Государственно-правовых явлений. Научное исследование, в какой бы области наук оно не осуществлялось
Научное исследование, в какой бы области наук оно не осуществлялось, всегда протекает как определенный процесс, подразделяющийся на несколько стадий, именуемых также этапами научного исследования. Под стадией научного исследования понимается автономная часть исследования, характеризующаяся специфическими познавательными задачами[276].
Вопрос о том, сколько стадий (этапов) проходит в своем развитии научное исследование и что они собой представляют, не имеет в научной и учебной литературе однозначного решения. Например, П. Я. Папковская различает три этапа научного исследования:
1) определение проблемы исследования и подготовки к исследованию;
2) исследование и создание новой информации;
3) заключительные работы.
В каждом этапе она при этом выделяет определенный набор действий. В частности, в составе первого этапа ею выделяются:
а) определение темы (проблемы) и ее конкретизация;
б) предварительная разработка теоретических предпосылок;
в) изучение истории и современного состояния проблемы;
г) подготовка к исследованию;
д) сбор, отбор и изучение информации;
е) разработка гипотезы.
В составе второго этапа ею выделяются такие действия как:
а) определение методики исследования;
б) составление рабочей программы (плана);
в) обработка информации (проведение наблюдений, экспериментов, измерений, их логическая обработка);
г) построение предварительных выводов и предложений.
В составе третьего этапа выделяются:
а) литературное изложение материалов исследования, его хода и результатов;
б) обсуждение, консультирование, рецензирование и оформление работы;
в) внедрение результатов исследования[277].
В. К. Лукашевич в качестве стадий научного исследования (автор называет их процессуальными элементами исследования) выделяет пять стадий:
1) выбор темы, уточнение цели и задач исследования;
2) формулировка проблемы и выдвижение гипотезы;
3) выбор репрезентативного объекта и методов исследования;
4) накопление новой информации и концептуализация знания;
5) изложение и аргументация выводов[278].
По мнению В. М. Сырых, которое представляется более предпочтительным, научное исследование чаще всего подразделяют на следующие пять стадий: 1) целеполагания; 2) подготовительную; 3) эмпирическую; 4) теоретическую; 5) изложения и опубликования результатов исследования[279].
На стадии целеполагания решаются главные вопросы научного исследования: что подлежит исследованию, какие позитивные результаты можно ожидать по его завершении, с помощью каких методов могут быть получены ожидаемые результаты.
Научное исследование начинается с выявления неполных, неточных эмпирических положений, высказанных в юридической литературе и нуждающихся в более глубоком теоретическом познании. На стадии целеполагания осуществляется: 1) конкретизация сути и содержания исследуемой проблемы; 2) определение объекта и предмета исследования; 3) формулирование его цели и задач; 4) выбор методов, способных обеспечить достижение ожидаемых научно обоснованных результатов.
Проблема – это всегда отсутствие достоверных знаний о каком-либо аспекте предмета соответствующей науки. Как отмечает В. М. Сырых, «трудно найти в науке положения, выводы, которые не нуждались бы в дополнительном углубленном изучении, и поэтому практически все наличные знания науки имеют форму научной проблемы и могут быть положены в основу исследования»[280]. Исследуемые проблемы должны быть актуальными в теоретическом или практическом плане. Какие же проблемы юридической науки признаются актуальными в теоретическом и практическом плане.
По мнению В. М. Сырых, проблемы юридической науки признаются актуальными в научном теоретическом плане, если их решение ликвидирует пробел в знаниях, превращает гипотезу в обоснованное научное знание, дает теоретическую или методологическую основу для решения других проблем науки, открывает новые перспективные направления научных исследований. Проблемы юридической науки признаются актуальными в практическом плане, если с ними напрямую связывается решение каких-либо злободневных вопросов правового регулирования общественных отношений, политико-правовой практики, совершенствование деятельности органов государства. При этом вопросы практики должны отражать насущные проблемы общества и государства, возникать в связи с действием каких-либо длительных, устойчивых направлений их деятельности и сохранять свою значимость независимо от конъюнктурных, поспешных, субъективных решений государства[281].
После того как исследователь определился с проблемой, ему нужно точно сформулировать ее суть в виде краткого заголовка, а также определить цели, задачи и предмет исследования. В форме целей исследователь определяет конечные результаты, которые он хотел бы получить в процессе своих познавательных действий. Задачи исследования определяют направление пути достижения поставленных целей, закрепляют набор конкретных действий, которые должен совершить исследователь, чтобы получить ожидаемые результаты познания. Для получения этих результатов нужно точно определить предмет и объект исследования.
Предмет и объект исследования – это фрагменты объекта и предмета соответствующей отрасли научного знания. Предмет – это закономерности, подлежащие изучению в конкретном исследовании, а объект – совокупность явлений и процессов, в форме которых эти закономерности проявляются, объективируются в реальной жизни и с познания которых начинается собственно познавательный процесс. Предмет и объект исследования весьма важно точно вычленить из предмета и объекта соответствующей отрасли знания, поскольку узкое понимание предмета и объекта исследования повлечет неполноту, односторонность познания, тогда как широкая трактовка – изучение ненужных для данного исследования явлений, процессов и их закономерностей[282].
Завершает стадию целеполагания определение системы методов исследования, с помощью которых можно было бы получить полные и адекватные знания об исследуемых объекте и предмете познания. По мнению В. М. Сырых, «российские правоведы не уделяют достаточного внимания этому вопросу и чаще всего неточно определяют систему методов познания объекта правового исследования, традиционно ограничивают ее методами догматического анализа нормативных правовых актов и иных источников права. Между тем подобным образом получить всестороннюю и полную информацию о действующем праве не представляется возможным. Для этого требуется изучение практики реализации норм права в конкретных отношениях с применением метода социальных правовых исследований – опроса. Названный метод необходимо включить в состав методов научного познания, которые нужно использовать при проведении планируемого исследования действующего законодательства»[283].
Подготовительная стадия связана с созданием необходимых условий для успешного проведения научного исследования и получения ожидаемых познавательных результатов. Для этого, как считает В. М. Сырых, требуется решение трех взаимосвязанных задач: 1) создание надлежащей научной, методологической и организационно-технической базы исследования; 2) составление программы и плана исследования; 3) разработка форм исследования.
Создание надлежащей научной, методологической и организационно-технической базы исследования связано со сбором и изучением монографий и иных публикаций по теме исследования. Чтобы подойти к исследуемой проблеме с современных научно обоснованных позиций, необходимо максимально полно изучит труды своих предшественников, изданные как в России, так и за рубежом. Это позволяет, как минимум, определить суть и направления проведенных исследований, их достижения и недостатки, выявить позитивный и негативный опыт применения методов научного познания. Из работ своих предшественников исследователь формирует достоверную теоретическую и методологическую основу исследования, опираясь на которую, он может успешно проводить самые различные познавательные процедуры: готовить программу, формулировать гипотезы, осуществлять описание и объяснение выявленных фактов, обосновывать собственные выводы и положения.
На подготовительной стадии должен быть также решен вопрос о технических средствах, необходимых для проведения исследования. И хотя правовые исследования не требуют значительных материальных затрат, тем не менее, вопрос о технических средствах и источниках финансирования расходов на проведение правовых исследований надлежит решать, чтобы не оказаться перед фактом досрочного прекращения исследования из-за отсутствия необходимых технических средств или недостаточности финансирования.
Важнейшими документами, готовящимися на подготовительной стадии, являются программа и план. Наиболее полно и последовательно исследование описывается в программе, как правило, состоящей из двух разделов: методологического и процедурного.