Каковы принципы налогообложения по Адаму Смиту?
В своей работе «Исследование о природе и причине богатства народов» А. Смит не только утверждает, что налоги выгодны обществу и это признак свободы граждан, а не рабства, но и определяет основные принципы налогообложения, актуальные до сих пор:
Принцип справедливости — «Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».
Принцип определенности — «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика.
Принцип удобства — «Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».
Принцип экономии — «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. ...Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды».
Очевидно, что Адам Смит подошел к категории налога с точки зрения его установления («соразмерно доходу»), оформления («определенно») и процедуры изъятия («плательщику удобнее платить»). Таким образом, ученый предопределил следствия, вытекающие из недостатков юридической техники налогообложения.
Билет 18
1) Налоговые органы вправе:
- требовать от налогоплательщика документы (в т. ч. в электронной форме), служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, необходимые для контроля за исчислением и уплатой налогов;
- проводить налоговые проверки, производить выемку документов (при угрозе их уничтожения, изменения, замены, сокрытия) и осматривать территорию и помещения;
- вызывать должностных лиц налогоплательщика для дачи пояснений по поводу уплаты налогов;
- приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков;
- арестовывать имущество налогоплательщиков;
- определять сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, расчетным путем, если налогоплательщик:
o не допускает налоговых инспекторов к осмотру своих производственных, складских, торговых и иных помещений;
o более двух месяцев не представляет требуемые от него документы;
o не ведет учета объектов налогообложения или ведет его с такими нарушениями, что рассчитать налог невозможно;
- требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений;
- взыскивать недоимки, пени, проценты и штрафы;
- вызывать в качестве свидетелей лиц, обладающих информацией, которая необходима налоговым органам для контроля за налогоплательщиками, привлекать экспертов и переводчиков;
- просить орган, выдавший налогоплательщику лицензию на право осуществления какой‑либо деятельности, аннулировать или приостановить ее действие;
- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
o о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;
o о возмещении ущерба, причиненного действиями банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика, по которому были приостановлены операции;
o о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите.
Налоговые органы обязаны:
- осуществлять государственную регистрацию юридических и физических лиц, вести их учет и выдавать выписки из единого государственного реестра налогоплательщика;
- соблюдать налоговое законодательство;
- бесплатно информировать (в т. ч. письменно) налогоплательщиков о действующих налогах и сообщать им при регистрации реквизиты для заполнения платежных поручений на перечисление налогов, включая номера счетов Федерального казначейства;
- представлять формы отчетности и разъяснять правила их заполнения;
- давать разъяснения по вопросам уплаты налогов;
- возвращать или зачитывать излишне уплаченные или излишне взысканные налоги, пени и штрафы;
- направлять налогоплательщику:
o копии акта налоговой проверки и решения по ней;
o налоговое уведомление и (или) требование об уплате на‑ лога.
o справки о состоянии расчетов (по запросу);
- руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ;
- при неуплате налоговых платежей, имеющей признаки преступления, направлять материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
1) Каковы принципы налогообложения по Адольфу Вагнеру? Раскройте их суть.
I. Финансовые принципы организации налогообложения.
1. Достаточность налогообложения.
2. Эластичность налогообложения.
II. Народнохозяйственные принципы.
3. Соответствующий выбор источника налогообложения.
4. Правильная комбинация налогов в такую систему, которая учитывает переложения налогов.
III. Этические принципы.
5. Всеобщность налогообложения.
6. Равномерность.
IV. Административно-технические принципы.
7. Определенность налогообложения.
8. Удобство оплаты.
9. Низкие затраты взимания налогов.
Принципы А. Вагнера учитывают много факторов, которые появились после А. Смита. На первом месте Вагнер ставит финансовые принципы (достаточность, эластичность), в отличие от многих финансистов-современников, которые ставили на первое место принципы справедливости, равномерности налогообложения. Это наглядно демонстрирует изменения как в мировой экономике вообще, так и в отношении понимания сущности налогов. Вагнер исходит из того, что общественно-хозяйственная система является столь необходимой для людей, что достаточность средств для нее должна быть поставлена на первое место, а принципы справедливости проводятся в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы.
Билет 10
1. какой вклад в развитие теории налогообложения внес а. лаффер? Наиболее известным представителем этой научной школы стал американский экономист Артур Лаффер (р. 1940). В результате изучения вопросов налогообложения он пришел к выводу, что существует зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой. На основе эмпирических исследований выбранных показателей на примере США он пришел к выводу о том, что налогообложение достигло критического уровня, при котором налоги стали препятствовать экономическому росту. Налоговые реформы в США конца 70-х — начала 80-х гг. XX в. во многом были проведены на основе концептуальных выводов А. Лаффера, ставки налогов были резко снизили в надежде на то, что возросшая деловая активность и интенсивность труда компенсируют потери налоговых доходов. Однако не был зафиксирован весомый рост доли личных сбережений, напротив, федеральные налоговые доходы сократились, вследствие чего федеральный бюджет, сбалансированный в 1979 г., характеризовался беспрецедентным дефицитом в 200 млрд. долл.
Таким образом, предсказания сторонников теории экономики предложения о том, что интенсивность труда и уровень сбережений резко возрастают после снижения предельной налоговой ставки, оказались не вполне корректными. Тем не менее очевидно, что установление налогов выше максимально допустимой ставки нанесло бы еще больший ущерб экономике. Подчеркнем, что достаточно трудно определить предельную ставку какого-либо налога, для этого необходимы эмпирические расчеты с учетом конкретных экономических условий страны.