусский, путь движения к социально ориентированной рыночной экономике и свой оптимум в соотношении различных секторов производства, роли государства в экономической жизни, а также место национальной экономики в качестве эффективного звена региональной и мировой экономической системы.
В этой связи важно еще раз подчеркнуть различия в путях движения к постиндустриальному обществу стран Запада и стран, образовавшихся на территориях бывшего Советского Союза.
В западных странах рыночная экономика свободной конкуренции была той исторически исходной основой, с которой они начинали свое движение к постиндустриальному обществу. Однако суть этого движения составляли повышение уровня интеграции различных секторов экономики, усиление роли и участия государства в экономических процессах, расширение государственного сектора хозяйствования как путь повышения эффективности производства и как средство снятия социальных антагонизмов, преодоления социальной поляризации общества. В результате на Западе независимой от государства многоукладной рыночной экономики, или либерально-рыночной экономики в ее чистом виде, больше не существует. Вот свидетельство на сей счет видного западного мыслителя, английского социального философа К. Поппера: «То, что Маркс назвал капитализмом, т.е. не ограниченный законодательно капитализм, полностью сошел с исторической сцены в двадцатом веке» [12].
В постсоветских странах, напротив, исходной основой движения к постиндустриальному обществу явилась командная (плановая) экономика. Экономика Беларуси изначально формировалась и развивалась как составной элемент высокоинтегрированной экономической системы СССР. По уровню интеграции советская экономика находилась не между свободным и современным западным рынком, а впереди последнего. По оценкам специалистов, этот уровень, т.е. степень взаимозависимости ее составных частей, в 8—9 раз превосходил соответствующий показатель экономики западных стран. Поэтому в процессе дальнейшей модернизации советского общества достаточно было бы снять искусственные барьеры, препятствующие развитию частнопредпринимательской деятельности, и тем самым открыть путь для формирования социально ориентированной многоукладной экономики. Но при этом не было никакой необходимости сворачивать государственный сектор экономики, разрушать сложившиеся интеграционные связи и устранять государство из процесса регулирования экономической жизни. Советская экономика нуждалась не столько в разгосударствлении, сколько в ее новейшей научно-технологической модернизации как условий перехода к постиндустриальному обществу.
К этому нелишне будет напомнить, что экономика России до 1917 г. и Советского Союза никогда не была либерально-рыночной. Причина этого — наши суровые природно-климатические условия, которые объективно предполагают участие государства в организации общественного производства и социальной жизни. Еще в XIX в., если не раньше, ученые установили закономерность, согласно которой в странах с суровыми природно-климатическими условиями производство — сначала земледелие, а затем и промышленность — изначально являлось делом либо общин, либо провинций, либо центрального правительства. Трудоемкая хозяйственная деятельность оказывалась просто не под силу отдельным индивидам или их свободным ассоциациям. И напротив, благоприятные для индивидуальной предпринимательской деятельности условия Средиземноморья — колыбели западной цивилизации — способствовали становлению института частной собственности [13]. Этот фактор сохраняется и поныне. Его нельзя игнорировать при осуществлении постиндустриальной модернизации Беларуси. Здесь, равно как и в России, государство и впредь будет решающим фактором организации и регулирования процессов, происходящих в экономической и всех других сферах общественной жизни.
Таким образом, если плановая экономика Советского Союза с самого начала была ориентирована на удовлетворение не столько частного, сколько общественного интереса, то западные страны начали осуществлять социально ориентированную экономическую политику начиная с «нового курса» американского президента Франклина Рузвельта. В результате как на Западе, так и в Советском Союзе была заложена инфраструктура экономики будущего постиндустриального общества — экономики услуг.
Изложенными обстоятельствами предопределяются особенности белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. Ее важнейшими отличительными чертами являются [14]:
• сильная и эффективная государственная власть. Только такая власть, оказывая регулирующее воздействие на экономику, способна обеспечить ее динамичное развитие, а значит, и последовательное повышение уровня жизни, достижение высокого стандарта благосостояния граждан, утверждение социальной справедливости, общественного порядка и политической стабильности;
• обеспечение равноправия и эффективного функционирования частного и государственного секторов экономики. Это означает, что каждый из них должен занимать определенное место в структуре национальной экономики и служить интересам общества. В условиях рыночных отношений частный сектор может и должен развиваться, внося свой вклад в национальное достояние. Государственный сектор необходим там и в той мере, где частному сектору не под силу решение экономических задач. На каждом этапе развития страны соотношение между частным и государственным сектором экономики может быть различным и может меняться;
• подход к разгосударствлению экономики (приватизации государственной собственности) не как самоцели, а как средству повышения эффективности хозяйствования, конкурентоспособности и прибыльности экономики. При этом основная ставка должна делаться на поиск и привлечение экономических субъектов, готовых вкладывать средства в приватизируемые предприятия и способных к ответственным и эффективным экономическим действиям. Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами общества, отрасли, предприятия, работающего человека;
• многовекторность внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. Это — важнейший принцип благоприятного существования и функционирования страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей. Ныне экономика любой страны не может успешно развиваться без ее включения в международные экономические процессы. Поэтому Беларусь, развивая интеграционные связи с Россией и другими странами СНГ, одновременно должна обеспечивать свое присутствие в тех странах и регионах мира, в таких международных экономических организациях, где это экономически выгодно, отвечает ее национальным интересам;
• сильная социальная политика. Необходимость повышенного внимания социальным аспектам жизнедеятельности общества прямо вытекает из конституционного положения о том, что Республика Беларусь является социальным государством. Это предопределяет обязанность институтов государства проявлять заботу об обеспечении достойного существования всех граждан, не подрывая при этом стимулов для полного проявления ими своих способностей. Однако необходимость осуществления сильной социальной политики диктуется и потребностями развития самой экономики, условием которого является наличие физически здоровых, высокообразованных, профессионально подготовленных и творчески мыслящих работников. Такой подход предполагает сопряжение социальной ориентации экономики с повышением эффективности инвестиций (т.е. вложения финансовых средств) в развитие человеческого потенциала. Поэтому разработка и осуществление государством программ в области образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, охраны материнства и детства, защиты пожилого населении и малообеспеченных слоев общества ныне является одной из самых отличительных особенностей белорусской экономической модели.
Таким образом, разработанная и реализуемая на практике модель белорусской экономической системы ориентирована на обеспечение высокой эффективности производства, что и позволяет проводить правительству страны сильную социальную политику. Она находит свое выражение в нарастающем и приоритетном инвестировании, вложении финансовых средств в здоровье людей, в их образование, профессиональное и культурное развитие. Высокое социальное качество нашей экономики позволяет поддерживать стабильно высокий уровень материальной обеспеченности как общества в целом, так и различных групп населения. Такая экономическая система позволяет обеспечивать рациональное и справедливое регулирование доходов и тем самым осуществлять гармонизацию доходов, а значит и гармонизацию общественных отношений.