Борьба с контрабандой после 1917 г
С момента возникновения Советского государства его противники предпринимали усилия к тому, чтобы подорвать государственную монополию торговли в нашей стране. Одним из способов достижения указанной цели была контрабанда. В первые годы Советской власти (1918—1919 гг.) нелегальное перемещение товаров через государственную границу не носило систематического характера ввиду военной и экономической блокады Советской России. Однако контрабанда спичками, сахарином, мануфактурой со стороны жителей пограничных районов, перебежчиков и лиц, служивших в войсках, имела место.
В этот же период свергнутые классы и их пособники активно вывозили за границу валютные ценности, антикварные и художественные изделия. Такая контрабанда, хотя и причиняла определенный экономический ущерб государству, но большой опасности не представляла. Однако, начиная с первого года нэпа, торговля контрабандными товарами распространяется в более крупные потребительские районы.
Капиталистические государства были явно заинтересованы в большом завозе к нам контрабанды. В некоторых пограничных странах для поощрения этой деятельности в непосредственной близости у наших границ организовывались различные иностранные «благотворительные» торговые организации, сомнительные представительства и так называемые «транзитные лавки» и меняльные конторы, где совершались валютные сделки и контрабандисты снабжались товарами. За границей, особенно в Польше, существовали даже особые «конторы» по страхованию контрабанды от «провала».
В отдельные годы привозная номенклатура контрабандных товаров имела более 100 названий (предметы роскоши, галантереи, одежда, обувь, иные носильные вещи, вина, спирт, наркотики, табак и др.) Вывозная контрабанда состояла из драгоценных металлов, пушнины, скота, предметов старины и др. Одной из причин вывоза была разница внутренних и заграничных цен на главные контрабандные товары.
Соизмеряя контрабанду при ввозе её из заграницы и при вывозе из страны, необходимо отметить, что подавляющий процент по числу задержания контрабандного товара (80—90%) падает на привоз. В середине 20-х годов в европейской части страны наибольшее развитие нелегального провоза товаров наблюдалось на Закавказско-Черноморском, Украинско-Польском, Русско-Балтийском, Белорусско-Польском и Украинско-Черноморском погранично-таможенных участках. В азиатской части значительное развитие контрабанды отмечалось по границам Дальневосточного края, ЗСФСР и Туркменской ССР.
За хозяйственный год с 1 октября 1922 г. по 1 октября 1923 г. суммарный итог всех случаев задержания контрабанды в пределах РСФСР превысил 40 тыс. При этом 90% всех задержаний, исключая Дальний Восток, распределялось всего между тремя округами: Петроградским (более 14,5 тыс.), Западным (8,8 тыс.) и Украинским (6,5 тыс.). Две трети стоимости всего задержанного контрабандного товара приходилось именно на данные округа. Это обстоятельство свидетельствовало о более интенсивной борьбе с контрабандой в названных районах и о том, что здесь пролегали самые оживленные пути контрабанды. Только с апреля по сентябрь 1922 г. из Черноморских портов было вывезено контрабандным путем золота, серебра и драгоценных металлов на сумму более 400 тыс. золотых рублей, изъято предметов контрабанды на 250 тыс. руб. золотом.
Уже в первые годы Советской власти борьбе с контрабандой, а также той роли, которую должны играть призванные для этого органы, включая таможенные, уделялось должное внимание. Поэтому нельзя согласиться с утверждениями, будто до 1922 г. «таможенный аппарат. .. находился почти в полном бездействии» и «никто не думал о восстановлении этого аппарата», так как «все считали его почти несуществующим и никчемным». Еще в сентябре 1917 г. на своем I Всероссийском съезде таможенные служащие высказали твердое желание служить делу революционной власти трудящихся. 17 ноября 1917 г. ЦК профсоюза таможенных служащих призвал все отделы Союза на местах продолжать работу в таможенных участках и выполнять все распоряжения Советской власти, в том числе касающиеся борьбы с контрабандой.
Декретом СНК от 29 декабря 1917 г. «О разрешении на ввоз и вывоз товаров» по внешней торговле устанавливалась разрешительно запретительная система, которая возлагала на таможенные учреждения осуществление жесткого контроля за ввозом и вывозом товаров. В этом декрете, в частности, говорилось: «Всем таможенным чинам и учреждениям на всех границах под страхом уголовной ответственности предписывается не выпускать за границу и не впускать из-за границы товары» без предъявления разрешения Комиссариата Торговли и Промышленности. Без такого разрешения товар должен был признаваться контрабандой. Это же постановление (декрет) признало утратившими силу все ранее изданные акты, регулировавшие привоз в России иностранных товаров.
Введенный декретом 1917 г. государственный контроль над внешней торговлей служил целям организации социалистического строительства и был необходимой ступенью для перехода к государственной монополии внешней торговли.
Борьба с контрабандой до организации таможенных пунктов составляла обязанность пограничной охраны. Однако ее положение иногда не соответствовало требованиям пограничного надзора. В первые годы Советской власти на границе не было кордонов, вследствие чего пограничники «несли службу» находясь на квартирах у местных жителей, которые сами нередко занимались контрабандой.
Первым документом, непосредственно регламентирующим деятельность советских таможенных учреждений, был Декрет Совета Народных Комиссаров от 29 мая 1918 г. «О разграничении прав Центральных и местных Советских властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений». Разрешительно-запретительная система предполагала и наличие централизованной системы таможенных органов.
Наряду с вопросами организационного порядка упомянутый декрет закрепил основные функции таможенных учреждений: прием и выпуск поступающих из-за границы товаров, взыскание установленной пошлины и других сборов, а также досмотр пассажиров и их багажа. Декрет предусматривал определение департаментом таможенных сборов совместно с ведомством пограничной охраны порядка охраны государственной границы в таможенном отношении. За день до принятия декрета о таможенных сборах, 28 мая 1918 г., был принят декрет о пограничной охране, в соответствии с которым Главное Управление Пограничной Охраны 16 начало организовывать пограничную охрану на местах.