Таможенный устав в годы Великой Отечественной Войны

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2

1. Уставы 1904 - 1910 годов………………………………………………………...3

2. Уставы 20-ых годов……………………………………………………………….5

3. Кодексы 30-ых годов…………………………………………………………….10

4. Таможенный устав в годы Великой Отечественной Войны………………….11

5. Основные даты в формировании кодекса 20-ого века………………………...13

6. Таможенное дело при Ленине…………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………….26

Список использованных источников……………………………………………...27

Введение

Данная работа посвящена таможенному кодексу в ХХ веке. Главной проблемой этой работы является решения связанные с таможенным делом России В период с 1903 года по 1993 год. Винам включены, изменения, дополнения, любо какие то координатные изменения в этот период. В первую очередь с изменением во власти в так же с образованием советского союза и его распадом.

Целью данной курсовой работы является изучение и описание связанные с изменением в таможенном кодексе 20 ого столетия. Объектом изучения непосредственно станет таможенное дело, а предметом изучения будет таможенный устав ХХ века.

Я постараюсь как можно лучше и понятнее изложить то, к каким выводам я пришел в момент изучения. А именно в каком направлении следовали, что было взято за основу, ну и конечно что менялось.

Уставы 1904 - 1910 годов

Таможенные уставы 1904 - 1910 г., описывают происшедшие после 1892 г. В основном они не содержали статей, которыми определялись права и обязанности таможенных организаций. Устав 1904 года содержал раздел «О привозе иностранных товаров по железным дорогам». Устав 1910 года уточнил моменты с противодействием нелегальному ввозу он предоставил самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и изъятия контрабандных товаров в пределах пограничной территории изъятия.

События первой мировой войны, не лучшим образом отразились на таможенном деле России. Осенью 1917 года таможенная система России находилась на грани разрухи. Деятельность многих таможенных органов была остановлена. Многие из таможенных сборов Министерства финансов бездействовал. Около года таможенным делом руководил Правсоюз Таможенных Работников, сформированный на съезде таможенных служащих в сентябре 1917 года.

Зимой 1918 года Департамент таможенных сборов вновь начал свою деятельность. В мае 1918 года властью было определено обложение перевозимых через границу товаров, пошлиной и другими сборами. Одновременно управление всеми таможенными учреждениями вверялось Наркомату финансов. Таможни были объявлены независимыми от местных властей которые имели правила надзора за ними, без вмешательства в их деятельность. Местные советы получали право назначения при таможнях комиссаров, осуществляющих общий надзор. Все эти положения закреплялись принятыми 29 мая 1918 года декретом Совнаркома « О разграничении прав центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений». Таким образом декрет от 29 мая 1918 года стал правовой основной формирования советских таможен.

В июле 1913 года, Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управления таможенного контроля, с переподчинением его Наркомату торговли промышлености. В ведении НКТиП с июля 1920 года- Наркомат внешней торговли перешло управление таможенным делом. Было закреплено содержание деятельности новой советской таможни. Из-за реализации идеи о государственной монополии внешней торговли, таможенный контроль был её вспомогательным инструментом. Товары не продавались, а распределялись. Внешнеторговый оборот оставался не регулируемым и так же незначительным.

Уставы 20-ых годов

Но и отказ от широкого применения таможенно-тарифного регулирования с переходом к системе лицензии требовал, тем не менее, внедрения вспомогательных регуляторов, в частности- таможенного обложения. Вызывалось это двумя причинами. Первая: лицензионная система в начале 20-ых годов охватывала не весь внешнеторговый оборот - из нее изъяли посылочный обмен и от части торговлю с некоторыми восточными странами. Второе: при установлении цен на товары учитывалось наличие таможенных пошлин.

Кроме того, при переходи к НЕПу восстанавливались многие функции таможенных органов. Это можно объяснить расширением объема внешней торговли, так и представлением ряду государственных и хозяйственных организаций право самостоятельного выхода на мировой рынок. Отмеченные факторы влекли за собой восстановление таможенно-тарифного регулирования внешней торговли и создания соответствующего таможенного тарифа.

Впервые советские таможенные тарифы были приняты в 1922 году : в феврале - по европейской привозной торговли, в июле - по европейской вывозной торговли. За их основу был взят до военный русский таможенный тариф.

В связи с развитием промышленности и значительным ростом объема внешней торговли возникла необходимость пересмотра тарифов 1922 года. В январе 1924 года был принят второй советский таможенный тариф, предусматривавший льготный режим для промышленного сырья, полуфабрикатов, оборудования и товаров, необходимых для развития сельского хозяйства.

В соответствии с установленными задачами и функциями таможенных учреждений в условии перехода к НЕПу началось образования многоступенчатой системы управления таможенным делом.

В феврале 1922 года при Совнаркоме РСФСР был учрежден Таможенно-тарифный комитет, получивший свои следующие полномочия:

· Проработка вопросов введения новых изменения старых списков запрещенных товаром

· Решение вопросов, вносимых таможенным управлением относительно применения тарифа тем или иным товарам

· Рассмотрения жалоб на решения таможенного управления по вопросам применения тарифа

· Подготовка заключений по всем проектам торговых договоров, конвенции и законов, касающихся вопросов таможенно-тарифного регулирования.

В марте 1922 года Совнарком принял Временное положение о местных таможнях. В соответствии с ним Наркомат внешней торговли по согласованию с Наркоматом финансов определялся состав таможенных округов, а все таможенные учреждения разделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты. В 1922 году было сформировано восемь таможенных округов: Петрозаводский, Западный, Сибирский, Туркестанский, Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский. В их состав вошли 134 таможни и 149 таможенных постов. Так же создали 2 таможенных участка- Петрозаводский и Крымский.

В декабре 1924 года был принят первый советский кодифицированный акт по таможенному делу - Таможенный устав СССР заключал в себе 6 разделов и 283 статьи. Его основой стал Декрет Совнаркома от 12 ноября 1920 года « О порядке приёма, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров». С началом действия Таможенного устава законодательно закрепилась сложившаяся к тому времени структура таможенных органов. Статья 1 определяла: «управление таможенным делом на всей территории СССР принадлежит Наркомату внешней торговли, которая осуществляет свои задачи как в центре, так и на местах через входящие в эго состав Главное таможенное управление и иные учреждения и состоящие при НКВТ Таможенно-тарифной комитет». В союзных республиках наблюдение за деятельностью таможенных учреждений определялась Уставом на уполномоченных НКВТ при Совнаркомах. Руководство таможенными органами на местах поручалось районным таможенным инспекторским управлениям во главе с районными таможенными инспекторами. На инспекторов возлагали руководство деятельности таможенных учреждений района и контроль за исполнением требований нормативных документов.

Таможенный устав 1924 года усматривал четырехзвенную структуру таможенных органов:

· НКВТ, ГТУ

· Уполномоченные НКВТ про Совнаркомах союзных республиках

· Районные таможенные инспекторские управления

· Таможни

· Таможенные посты

В 1925 году были учреждены отделения ГТУ Средний Азии, Закавказье, Белоруссии и на Украине. На территории СССР создавалось 11 таможенных районов. В них входили районные таможенные инспекторские управления: Северо-Западное, Карельское, Белорусское, Читинское, Зайсанское, Благовещенское, Узбекское, Алма-Атинское, Туркменское, Северо-Кавказское. Работу по досмотру перемещаемого через границу имущества, документированию, взиманию пошлин, предотвращению контрабанды и нарушений таможенных правил выполнения таможни трёх разрядов.

Таможни первого разряда функционировали при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом. Таможни второго разряда – на шоссейных дорогах и в небольших речных и озерных портах. Таможни третьего разряда – грунтовых дорогах. В отдельных от таможен пунктах в качестве их филиалов существовали таможенные посты. Таможенные посты осуществляли пропуск через границу пассажиров с ручной кладью, багажа, международных почтовых отправлений. Таможни третьего разряда контролировали ввоз и вывоз в страну и из нее груза, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможни первого и второго разрядов осуществляли все виды таможенного оформления и контроля.

Руководство над таможенными учреждениями осуществляли управляющие. При них действовали рабочие органы – технические совещания , в состав которых входили помощники управляющих и инспекторы. Техническое совещание являлось консультативным органом, всю ответственность за деятельность таможни нёс управляющий.

В феврале 1927 года был принят третий советский таможенный тариф , еще более либеральный, чем тариф 1924 года. Он отображал интересы развития промышленности и сельского хозяйства.

В декабре 1928 года, постановлением ЦИК и СНК СССР, был утвержден Таможенный кодекс СССР. Кодекс включал в себя цели деятельности таможенных учреждений. Так контроль за выполнением государственной монополией внешней торговли являлся как основная, современная и перспективная цель. Исторически сложилось, что целью таможенной деятельности являлось взимание таможенных операций. Кодекс устанавливал, что управление таможенным делом осуществляется Наркоматом внешней торговли через входящее в его состав Главное таможенной управление. При этом заметно расширились права у ГТУ. Детально раскрывались полномочия Таможенно-тарифного комитета при НКВТ и СНК союзных республик. В то же время в кодексе уже помечалась тенденция постепенному упрощению системы таможенных органов. Так, не предусматривалось создание районных таможенных инспекторских управлений.

Таможенный кодекс 1928 года подробно регламентировал порядок осуществления таможенных операций, регулировал вопросы ответственности за нарушение таможенных правил, развивал понятие административно наказуемой контрабанды, определял другие аспекты таможенной практики. В общем и целом кодекс 1928 года, не внес кардинальных изменений в таможенном деле. А с другой стороны более детально рассмотрел уже существующие вопросы.

Кодексы 30-ых годов

На рубеже 20-ых 30-ых годов 20-ого века возникла тенденция к развороту от экономической к командно-административной модели управления всеми сферами общественной жизни. В таможенном деле это проявилось в принятии нового, четвертого по счету, таможенного тарифа 1930 года. В нем заметно сократилось количество товарной номенклатуры: в сравнении с таможенным тарифом 1927 года число статей уменьшилось вдвое. Кроме того, осуществлялся переход на метод ценовых пошлин , при этом пошлина стала взиматься в виде определенного процента с фиксированной государственной цены товара.

Тенденция снижения роли таможенного дела во внешнем обороте основательно закрепилось в 30-ые годы. В 1932-1934 годах был детально регламентирован ускоренный пропуск общественного сектора и порядок централизованного осуществления расчетов по таможенным пошлинам за эти грузы. Ликвидировались таможенные склады для временного хранения экспортных и импортных грузов. Заметно уменьшилась численность таможенных служащих. В 1935-1938 годах были разработаны и введены в действие инструкции по осуществлению контрольно-инспекторских функций в отношении транспортировки экспортно-импортных грузов. Система управления упрощалась.

Сложившаяся к концу 30-ых годов структура таможенных органов просуществовала до середины 80-ых годов.

Таможенный устав в годы Великой Отечественной Войны

В годы Великой Отечественной Войны таможни действовали по сухопутной границе от Тихого океана до Черного моря, прикаспийские и северные таможни. Работа многих таможен была прекращена. Поступившие в СССР благотворительные грузы пропускались беспошлинно.

Три послевоенных десятилетия не были отмечены серьезными изменениями в организации таможенного дела. Таможенный кодекс СССР, утвержденный в 1964 году закреплял управление таможенным делом относится к ведению Министерства внешней торговли и осуществляется через входящее в его состав ГТУ.

Определялась двухзначная система управления таможенным делом , при которой ГТУ замыкало на себя таможни. При этом функции таможенных учреждений сводились к контролю государственной монополии внешней торговли, совершению таможенных операций и борьбе с контрабандой.

На протяжении 70-ых начала 80-ых годов таможенное законодательство дополнялось отдельными правовыми актами, предназначенными на предотвращения контрабанды валюты и культурных ценностей, и так же уточнение таможенного тарифа.

Середина 80-ых началась с реформ системы таможенных органов. В начале 1986 года ГТУ было преобразовано в самостоятельный орган государственного управления – в Главное управление государственного таможенного контроля(ГУГТК) СССР. С этого момента началась реорганизация управления таможенным делом. Таможенная служба приобрела определенную самостоятельность.

С 1986 года по 1991 происходили организационно-правовые развития таможенной системы. Вместе с тем новый механизм регулирования внешнеэкономической связи не начал функционировать, законодательная база для радикального реформирования организации таможенного дела как таковая отсутствовала. Функции таможенных органов практически не изменились .

Серьезные изменения во всех отраслях таможенного дела начали происходить после принятия в 91-ом году нового Таможенного кодекса СССР и Закона о таможенном тарифе.

За этим кодексом предусматривалось образования двух координационных центров – Таможенно-тарифного совета и координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Таможенный кодекс юридически закреплял структуру таможенных органов: от таможенных-региональных таможен, до Таможенного комитета. В то же время кодекс и Закон не были полностью свободны от элементов командно-административного стиля в управлении таможенным делом.

Но срок действия таможенного кодекса СССР 91-ого года и закона о таможенном тарифе оказался не продолжительным. Он был прерван распадом СССР

Наши рекомендации