История таможенного дела в России
Таможенное дело РФ имеет более чем тысячелетнюю историю. Упоминания о таможенных правилах как системы положений, регулирующих налогообложение при ввозе иностранных товаров, встречаются в наиболее раннем правовом источнике - летописи Ярослава Мудрого "Русская правда", а позднее и в других письменных источниках Великого Новгорода, Вольного Пскова и других городов.
Сам термин "таможенное дело" берет начало в еще более ранней истории - периоде образования Киевской Руси. Так, в договоре князя киевского Олега с византийцами встречается слово "мыт", что означало сбор за провоз товаров через заставы.
Взыскиваемые таможенные платежи получили название "осмничие", "мытные" деньги. После татаро-монгольского нашествия в русском языке укоренился наиболее употребляемый таможенный термин "таможить" (от тюркского "тамга" - знак, письмо, клеймо). "Таможить" означало ставить печать и взыскивать пошлину. Служилых людей, собиравших пошлины и ранее называвшихся мытниками, стали называть таможниками или таможенниками. Со временем в городах стали создаваться торговые места для хранения иностранных товаров и осуществления в их пределах товарообменных операций, получившие названия гостиных мест или таможни.
До середины XVII в. даже при условии централизации государственной власти московских государей таможенные правила имели бессистемный характер. Важной вехой таможенной реформы в России стало принятие в 1653 г. Именного Указа "О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием, по сколько взято и с каких товаров". Этот документ получил признание как первый российский государственный Таможенный устав (Торговый устав). Все было заменено единой рублевой пошлиной, измерявшейся в процентах от цены товара и зависевшей от вида товара и страны, из которой приехал иностранный купец. Данным указом впервые были закреплены законом нрава и обязанности таможенников (мытчиков) по осуществлению контроля за перемещением товаров.
Однако реформирование таможенного дела на Руси завершилось только в середине XVIII в. с отменой откупной системы сбора таможенных платежей и ликвидацией внутренних таможен, положив начало формированию государственной таможенной службы со специальным аппаратом, структурой и системой управления.
Петровские реформы продолжили упорядочивание таможенного тарифа на основе применения идей протекционизма. В Таможенном тарифе 1724 г. устанавливаются правила снижения таможенных ставок по признаку торгующей стороны, имеющей режим наибольшего благоприятствования. Для импортных товаров, ввоз которых не играл в российской экономике значимой роли за счет его достаточности, ставки таможенной пошлины составляли до 75% стоимости импортных товаров.
В 1731 г. Петровский таможенный тариф был пересмотрен, и на иностранные товары, не производимые в стране, установлена ставка таможенной пошлины от 4 до 10%. Российская промышленность лишилась покровительственной системы.
Преобразования в таможенном деле затронули и систему таможенной службы: охрана границы поручалась регулярным войскам и казачьим разъездам. Вводились понятия "ширина территориальных вод" и "таможенная полоса", устанавливались правила поведения для торговцев и капитанов торговых судов.
Во времена правления Екатерины II таможенные тарифы неоднократно пересматривались, однако вносимые изменения не имели системного и продуманного характера.
Период капитализма в России выдвинул перед таможенной политикой новые требования, в которых находили отражение цели открытости российского рынка для продвижения отечественных товаров на мировые рынки, а также создания системы протекционизма как условия для поддержки промышленных преобразований в стране.
Введение в 1891 г. тарифа Российской империи явно протекционистского характера повлекло ответные меры, принятые рядом государств. В мировой истории таможенного дела этот период отмечен принятием Германией, Бельгией, Швецией и Австро-Венгрией объединенного таможенного соглашения о создании режима наибольшего благоприятствования для этих стран, а также применением ответных мер при импорте в эти страны товаров российского происхождения, и в первую очередь товаров, составлявших значительную долю в российском экспорте, - хлеба и леса.
В качестве ответной меры российское правительство ввело двойной тариф, характеризуемый применением обычного тарифа для торговли с европейскими странами, не входящими в указанную конвенцию, и второго - с применением повышенных пошлин для торговли со странами, не предоставляющими российским товарам прав наибольшего благоприятствования. Эти события подвигли Россию и Германию, а также их торговых партнеров к принятию череды взаимных негативных по сути решений об ужесточении протекционистских мер, получивших название "таможенная война".
Предпринятые меры завершились заключением соответствующего соглашения и принятием согласуемых тарифов, предусматривающих обоюдные уступки и, как следствие, отказ от принципа таможенно-тарифной автономии Российского государства, лежавшего в основе формирования таможенной политики до 1898 г.
До 1917 г. таможенная политика России формировалась с учетом международных соглашений в области торговых отношений и принятых таможенных обязательств.
Первый таможенный кодекс Советского государства был принят в 1924 г. и за весь советский период пересматривался дважды - в 1964 и 1988 гг. С 1988 г. советские таможенные органы впервые стали рассматриваться как самостоятельное ведомство, созданное для осуществления специфической деятельности - регулирования общественных отношений, возникающих при перемещении предметов и ценностей через границу.
Наиболее радикальный этап реформирования системы таможенных органов в России приходится на начало 1990-х гг. Указ Президента РФ о создании Государственного таможенного комитета (ГТК России), преобразованного в 2004 г. в Федеральную таможенную службу (ФТС России), был подписан 25 октября 1991 г. Были приняты Таможенный кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ) и Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе). Таможенный кодекс РФ требовал регулирования вопросов в области осуществления таможенного дела как участниками ВЭД, так и таможенными органами на уровне Правительства РФ. Практически весь инструментарий таможенного дела оказался прописанным в правительственных и (или) ведомственных подзаконных актах, общее число которых превысило несколько тысяч. Это привело к чрезмерной запутанности таможенно-правовых норм и возникновению серьезных противоречий между ними, с одной стороны, и нормами действующего гражданского, налогового и иного законодательства РФ, с другой стороны. Сложившаяся ситуация, а также ориентация России на эффективное включение в мировые экономические процессы требовали изменений правовых норм в области таможенного дела.
Для таможенной политики важную роль сыграли не только введение нового Таможенного кодекса РФ в 2003 г. и пересмотр таможенного тарифа, но и принятие федеральных законов от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности), от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (далее - Закон о специальных мерах при импорте товаров), ряд постановлений Правительства РФ и других органов исполнительной власти.
С введением в действие Таможенного кодекса РФ были решены такие принципиально важные задачи, как:
o приведение российского таможенного законодательства в соответствие с международными стандартами в этой сфере;
o упрощение и ускорение таможенных процедур;
o снижение административного фактора в регулировании товаропотока.
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация 6 октября 2007 г. подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании ТС. По этому договору таможенное регулирование на территории ТС осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, основным документом которого является Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), вступивший в силу 1 июля 2010 г. Таможенный кодекс ТС полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию ТС и вывоза с их территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции.
Таможенный кодекс ТС предусматривает:
o единые правила декларирования товаров;
o единые таможенные процедуры;
o единую методологию определения таможенной стоимости;
o единые правила начисления и взимания таможенных платежей;
o единые правила таможенного контроля.
В соответствии со ст. 324 Закона о таможенном регулировании Таможенный кодекс РФ признается утратившим силу за исключением п. 1 ст. 357.10 ("Ставки таможенных сборов"). Пункт 1 этой статьи утратил силу после принятия новой редакции (от 19 апреля 2012 г.) постановления Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863, утвердившего ставки сборов за таможенные операции, действующие с 22 августа 2012 г.