Современное состояние таможенного дела в России и таможенный кодекс 2003 г.

Таможенный кодекс РФ 1993 г., отвечавший основным принципам мирового таможенного регулирования, и массив подзаконных актов в сфере таможенного дела, принятый в течение последних десяти лет, позволили России существенно продвинуться по пути освоения экономических инструментов таможенного регулирования, формирования и защиты внутреннего рынка таможенными средствами. В этом процессе и законодатель, и органы исполнительной власти столкнулись с объективной динамичностью таможенной деятельности, соответствующей проводимому таможенно-политическому курсу.

Применение Таможенного кодекса РФ 1993 г. показало наличие концептуальных политико-экономических изъянов и пробелов таможенного законодательства. При реализации фискальной функции таможенные органы в совокупности с разветвленной околотаможенной инфраструктурой, развивающейся во всех регионах страны, все чаще стали рассматриваться как крупная государственная корпорация, обладающая высочайшей рентабельностью как для государства, так и для околотаможенного бизнеса.

За последнее десятилетие функционирование таможенной системы Российской Федерации стало мощной базой формирования федерального государственного бюджета, проведения структурных преобразований национальной экономики, обеспечения экономической безопасности государства, вхождения России в мировое сообщество. Возникшие при этом проблемы правового регулирования был призван решить Таможенный кодекс РФ 2003 г.

В новом документе меняется определение таможенного дела. Если в Таможенном кодексе 1993 г. понятие таможенного дела, по сути, редуцируется к таможенной политике, то в кодексе 2003 г. последнюю предпочитают не упоминать, используя понятие таможенного регулирования: «Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу» (раздел 1, гл. 1, ст. 1.2.).

Будучи документом прямого действия, новый Таможенный кодекс существенно расширил сферу кодифицированного таможенного законодательства. С другой стороны, произошло серьезное сужение круга регулируемых Таможенным кодексом отношений. Таможенный кодекс лишился двух своих важных частей: производства по делам о таможенных правонарушениях и ответственности за нарушение таможенных правил. Из Таможенного кодекса исчезли главы, связанные с «правоохранительной составляющей» деятельности таможенных органов. В Таможенном кодексе 1993 г. содержались, например, главы, посвященные деятельности таможенных органов как органов дознания, оперативно-розыскной деятельности таможенных органов. В новом Кодексе такие главы отсутствуют.

Основными направлениями, по которым происходило реформирование современного таможенного законодательства, явились: максимальное сближение с существующими в международной практике стандартами по таможенному делу; создание стабильных и четких правил, в соответствии с которыми участник внешнеэкономической деятельности строит свои отношения с таможней (правил, которые создавали бы на границе таможенный климат, благоприятный для развития бизнеса и инвестиционных процессов); наконец, эффективная защита публичного порядка и национальных интересов Российской Федерации в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.


Тема 15. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Лекция 18.

План

1. Таможенное сотрудничество в рамках СНГ.

2. Сотрудничество России с мировыми экономическими организациями.

3. Проблема вхождения России в ВТО.

Наши рекомендации