Белорусская модель перехода к рынку

Провозглашение в 90-х годах ХХ века государственного суверенитета и экономический разрыв со странами бывшего СССР, органической частью которого была Беларусь, выдвинули чрезвычайной важности и сложности проблемы: по какому пути идти? как дальше развиваться? какой быть Республике Беларусь и ее экономике?[94]

Возможности поиска и нахождения ответа на эти труднейшие вопросы дает теория моделей экономики. Понятие модели экономики – новое, оно еще не приобрело однозначности. Однако превалирующим можно считать понимание модели экономики как конкретного варианта данного вида экономической системы, обусловленного определенными национально-историческими условиями. Скажем, по поводу рыночного типа экономики стали говорить о таких различных ее вариантах, как американская, японская, восточно-азиатская модели.

Формирование модели экономики отражает особенности, своеобразие, специфичность в рамках общих тенденций экономического развития. В ходе ее реализации используется важнейший общий принцип мироздания: единство мира в его разнообразии.

Наша страна – Республика Беларусь – вступила в новый, ХХI век как молодое суверенное социальное государство, создающее открытую управляемую социально ориентированную экономику.

Более 60% валового внутреннего продукта Республики Беларусь непосредственно связано с экспортом-импортом, т.е. с внешними рынками. Занимая в мире по численности населения 0,18%, а по территории всего 0,15%, Республика Беларусь по некоторым видам продукции имеет в мире существенный удельный вес: по калийным удобрениям – 11%, по льноволокну – 8,7%, по картофелю – 3,1%, по шерстяным тканям – 1,8%, по холодильникам – 1,3% и т.д. Поэтому открытость экономики – наш путь.

При изучении моделей экономика рассматривается как результат воздействия на нее не только непосредственно экономических факторов (спрос, предложение и т.п.), но также и природно-географического, исторического и социокультурно-нравственных начал. Жизнь, особенно разрушительные процессы трансформационного периода, настоятельно требуют такого подхода. Без его учета «экономическая трансформация взламывает социокультурные основы поведения и завершается провалом»[95].

Рассматривая особенности белорусской модели переходных процессов в экономике в рамках названного научного направления, выделимследующиеосновные особенности.

Прежде всего, целевую направленность модели, которая задает главный вектор ее формирования и развития. Целевая направленность модели законодательно утверждается Конституцией страны. Конституция Республики Беларусь определяет нашу страну как социальное государство. Появление понятия «социальное государство» отразило новый поворот и новую сущность в деятельности современных государств. Эта сущность заключается в том, что на базе социальной рыночной экономики государство призвано осуществлять такую политику, которая направлена во благо всех групп граждан, всех слоев населения при необходимой поддержке и защите слабых его групп.

В связи с поставленной целью – формированием социального государства на основе социальной рыночной экономики, а также под влиянием специфических условий нашей страны и складывается белорусская модель переходной экономики и социально-экономического развития. Каковы же ее черты и особенности?

Во-первых, особенностью Республики Беларусь и ее экономик явилась серьезная (чрезвычайная) экологическая озабоченность. Она объективно обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС. Масштабы урона, нанесенного нашей стране, окружающей среде и населению в результате этой катастрофы, так велики, что без учета их влияния невозможна теперь экономика. Именно на территории Республики Беларусь авария на ЧАЭС оставила наиболее «черный» след. Из всех выброшенных реактором ЧАЭС радионуклидов 2/3 выпало в Республике Беларусь. От последствий катастрофы пострадал каждый пятый ее житель. Из сельскохозяйственного оборота страны выведено более 2,6 тыс. кв. км сельхозугодий, притом лучших в республике. На существенно загрязненных белорусских территориях оказались 27 городов и свыше 3600 населенных пунктов с общей численностью жителей более 2 млн. человек.

В целом, по данным специалистов, ущерб, нанесенный Республике Беларусь чернобыльской катастрофой, оценивается в сумму 235 млрд. долларов США. Притом это в расчете только на 30-летний период преодоления, в действительности же процесс потребует еще многих десятков лет.

До 1992 года меры по ликвидации ущерба финансировались в основном из союзного бюджета СССР, но после его распада Республика Беларусь вынуждена нести всю тяжесть этой «ноши» одна и тратить на эти цели ежегодно до 25% государственного бюджета, экономя на всем.

Во-вторых, особенностью белорусской модели следует назвать социально-щадящийхарактер реформирования. Эта особенность вытекает из первой и является ее развитием. Дело в том, что к наиболее серьезным и опасным последствиям чернобыльской катастрофы следует отнести потерю здоровья. Особенно значительна она у населения, проживающего на загрязненных территориях, переселенцев и ликвидаторов аварии. Исследования свидетельствуют о постоянном росте заболеваемости и инвалидности пострадавшего населения. В целом состояние здоровья пострадавшего населения ухудшается, здоровые составляют только 15%. Так, в послеаварийный период резко увеличилась заболеваемость раком щитовидной железы, легких, особенно в районах обязательного отселения (прирост был равен от 68% в зонах жесткого контроля до 40–30% в относительно чистых районах).

Особенно беспокоит состояние здоровья будущего поколения. Из числа детей, отселенных из районов эвакуации, к настоящему времени признаются абсолютно здоровыми только 13%. Ясно, что даже только специальное медицинское обеспечение в таких условиях требует больших экономических затрат и большого внимания. Пожалуй, не меньших забот требуют в этих условиях психологическая и социальная реабилитация населения и его защита. Общий объем капитальных вложений только в материальную базу здравоохранения требует многих миллиардов рублей. К этому следует добавить психологическую и социальную неподготовленность населения к крутым реформам, обрушившимся на людей в начале 90-х годов (т.е. особый социальный стресс), о чем говорят социологические опросы того периода, притом и в других странах СНГ. Таким образом, объективные условия, в которых оказалось население страны, потребовали учета этого обстоятельства и проведения переходных мероприятий в особом – социально-щадящем варианте. В противном случае трансформация могла завершиться полным провалом с социальными противостояниями. Модель развития приобрела социально-щадящую особенность.

В-третьих, особенностью белорусской модели нужно признать ее интеллектуально-инновационную основу. Хотя эта особенность была осознана и признана не сразу, ее значимость со временем становится все сильнее. Объективную основу этой особенности следует видеть, прежде всего, в общемировой направленности развития в ХХI веке, фундаментальной базой которого является новая, интеллектуально-информационная экономика.

Формирующаяся в мире новая экономика одной из главных своих опор имеет интеллект и его развитие. У Республики Беларусь есть возможности и необходимость «вписаться» в этот контекст мирового прогресса. Обусловленность этого направления связана к тому же с особенностями ресурсной базы экономики Беларуси. Ее относительная бедность природными ископаемыми, особенно энергетическими ресурсами, и относительно рисковая зона сельскохозяйственного производства вызывают необходимость обратиться к ресурсам интеллекта и сделать именно их основой экономического и социального развития.

Тем более, что исследования белорусских ученых в сфере физики, математики, химии, микроэлектроники и информатики, наук о земле, гуманитарных наук, как известно, получили мировое признание. В условиях, когда тенденцией мировой экономики становится выход интеллектуального капитала на первые роли, Беларусь не должна и не может «упустить свой шанс». У страны есть все возможности сделать интеллектуально-инновационный ресурс основой своего реформирования и развития.

При этом следует иметь в виду ту базу, исходную позицию в экономике, с которой нужно было проводить реформирование. Белорусская экономика к началу переходного периода сложилась как зрелая индустриальная экономика. Так, если определяющие нашу экономику основные технологии принять за 100%, то оказывается, что 79% из них составляли традиционные индустриальные технологии, а 21% – новые и высокие технологии. Страна располагала мощным строительным комплексом, создававшим 10–11% ВВП[96]. Наша республика специализировалась на производстве продукции индустриальных отраслей: машиностроения, нефтехимической и химической, деревообрабатывающей, легкой. Производство, означающее взаимодействие с машинами (станками и прочим машинным оборудованием), и есть база индустриальной экономики. Таковой и была Беларусь на пороге трансформационных событий.

В-четвертых, еще одной особенностью модели преобразований в Республике Беларусь является их постепенность и последовательность. Эта черта в значительной мере предопределена теми, которые обозначены выше. Дело в том, что шоковый вариант на фоне чернобыльской катастрофы, а также в условиях монополизированного характера исходной для реформирования постсоветской экономики просто не мог дать позитивных результатов. Для этого нужны особые условия. Постепенность, эволюционность (в науке – градуализм) у нас проявляется и в особенностях процессов приватизации государственной собственности и др.

В-пятых, особенностью белорусской модели перехода и развития можно считать учет менталитета, ценностей и приверженностей населения. Эта особенность означает сохранение исторических и социально-культурных основ, на которых сформировалось и держится социально-экономическое ядро нашего общества. Такими основами признаны:

· общинные, коллективистские начала;

· развитое чувство социальной справедливости;

· толерантность и неспешность;

· трудовые ценностные ориентиры;

· приемлемость многообразия народов и их культур;

· ориентация на сочетание материального и духовного начал и благ;

· развитое чувство ответственности за судьбы отечества.

Неучет, игнорирование такого рода особенностей чреваты тяжкими последствиями не только в реализации реформ, но и явлениями типа кризиса и разрушений этноса. Учет же названных выше черт белорусского народа ставит заслон таким негативам рыночного типа системы, как беззастенчивая эксплуатация, эгоцентризм, массовая безработица.

В-шестых, смешанность формируемой экономической системы – еще одна наша особенность. При этом под смешанностью понимают современную обусловленность сочетания, совмещения в экономике страны двух разных форм хозяйства – рыночной (прибыльной) и нерыночной (несориентированной на прибыльность), а также двух механизмов макрорегулирования – рыночного и государственного.

Смешанный тип экономики при ее социальной ориентации опирается, прежде всего, на сочетание разных форм собственности, на многоукладность. Притом, как показывают факты, государственная и негосударственная формы собственности сочетаются в отношении, приближающемся к 1:1. К концу ХХ века в странах Западной Европы оно характеризовалось такими данными:

· Германия: 46% – доля государственного сектора и 54% – негосударственного;

· Франция: соответственно, 47% и 53%;

· Бельгия – 50,2% и 49,8%;

· Австрия – 47% и 53%;

· Швеция – 60% и 40%[97].

Однако в литературе «смешанная экономика» представляется иногда иначе: это сочетание «рынка и командной экономики» или «рынка и государства». Но в такой «упряжке» соединяют, что называется, «коня и трепетную лань». Рынок ведь, как известно, – это определенный тип хозяйствования, а государство – институт управления. Управление же не есть то же, что экономика, экономическая система и ее тип. Значит, соединяются здесь в одно понятие экономика и неэкономика, что вряд ли верно.

Рынок, как известно, сориентирован на спрос, а это значит – на платежеспособную потребность. Экономика же в целом озабочена удовлетворением потребностей вообще, а не только тех, которые на рынке представляют спрос. Иначе как быть с потребностями в обороноспособности страны, с потребностями в борьбе с эпидемиями, в водообеспечении, образовании и т.д.? Они, как правило, не являются прибыльными, т.е. чисто рыночными. Такие проблемы (и ответы на них) видны на знаменитом графике рынка (рис.11.4)[98].

 
  Белорусская модель перехода к рынку - student2.ru

CF – линия спроса; OD – линия предложения; Е – точка рыночного равновесия; АО – равновесная цена; ОВ – равновесный объем спроса.

Рассматривая на этом графике четыре образующиеся зоны, их обычно трактуют как:

I – зона избыточного рынка (СED), т.к. здесь спрос меньше предложения; II – зона дефицитного рынка (OEF); III – активная зона рынка (ОСЕ); IV – мертвая зона.

Эта последняя – мертвая зона – и представляет здесь особый интерес. Почему она мертвая? Мертвая вообще? Для всех и всего?

Если отвечать кратко, то эта зона мертва потому, что в ней спрос возможен только по самым низким ценам (от О до А), а предложение, напротив, только по высоким ценам (АС). Иначе говоря, в этой зоне не покупают товары в силу неплатежеспособности потребителей, поэтому она мертва. Но означает ли это, что товары вообще не нужны? Нет, не означает, т.к. речь идет только о спросе на них, а не о потребности в них. Ведь спрос – часть потребности, платежеспособная ее часть. Объем этого спроса показан отрезком ОВ. Значит, эта зона мертва для рынка? – Да.

Но зона, мертвая для рынка, не есть мертвая для экономики вообще. Ведь если бы эти товары могли продавать по более низким ценам (не выше ОА), то и они находили бы своего потребителя. Потребность не равна спросу, она составляет сумму платежеспособного и неплатежеспособного спроса, т.е. ОВ+ВF. Следовательно, IV зона, мертвая для рынка, не является мертвой для экономики, т.к. и за пределами рынка может и должна быть экономика, поскольку еще есть потребности.

Понятно, что экономика в так называемой мертвой зоне существенно отличается от экономики в рыночной зоне. Но ведь потребности, которые называют жизненно важными или социально-значимыми, удовлетворить важнее, чем наращивать прибыль (оборона, борьба с инфекционными заболеваниями и т.п.). Кто же может быть и является тем субъектом, который должен заниматься нерыночным (неприбыльным) хозяйством? Очевидно, государство. Оно для этого создает и управляет государственным сектором экономики, выполняя в нем производительную роль. Экономика, сочетающая рыночную и нерыночную (неприбыльную в основном) формы хозяйствования и есть смешанная экономика. В этом ее суть. А все остальные черты – производные из этой, а не главные.

Социально ориентированная экономика отличается, как отмечено выше, тем, что государство озабочено в ней и социальными проблемами, заботится не только о субъектах рынка, но и о других, обо всех группах граждан. Следовательно, без смешанной экономики у такого государства не будет достаточной экономической базы, чтобы решить такие задачи, ему нужна для этого и неприбыльная зона экономики. В целом это должна быть не просто рыночная, а смешанная экономика[99].

В-седьмых, еще одной исторически обусловленной особенностью белорусской модели развития следует назвать приверженность социальной справедливости, особенно в социально-трудовых отношениях. Здесь социальная справедливость ассоциируется с адекватностью, с эквивалентностью и, соответственно, противоречит неадекватности, угнетению. Из этого следует многое. Но обратим внимание пока на одно – на проблему справедливости в трудовых отношениях и, в частности, в оплате труда. Нарушение такой справедливости чревато потерей мотивационно-стимулирующего потенциала. А это означает потерю одной из главных движущих сил экономического развития – интереса, который еще в давние времена был замечен и назван Гельвецием «всесильный волшебник». В таких условиях без интереса, без заинтересованности работников даже лучшие реформы не реализуемы.

В-восьмых, особенностью белорусской модели (так уж сложилось после распада СССР) приходится назвать принцип опоры на собственные силы. В формирующейся открытой экономике это означает преимущественную ориентацию на собственные ресурсы и факторы, в том числе на свои конкурентные преимущества. В качестве предпосылок конкурентных преимуществ Республики Беларусь могут служить:

· ее трудовые ресурсы с высоким образовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;

· значительный, сохраненный и развивающийся научный потенциал;

· выгодное географическое положение в виде «моста» между европейскими и азиатскими странами и экономиками;

· развитый индустриальный потенциал как основа для умножения кооперационных связей с другими странами, особенно с СНГ;

· наличие в ряде отраслей новых и высоких технологий.

С этими (и предыдущими) принципами связана политика государственной поддержки отечественных крупных предприятий, имеющих в своем составе значительную социальную сферу.

Но все эти и другие особенности белорусской модели связывает, цементирует, интегрирует ее девятая черта – ориентация на значительный рост благосостояния и социальное развитие своего народа. Важно подчеркнуть еще раз, что социальная ориентация не есть проявление только гуманизма общества, его человечности. Переход к «постиндустриальному обществу» в конце ХХ – начале ХХI века резко актуализировал проблему «человеческого фактора» и связанного с ней гуманизма. И не только в философско-методологическом аспекте, но и в экономическом.

Сам характер новой, постиндустриальной экономики, где заглавным ресурсом и фактором, создающим богатство, как отмечалось выше, становится интеллект, а его носителем – человек, с неизбежностью ставит в повестку дня социальную составляющую как объективную необходимость дальнейшего существования и развития. Антисоциальность же с такими проявлениями, как бедность, нищета, малограмотность, болезни, преступность и т.п., напротив, ведет экономику (особенно интеллектуально-инновационную) и общество в целом в тупик.

Как показывают данные Всемирного банка, из 6 млрд. населения земли 4,1 млрд. (т.е. подавляющее большинство) относятся к бедным и очень бедным со всеми вытекающими из этого положения последствиями. Ясно, что этим миллиардам людей не до интеллекта, не до постиндустриальной экономики и цивилизации. А резко разделенному миру очень сложно сохранить мирные взаимоотношения. И хотя Республика Беларусь в сравнении с другими странами согласно индексу ИРЧП выглядит лучше, социальных проблем демографического и экономического характера у нас, как известно, хватает.

Необходимость социальной ориентации в модели развития Республики Беларусь, как видим, определяется многофакторно: и историей страны, и менталитетом ее народа с социально-гуманистическими предпочтениями, и объективной основой новой, постиндустриальной экономики, современным уровнем жизни населения, резко упавшим в перестроечные, 90-е годы во всех странах СНГ, в том числе в Беларуси. Совокупностью выделенных выше девяти основных (а также некоторых других) черт можно охарактеризовать белорусскую модель социально-экономического развития на современном этапе.

Контрольные вопросы к теме №11

1. В чем сущность трансформации экономики?

2. Какие типы переходных периодов Вы знаете?

3. Кто является субъектом трансформационной экономики? Каковы особенности этих субъектов?

4. Каковы и чем отличаются этапы трансформационного периода?

5. Что такое гетеродокская модель макростабилизации? Какие еще модели Вы знаете?

6. Какие функции государства относятся к трансформационным?

7. Из чего складываются экономические методы государственного регулирования?

8. Почему в трансформационный период особую важность приобретает социальная политика?

9. Что понимается под моделью экономики? Почему формируются модели?

10. Что такое социальность экономики?

11. Чем вызвана необходимость социальной ориентации экономики Республики Беларусь?

12. Какие особенности характеризуют белорусскую модель?

13. Чем обусловлена смешанность экономики? В чем она состоит?

14. Что Вы понимаете под интеллектуально-инновационной основой развития экономики?

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. А.В.Сидоровича. – М., 2001.

2. Бузгалин А.В., Радаев В.В. Экономика переходного периода. – М., 1995.

3. Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2003.

4. Бункина М., Семенов В. Макроэкономика. – М., 1996.

5. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2002.

6. Головачев А.С., Головачева И.В. Макроэкономика: Курс лекций. – Мн., 2002.

7. Гребенников П.И. Макроэкономика. – СПб., 1992.

8. Гюрджан В.А. и др. Налоги в Республике Беларусь. – Мн.: Светоч, 2002.

9. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. – СПб., 1994.

10. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997.

11. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – М., 2002.

12. Инновационная деятельность и устойчивое развитие. – Мн., 2004.

13. Исаев В.В., Немчин А.М. Общая теория социально-экономических систем. – СПб., 2002.

14. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1990.

15. Козловский В.В., Лутохина Э.А. Мировая экономика: социально ориентированный подход / Под ред. Э.А.Лутохиной. – Мн., 2005.

16. Курс переходной экономики / Под ред. Л.Н.Абалкина. – М., 1997.

17. Курс экономической теории / Под ред. А.В.Сидоровича. – М., 2000.

18. Курс экономической теории / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб., 2000.

19. Курс экономической теории / Под ред. М.И.Плотницкого, А.Н.Тура. – Мн., 2003.

20. Лемешевский И.М. Микроэкономика – Мн., 2004.

21. Луссе А.В. Макроэкономика: краткий курс. – СПб.: Питер, 2001.

22. Лутохина Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель. – Мн., 2003.

23. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М., 1994.

24. Макроэкономика / Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн., 2002.

25. Макроэкономика / П.И.Гребенников, А.И.Леусский, Л.С.Тарасевич; общ. ред. Л.С.Тарасевича. – СПб., 1996.

26. Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думновой. – М.: КноРус, 2004.

27. Макроэкономика: социально ориентированный подход / Под ред. Э.А.Лутохиной. – Мн., 2005.

28. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. – М.: ГУВШЭ, 2002.

29. Мега-, мета-, макроэкономика: Курс лекций / Под общ. ред. Э.А.Лутохиной. – Мн.: НО ООО БИП-С, 2002.

30. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. – М., 1999.

31. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Пер. с англ. – М., 1994.

32. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. – СПб., 2004.

33. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления / В.Н.Шимов, Я.М.Александрович, А.В.Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н.Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005.

34. Никитенко П.Г. Модель устойчивого социально-экономического развития Беларуси. – Мн., 2001.

35. Овчинников Г.П. Макроэкономика: Конспект лекций. – СПб., 2000.

36. Основы банковского дела: Учебное пособие / Под ред. Ю.М.Ясинского. – Мн.: Тесей, 1999.

37. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран. – СПб., 2002.

38. Приходченко О.И. Экономика Беларуси. – Мн., 2005.

39. Приходченко О.И., Шаркова О.Э. Экономический рост: сущность и моделирование. – Мн., 1999.

40. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: НОРМА, 2003.

41. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело, 1996.

42. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. – М.: МГП «Амон» ВНИСИ, 1992.

43. Селищев А.С. Макроэкономика / Под ред. А.И.Леусского. – СПб., 2004.

44. Сломан Дж. Основы экономики. – М.: Проспект, 2005.

45. Современная экономика / Под ред. О.Ю.Мамедова. – Ростов н/Д., 2000.

46. Социальная политика / Под ред. Н.А.Волгина. – М., 2003.

47. Социальное рыночное хозяйство. – СПб., 1999.

48. Тарасевич А.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. – М.: Юрайт, 2003.

49. Тихонов А.О. Малая открытая экономика: теоретические и практические аспекты // Белорусский банковский бюллетень. – 1998. – №10.

50. Тихонов А.О. Деньги, денежно-кредитная политика и экономическая трансформация: макродинамический подход. – Мн., 2002.

51. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 2002.

52. Фридмен М. Количественная теория денег. – М.: Эльф-пресс, 1996.

53. Хайман Д. Современная макроэкономика: анализ и применение. – М., 1993.

54. Церкасевич Л.В. Социальная политика и стратегия ее реализации в странах ЕС. – СПб., 2003.

55. Цинн К. Социальное рыночное хозяйство / Пер. с нем. – Мн., 1994.

56. Экономика: Учебное пособие / М.И.Плотницкий, М.Г.Муталимов, Г.А.Шмарловская и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002.

57. Экономическая теория / Под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Т.П.Журавлевой. – М., 2001.

58. Ясин Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей. – М., 2003.

ГЛОССАРИЙ

А

Агрегирование – формирование совокупных экономических показателей, называемых агрегатами.

Активное регулирование занятости – комплекс мер государства по стимулированию количества занятых, увеличению числа рабочих мест, а также по подготовке и переподготовке рабочей силы.

Активы – экономические ресурсы субъектов хозяйствования в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Акселератор – коэффициент приростной капиталоемкости национального дохода.

Активные операции банков – операции, на основе которых кредитные учреждения получают все виды доходов. Основу данных операций кредитных учреждений составляют имеющиеся у них финансовые ресурсы.

Алгоритм макрорегулирования – твердый обусловленный порядок последовательных действий в процессе макрорегулирования экономики.

Альтернативность экономического поведения – исключающие друг друга возможности разного поведения экономического субъекта.

Антиинфляционная политика – совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.

Асимметричная рыночная информация – неравномерное распределение информации между продавцами и покупателями на рынке, когда одни знают о товаре (услуге) и его движении гораздо больше, чем другие.

Б

Банковский мультипликатор – величина прироста совокупных активов банковской системы при увеличении активов центрального банка на единицу.

«Бегство от денег» – приобретение товаров независимо от реальной потребности в них.

Безработица – избыточное предложение труда при данной его цене.

Безработица конъюнктурная – разность между фактической и естественной безработицей.

Безработица открытая – официально признанная безработица на основе регистрации безработных в службах занятости.

Большая и малая открытость экономики – большая или меньшая экспортно-импортная активность страны на мировом рынке.

Бюджет – план доходов и расходов государства, субъекта хозяйствования, домашнего хозяйства на определенный период.

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами.

Бюджетный профицит – превышение доходов бюджета над его расходами.

В

Валовые инвестиции – общий объем инвестиций в экономику в течение определенного периода времени (обычно год).

Валовой внутренний продукт (ВВП) – суммарная стоимость всех произведенных за определенный промежуток времени конечных товаров и услуг на территории данного государства, в том числе на основе факторов производства, находящихся в иностранной собственности.

Валовой национальный продукт (ВНП) – суммарная стоимость всех произведенных за определенный промежуток времени товаров и услуг, в том числе на основе факторов производства, находящихся за пределами данного государства.

Валюта – денежная единица данной страны.

Внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет.

Внешний долг – сумма финансовых обязательств государства по отношению к иностранным кредиторам.

Внешние шоки – резкие изменения внешних условий, оказывающие воздействие на равновесие данной национальной экономики.

Внутренний долг – сумма финансовых обязательств государства по отношению к кредиторам своей страны.

ВНП реальный – отношение номинального ВНП к индексу цен.

Внешняя торговля – торговля между государствами, обусловленная международным разделением труда.

Воспроизводственная структура экономики – отражает деление составных частей общественного продукта в зависимости от их функционального назначения.

Временной лаг – промежуток времени между принятием каких-то мер и появлением их конкретных результатов, следствий.

Встроенные (автоматические) стабилизаторы – механизмы перераспределения доходов (системы налогообложения, пособий, порядок выплаты дивидендов и т.д.), ведущие независимо от текущих решений правительства к росту (снижению) совокупного спроса в периоды спада и подъема.

Г

Галопирующая инфляция – инфляция, при которой ее годовые темпы превышают 100%.

Гиперинфляция – очень быстрый рост уровня цен. Высокие темпы инфляции.

Гипотеза двойного решения – предположение о поведении экономического субъекта в условиях существования системы негибких цен, в соответствии с которыми при столкновении с количественными ограничениями на одном рынке экономические субъекты на других рынках заменяют гипотетические значения целевых показателей на их эффективные значения.

Гипотетическое значение параметра – значение экономического параметра, максимизирующего функцию полезности хозяйствующего субъекта при гибкой системе цен.

Государственный бюджет – централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и для выполнения необходимых социально-экономических функций.

Государственный долг – сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время бюджетных избытков.

Глубина бедности – показатель среднего отклонения доходов бедных от величины прожиточного минимума.

Д

Дезинфляция – мягкая форма дефляции с целью ограничить инфляцию без увеличения уровня безработицы. К дезинфляционным мерам относятся: ограничение потребительских расходов путем повышения процентной ставки, установления ограничений на заключение договоров о покупках в кредит и введение контроля за ценами на ряд товаров (прежде всего, дефицитных).

Денежная база – сумма «денег повышенной мощности» («резервных денег»). Резервные деньги эмитируются Центральным банком. Они включают наличные деньги и деньги в банковских резервах.

Денежная масса – общий объем обращающихся в стране денег.

Денежные агрегаты – совокупность компонентов денежной массы, объединенных по критерию степени ликвидности. В рыночной экономике выделяются агрегаты:

· М0 – наличные деньги в обращении;

· М1 – наличные деньги плюс депозиты до востребования;

· М2 – денежный агрегат М1 плюс срочные депозиты (срок действия которых до одного года);

· М3 – денежный агрегат М2 плюс сберегательно-накопительные вклады;

· М4 – денежный агрегат М3 плюс валютные депозиты;

· М5 – М4 + КО;

· L – М5 + высоколиквидные инструменты.

Денежные иллюзии – ориентация экономического субъекта при принятии хозяйственных решений на номинальные, а не реальные значения ценовых показателей.

Денежное предложение – разница между широкой и узкой денежной базой.

Денежный мультипликатор – коэффициент, характеризующий сумму прироста, равный отношению денежной массы к денежной базе.

Денежный рынок – рынок, на котором происходит краткосрочное кредитование и заимствование денег, соединяющее воедино финансовые институты[100], субъекты хозяйствования, домашние хозяйства и государство.

Депрессия – фаза экономического цикла, период застоя.

Дифференциация доходов – различия в уровне доходов различных слоев и групп населения.

Доходы населения – сумма денег, которую получает население (его группы, слои) от какого-то основного рода деятельности и из других источников (от собственности, в виде пособий, пенсий, стипендий и т.п.).

Е

Естественная безработица – уровень безработицы, определяемый численностью фрикционных и структурных безработных.

Естественный уровень выпуска – уровень реального объема производства, который определяется наличными ресурсами, технологией и факторами, определяющими границу производственных возможностей системы в условиях полной занятости рабочей силы.

Ж

Жизненный цикл товара – период времени, в течение которого продукт разрабатывается и внедряется на рынок до момента его ухода с рынка. Жизненный цикл продукта включает 4 стадии: 1 – внедрение, 2 – рост объема продаж, 3 – зрелость и 4 – спад.

З

Задолженность дебиторская – статьи баланса, показывающие суммы активных операций, подлежащих возврату в установленное время.

Задолженность кредиторская – статьи баланса, показывающие суммы обязательств, подлежащих оплате в установленное время.

Закрытая экономика – экономика страны, не экспортирующей и не импортирующей товары и услуги.

Закон Вальраса – в экономике, состоящей из n числа взаимозависимых рынков, в случае достижения равновесия на n–1 рынках и на последнем рынке также будет равновесие.

Закон Оукена – повышение уровня естественной безработицы на каждый 1% равно потере реального ВНП на 2,5%.

Золотой запас – централизованный (государственный) резервный фонд золота (в слитках и монетах); используется в качестве страхового фонда при осуществлении международных расчетов, пополнении запасов валюты, получении международных займов, обеспечении устойчивости национальной валюты.

Золотое правило накопления – в условиях неоклассической модели экономического роста фонд потребления на душу населения растет с максимальным темпом, если норма сбережений равна эластичности объема выпуска по капиталу.

Золотой стандарт (монометаллизм) – тип денежной системы. В зависимости от характера размера знаков стоимости на золото различаются разновидности золотого стандарта:

· золотомонетный;

· золотослитковый;

· золотодевизный (золотовалютный).

Привязка денежной системы к золоту и выпуск в обращение ценностей из чистого золота. Система золотого стандарта основана на следующих принципах:

· в обращении находятся золотые монеты, являющиеся главной формой денег, все остальные формы денег могут быть обменены на золото по номиналу

Наши рекомендации