Белорусская экономическая модель

В контексте данной стратегии очень важно определить характер будущей экономической системы нашего общества. Под экономической системой принято понимать совокупность пред­приятий, организаций, учреждений и нормативных положе­ний, посредством которых осуществляется организация и регу­лирование процесса производства, распределения, обмена и потребления социальных благ [9]. Каждое общество разрабаты­вает теоретическую модель и формирует собственную эконо­мическую систему, которая строится на основе творческого синтеза традиций хозяйствования и своеобразия своего разви­тия, регионального и мирового опыта.

В мире практически не существует двух совершенно одина­ковых экономических систем. Но их можно классифицировать по каким-либо характерным признакам, например, по формам собственности или по формам регулирования экономической деятельности. С точки зрения форм собственности, экономи­ческие системы могут основываться на частной или государ­ственной собственности, а в традиционном обществе — на об­щинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения. Формами регулирова­ния экономических процессов могут быть традиции, команда (планирование) или рынок. Соответственно экономические системы подразделяют на традиционные, рыночные, командные и смешанные. При традиционном хозяйстве движение ресурсов, созданных продуктов, структурные особенности производства определяются обычаями и традициями. При рыночной эконо­мике движение созданных благ осуществляется при помощи спроса и предложения. При командной экономике хозяйствен­ные процессы планируются и регулируются государственными координирующими органами. В смешанной экономике сочета­ются различные элементы первых трех систем [ 10].

Разновидностью смешанной системы является социально ориентированная рыночная экономика. Под таковой принято по­нимать экономическую систему, которая позволяет государ­ству посредством использования механизмов рыночного, госу­дарственного и общественного регулирования экономических процессов осуществлять эффективную социальную политику [11]. Социально ориентированная рыночная экономика позво­ляет сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию производителей с активной ролью государства в хозяйствен­ной жизни, эффективность производства с высоким уровнем социальной защищенности населения. Такие экономические системы, как правило, отличаются высокой долей государ­ственной собственности, широкими масштабами государствен­ного регулирования экономических процессов, развитой систе­мой социальной поддержки различных категорий граждан, на­личием института производственной демократии.

Социально ориентированная рыночная экономика в той или иной мере характерна практически для всех индустриаль­но развитых западных стран. Фактически она является неотъ­емлемой чертой общества на постиндустриальной стадии его развития. По оценкам специалистов, государственное регули­рование экономических процессов наиболее высокой степени достигло в Германии. Здесь государство жестко связывает пра­во распоряжения собственностью с ее эффективным использо­ванием. Оно проводит активную политику в сфере денежного обращения, формирования и исполнения государственного бюджета, регулирования развития отраслей производства, обеспечения занятости населения. Немецкое государство игра­ет существенную роль в перераспределении доходов населения методами финансовой и социальной политики. Примерами со­циально ориентированной рыночной экономики могут слу­жить также Австрия, Голландия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Скандинавские страны.

Конституционное закрепление социального характера бело­русского государства, движение страны к постиндустриально­му обществу предполагают формирование социально ориенти­рованной рыночной экономической системы. Для осуществле­ния политики, направленной на обеспечение блага всех граж­дан, поддержку нуждающихся в помощи категорий граждан, утверждение социальной справедливости как принципа орга­низации общественной жизни, правительство должно распола­гать соответствующими рычагами и ресурсами. Так называемо­му «минимальному правительству» (либеральному государ­ству), функции которого ограничиваются обеспечением обще­ственной безопасности и собственности, достаточно иметь в своем распоряжении средства, полученные путем установле­ния налогов и сборов. Так называемое «большое правитель­ство» (социальное государство) нуждается в гораздо больших — на несколько порядков! — средствах для того, чтобы оно смогло не только обеспечить национальную безопасность, но и реали­зацию разрабатываемых им социальных программ. Либераль­но-рыночная экономика таких средств правительству предоста­вить не может. Поэтому социальное государство само стано­вится собственником, активным субъектом хозяйствования и регулятором социально-экономических процессов.

Однако одного только определения приемлемого для Бела­руси типа экономической системы недостаточно. Это не столь уж сложная задача. Более сложной является задача раз­работки к реализации конкретной модели экономической системы такого типа. Дело в том, что многоукладность эконо­мики, формирование которой провозглашается едва ли не главным смыслом проводимых в постсоветский период ре­форм, не есть ни цель, ни задача постиндустриальной модер­низации. Опыт индустриально развитых стран Запада показы­вает, что испытанный на эффективность путь развития прохо­дит на одинаковом расстоянии как от тотальной плановой экономики, так и от ортодоксальной либеральной рыночной экономики. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы най­ти свой, белорусский, путь движения к социально ориентиро­ванной рыночной экономике и свой оптимум в соотношении различных секторов производства, роли государства в эконо­мической жизни, а также место национальной экономики в качестве эффективного звена региональной и мировой эконо­мической системы.

В этой связи важно еще раз подчеркнуть различия в путях движения к постиндустриальному обществу стран Запада и стран, образовавшихся на территориях бывшего Советско­го Союза.

В западных странах рыночная экономика свободной конку­ренции была той исторически исходной основой, с которой они начинали свое движение к постиндустриальному обще­ству. Однако суть этого движения составляли повышение уров­ня интеграции различных секторов экономики, усиление роли и участия государства в экономических процессах, расширение государственного сектора хозяйствования как путь повышения эффективности производства и как средство снятия социаль­ных антагонизмов, преодоления социальной поляризации об­щества. В результате на Западе независимой от государства многоукладной рыночной экономики, или либерально-ры­ночной экономики в ее чистом виде, больше не существует. Вот свидетельство на сей счет видного западного мыслителя, английского социального философа К. Поппера: «То, что Маркс назвал капитализмом, т.е. не ограниченный законода­тельно капитализм, полностью сошел с исторической сцены в двадцатом веке» [12].

В постсоветских странах, напротив, исходной основой дви­жения к постиндустриальному обществу явилась командная (плановая) экономика. Экономика Беларуси изначально фор­мировалась и развивалась как составной элемент высокоинтегрированной экономической системы СССР. По уровню интег­рации советская экономика находилась не между свободным и современным западным рынком, а впереди последнего. По оценкам специалистов, этот уровень, т.е. степень взаимозави­симости ее составных частей, в 8—9 раз превосходил соответ­ствующий показатель экономики западных стран. Поэтому в процессе дальнейшей модернизации советского общества до­статочно было бы снять искусственные барьеры, препятствую­щие развитию частнопредпринимательской деятельности, и тем самым открыть путь для формирования социально ориен­тированной многоукладной экономики. Но при этом не было никакой необходимости сворачивать государственный сектор экономики, разрушать сложившиеся интеграционные связи и устранять государство из процесса регулирования экономиче­ской жизни. Советская экономика нуждалась не столько в раз­государствлении, сколько в ее новейшей научно-технологиче­ской модернизации как условий перехода к постиндустриаль­ному обществу.

К этому нелишне будет напомнить, что экономика России до 1917 г. и Советского Союза никогда не была либерально-ры­ночной. Причина этого — наши суровые природно-климатиче­ские условия, которые объективно предполагают участие госу­дарства в организации общественного производства и социаль­ной жизни. Еще в XIX в., если не раньше, ученые установили закономерность, согласно которой в странах с суровыми при­родно-климатическими условиями производство — сначала зем­леделие, а затем и промышленность — изначально являлось делом либо общин, либо провинций, либо центрального правитель­ства. Трудоемкая хозяйственная деятельность оказывалась просто не под силу отдельным индивидам или их свободным ассоциациям. И напротив, благоприятные для индивидуальной предпринимательской деятельности условия Средиземноморья — колыбели западной цивилизации — способствовали становле­нию института частной собственности [13]. Этот фактор сохра­няется и поныне. Его нельзя игнорировать при осуществлении постиндустриальной модернизации Беларуси. Здесь, равно как и в России, государство и впредь будет решающим фактором ор­ганизации и регулирования процессов, происходящих в экономической и всех других сферах общественной жизни.

Таким образом, если плановая экономика Советского Сою­за с самого начала была ориентирована на удовлетворение не столько частного, сколько общественного интереса, то запад­ные страны начали осуществлять социально ориентированную экономическую политику начиная с «нового курса» американ­ского президента Франклина Рузвельта. В результате как на За­паде, так и в Советском Союзе была заложена инфраструктура экономики будущего постиндустриального общества — эконо­мики услуг.

Изложенными обстоятельствами предопределяются осо­бенности белорусской модели социально ориентированной ры­ночной экономики. Ее важнейшими отличительными чертами являются [14]:

• сильная и эффективная государственная власть. Только та­кая власть, оказывая регулирующее воздействие на экономику, способна обеспечить ее динамичное развитие, а значит, и по­следовательное повышение уровня жизни, достижение высоко­го стандарта благосостояния граждан, утверждение социаль­ной справедливости, общественного порядка и политической стабильности;

• обеспечение равноправия и эффективного функционирова­ния частного и государственного секторов экономики. Это озна­чает, что каждый из них должен занимать определенное место в структуре национальной экономики и служить интересам об­щества. В условиях рыночных отношений частный сектор мо­жет и должен развиваться, внося свой вклад в национальное до­стояние. Государственный сектор необходим там и в той мере, где частному сектору не под силу решение экономических за­дач. На каждом этапе развития страны соотношение между частным и государственным сектором экономики может быть различным и может меняться;

• подход к разгосударствлению экономики (приватизации го­сударственной собственности) не как самоцели, а как средству повышения эффективности хозяйствования, конкурентоспособ­ности и прибыльности экономики. При этом основная ставка должна делаться на поиск и привлечение экономических субъ­ектов, готовых вкладывать средства в приватизируемые пред­приятия и способных к ответственным и эффективным эконо­мическим действиям. Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами общества, отрасли, предприятия, работающего человека;

• многовекторность внешнеэкономической деятельности субъ­ектов хозяйствования. Это — важнейший принцип благоприят­ного существования и функционирования страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей. Ныне экономика любой страны не может успешно развиваться без ее включения в международные экономические процессы. Поэтому Бела­русь, развивая интеграционные связи с Россией и другими странами СНГ, одновременно должна обеспечивать свое при­сутствие в тех странах и регионах мира, в таких международ­ных экономических организациях, где это экономически вы­годно, отвечает ее национальным интересам;

• сильная социальная политика. Необходимость повышенно­го внимания социальным аспектам жизнедеятельности обще­ства прямо вытекает из конституционного положения о том, что Республика Беларусь является социальным государством. Это предопределяет обязанность институтов государства про­являть заботу об обеспечении достойного существования всех граждан, не подрывая при этом стимулов для полного проявле­ния ими своих способностей. Однако необходимость осуще­ствления сильной социальной политики диктуется и потребно­стями развития самой экономики, условием которого является наличие физически здоровых, высокообразованных, профес­сионально подготовленных и творчески мыслящих работни­ков. Такой подход предполагает сопряжение социальной ори­ентации экономики с повышением эффективности инвести­ций (т.е. вложения финансовых средств) в развитие человече­ского потенциала. Поэтому разработка и осуществление госу­дарством программ в области образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, охраны материнства и детства, защиты пожилого населении и малообеспеченных слоев общества ны­не является одной из самых отличительных особенностей бело­русской экономической модели.

Таким образом, разработанная и реализуемая на практике модель белорусской экономической системы ориентирована на обеспечение высокой эффективности производства, что и позволяет проводить правительству страны сильную социаль­ную политику. Она находит свое выражение в нарастающем и приоритетном инвестировании, вложении финансовых средств в здоровье людей, в их образование, профессиональное и куль­турное развитие. Высокое социальное качество нашей эконо­мики позволяет поддерживать стабильно высокий уровень материальной обеспеченности как общества в целом, так и раз­личных групп населения. Такая экономическая система позво­ляет обеспечивать рациональное и справедливое регулирова­ние доходов и тем самым осуществлять гармонизацию дохо­дов, а значит и гармонизацию общественных отношений.

Наши рекомендации