Задания для самоконтроля
ТЕМА 1. ПРАВА РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Задания
1. Охарактеризуйте взаимосвязь прав человека и прав ребенка и отразите отличительные особенности прав в таблице.
Таблица — Особенности прав человека и ребенка
Права человека | Права ребенка |
2. Назовите основания приобретения ребенком гражданства Республики Беларусь.
3. О каком основании приобретения гражданства идет речь?
Ребенок, рожденный на территории Республики Беларусь от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства имеет право получить гражданство Республики Беларусь.
4. Укажите основные положения Конституции Республики Беларусь о правах и обязанностях детей.
5. Охарактеризуйте структуру и содержание Закона Республики Беларусь «О правах ребенка».
6. Раскройте сущность понятий «неблагоприятные условия» и «экстремальные ситуации» детей.
Тест
1. Укажите основания приобретения гражданства Республики Беларусь:
1) по рождению;
2) в результате вступления в брак;
3) в порядке регистрации;
4) натурализация;
5) в результате изменения места жительства.
2. Укажите какие права относятся к гражданским правам ребенка:
1) право на имя;
2) право на забастовку;
3) право на участие в выборах;
4) право на гражданство;
5) право на образование.
3. Право ребенка на образование относится к::
1) гражданским правам;
2) культурным правам;
3) политическим правам;
4) экологическим правам;
5) социально-экономическим правам.
4. Укажите какие права относятся к социальным правам ребенка:
1) право на социальное обеспечение;
2) право на забастовку;
3) право на охрану здоровья;
4) право на гражданство;
5) право на образование.
5. Свобода ребенка означает:
1) возможность делать все то, что не запрещают родители;
2) возможность делать все то, что не запрещено законом;
3) возможность делать все то, что не наносит вреда другому;
4) возможность делать все то, что разрешено законом;
5) возможность играть до 24.00.
Контрольные вопросы
1. Назовите источники и принципы прав ребенка.
2. Назовите основные положения Конституции Республики Беларусь о правах, свободах и обязанностях детей.
3. Назовите основные положения «Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»?
4. Какие вы знаете неблагоприятные условия и экстремальные ситуации, в которых может оказаться ребенок?
5. Какие существуют проблемы реализации прав ребенка в настоящее время?
Темы рефератов
1. История возникновения и закрепления прав ребенка в законодательстве.
2. Акты законодательства Республики Беларусь о правах, свободах и обязанностях ребенка.
3. Роль семьи и общества в развитии и воспитании ребенка.
4. Состояние и проблемы реализации прав ребенка в современном мире и в Республике Беларусь.
5. Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.
ТЕМА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА
Задания
1. Укажите направления деятельности государств в области международной защиты прав человека в том числе прав ребенка:
1._________________
2._________________
3._________________
2. Назовите основные международные стандарты в области защиты прав детей.
3. Дайте определение понятию ребенок, согласно Конвенции о правах ребенка.
4. Охарактеризуйте основные положения Конвенции о правах ребенка.
5. Заполните таблицу «Функции международных органов по защите прав ребенка».
Таблица — Функции международных органов по защите прав ребенка
Комитет по правам ребенка | ЮНИСЕФ |
6. Назовите специализированные учреждения ООН, осуществляющие функции защиты детей.
Тест
1. Укажите какая международная организация занимается защитой прав человека, в том числе ребенка:
1) Совет Европы;
2) СНГ;
3) ООН;
4) Совет Безопасности ООН;
5) Лига Наций.
2. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения им возраста:
1) 16 лет;
2) 17 лет;
3) 18 лет;
4) 21 года;
5) 23 лет.
3. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка?
1) В 1924 году;
2) в 1959 году;
3) в 1989 году;
4) в 1945 году;
5) в 1948 году.
4. В каком году была принята Декларация о правах ребенка?
1) В 1924 году;
2) в 1959 году;
3) в 1989 году;
4) в 1945 году;
5) в 1948 году.
5. Какой орган был создан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка:
1) ЮНИСЕФ;
2) ЮНЕСКО;
3) Комитет по правам ребенка;
4) Международная организация труда;
5) Всемирная организация здравоохранения.
Контрольные вопросы
1. Какие вы знаете международные документы, направленные на защиту прав ребенка?
2. Назовите основные положения Конвенции о правах ребенка. В каком году она была принята?
3. Какие функции осуществляет Комитет по правам ребенка?
4. Назовите направления деятельности Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)
5. Какие вы знаете специализированные учреждения ООН, осуществляющие контрольные функции за соблюдением прав человека, в том числе ребенка?
Темы рефератов
1. Конвенция о правах ребенка: история создания, структура и содержание.
2. Комитет по правам ребенка как основной механизм защиты прав детей.
3. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).
4. Роль ООН в защите и охране материнства и детства.
5. Представительство ЮНИСЕФ в Республике Беларусь.
ТЕМА 3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Задания
1. Дайте определение понятия «дееспособность» и «правоспособность».
2. Пахомова (17 лет), состоящая в браке, решила продать полученную ею по наследству квартиру. Ее родители возражали против такой сделки и обратились в нотариальную контору с просьбой не удостоверять договор купли-продажи квартиры, так как дочь несовершеннолетняя и не может совершать такие крупные сделки.
Вправе ли Пахомова совершать указанную сделку? Изменится ли ситуация, если Пахомова расторгнет брак до достижения совершеннолетия?
3. Игорь Кашин, достигший 16 лет, с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью. В период предпринимательской деятельности несколько раз обращался к своим родителям с просьбой разрешить ему заключать крупные сделки, однако родители отказывали в этом, ссылаясь на его недееспособность. Кашин обратился в органы опеки и попечительства с просьбой признать его полностью дееспособным.
Каковы действия органов опеки и попечительства в данном случае?
Какой орган принимает решение об эмансипации?
Каков порядок объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)?
4. Конюхов на детей от первого брака выплачивает по решению суда алименты в размере 33% заработка. Во втором браке у него также имеется ребенок. Вторая жена Конюхова предъявила к нему иск о взыскании алиментов на ребенка, указав в заявлении, что муж злоупотребляет спиртными напитками, деньги пропивает и не оказывает материальной помощи на содержание ребенка.
Какое решение примет суд по данному делу?
В каком размере могут быть взысканы алименты на ребенка от второго брака?
5. Андрей (18 лет) и Светлана (14,5) подали заявление в органы ЗАГС о регистрации брака. Для снижения брачного возраста предоставили: справку о постановке на учет по беременности и письменное согласие обоих родителей.
Может ли ЗАГС зарегистрировать такой брак?
6. Игорь Алексеев – 16-летний студент техникума, проживает с родителями и находится на их иждивении. За счет ежемесячной стипендии приобрел в магазине магнитофон. Отец Игоря на второй день после покупки потребовал у продавца вернуть деньги, так как Игорь является несовершеннолетним, а родители не давали согласия на совершение данной сделки. Продавец отказался вернуть деньги.
Может ли данный договор купли-продажи быть расторгнут?
7. Заполните таблицу «Функции органов по охране детства в Республике Беларусь».
Таблица — Функции органов по охране детства в Республике Беларусь
Национальная комиссия по правам ребенка | Комиссия по делам несовершеннолетних | Органы опеки и попечительства |
Тест
1. Правоспособность физического лица возникает:
1) в момент совершеннолетия;
2) одновременно с дееспособностью;
3) в момент его рождения;
4) в 14 лет.
2. Полная дееспособность физического лица возникает:
1) в момент совершеннолетия;
2) одновременно с правоспособностью;
3) в 16 лет;
4) в момент его рождения.
3. Брачный возраст наступает:
1) в 15 лет;
2) в 16 лет;
3) в 17 лет;
4) в 18 лет.
4. Может ли быть заключен брак с лицами, достигшими 15 лет?
1) Нет, поскольку брачный возраст устанавливается в 18 лет;
2) да, при рождении ребенка;
3) да, при беременности;
4) да, если на это дали согласие родители.
5. Алименты с родителей на несовершеннолетних детей взыскиваются:
1) на одного ребенка — 10%, на двоих и более — 33% заработка и (или) иного дохода родителей;
2) 20% дохода родителей на каждого ребенка;
3) на одного ребенка — 25%, на двоих детей — 33%, на троих и более детей — 50% заработка и (или) иного дохода родителей;
4) 25% заработка и (или) иного дохода родителей на каждого ребенка.
6. Вправе ли родители взыскать алименты с детей?
1) Дети не обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь;
2) да, если родители являются нетрудоспособными и нуждаются в помощи;
3) да, если их дети материально обеспечены лучше, чем они;
4) да, если хотя бы один из детей материально обеспечен лучше, чем родители.
7. Брачный возраст может быть снижен:
1) не более чем на 1 год;
2) не более чем на 2 года;
3) не более чем на 3 года;
4) законодательство Республики Беларусь не содержит оснований для снижения брачного возраста.
8. Ребенок признается сиротой в случаях:
1) смерти обоих родителей;
2) лишения родителей родительских прав;
3) нахождении родителей в местах лишения свободы;
4) смерти единственного родителя.
Контрольные вопросы
1. Назовите государственные органы по охране детства в Республике Беларусь.
2. Перечислите основания для лишения родительских прав.
3. Дайте определение правоспособности и дееспособности физического лица. В каких случаях наступает полная дееспособность несовершеннолетних?
4. Могут ли несовершеннолетние заключить брак?
5. В каких размерах взыскиваются алименты на содержание несовершеннолетних детей?
Темы рефератов
1. Неправительственные правозащитные организации по защите прав ребенка.
2. Гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Государственная защита детей в неблагополучных семьях.
4. Лишение родительских прав.
5. Алиментные обязательства родителей и детей.
ТЕМА 4. ЗАЩИТА И ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И СЕМЬИ ГОСУДАРСТВОМ
Задания
1. Егоровой, работающей заведующей отделом магазина, предоставлен отпуск по уходу за ребенком, (родился 5 мая 1999 года) до достижения им возраста трех лет. На место Егоровой принята на работу Синицына. В трудовом договоре и в приказе о приеме на работу указано, что Синицына принята на работу на время отпуска Егоровой по уходу за ребенком до 5 мая 2002 года. 2 января 2001года Егорова вышла на работу, мотивируя тем, что сложилось тяжелое материальное положение и ей нужны средства.
Как наниматель должен поступить в отношении Синицыной и Егоровой?
2. Иванова работает по трудовому договору у индивидуального предпринимателя. В связи с рождением у нее ребенка наниматель предложил Ивановой уволиться по собственному желанию, мотивируя тем, что ему нужно принять на работу на ее место другого работника.
Законны ли действия нанимателя?
3. После окончания базовой школы Васильев, которому исполнилось пятнадцать с половиной лет, с письменного согласия отца поступил на работу на главпочтамт почтальоном по доставке телеграмм. Мать Васильева категорически возражала против того, чтобы сын работал, и потребовала от начальника главпочтамта уволить сына.
Как должен поступить руководитель?
4. 17-летний Комаров работал на заводе по 40 часов в неделю в течение трех месяцев. Родители обратились к руководству завода с требованием сократить его рабочее время. В администрации ответили, что в данном случае нет никаких нарушений.
Оцените заявленное требование родителей и ответ администрации, используя нормы Трудового кодекса Республики Беларусь.
5. Заполните таблицу «Опека и попечительство: отличительные особенности».
Таблица — Опека и попечительство: отличительные особенности
Опека | Попечительство |
Тест
1. Основаниями лишения родительских прав признаются:
1) уклонение от воспитания детей;
2) злоупотребление родительскими правами;
3) употребление спиртных напитков;
4) письменный отказ ребенка от родителей;
5) признание ребенка эмансипированным.
2. Основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между лицами возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми — это:
1) опека;
2) попечительство;
3) усыновление;
4) патронатное воспитание.
3. Что в праве установить органы опеки и попечительства над малолетними?
1) Опеку;
2) попечительство;
3) усыновление;
4) патронатное воспитание.
4. Что в праве установить органы опеки и попечительства над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет?
1) Опеку;
2) попечительство;
3) усыновление;
4) патронатное воспитание.
5. Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая образуется на основании договора о передаче ребенка и трудового договора — это:
1) опека;
2) попечительство;
3) приемная семья;
4) патронатное воспитание.
6. Ребенок может быть усыновлен, передан в приемную семью на воспитание только с его согласия, если он достиг возраста:
1) не менее 6 лет;
2) не менее 8 лет;
3) не менее 10 лет;
4) не менее 12 лет;
5) не менее 14 лет.
7. Какой должна быть разница в возрасте между усыновителем и усыновленным?
1) не менее 10 лет;
2) не менее 12 лет;
3) не менее 15 лет;
4) не менее 16 лет;
5) не менее 18 лет.
8. Опекунами и попечителями могут быть лица достигшие возраста:
1) 16 лет;
2) 17 лет;
3) 18 лет;
4) 19 лет;
5) 21 года.
9. Заключение трудового договора без согласия родителей допускается с лицами, достигшими возраста:
1) 14 лет;
2) 15 лет;
3) 16 лет;
4) 17 лет;
5) 18 лет.
10. Кем возмещаются расходы, затраченные государством на содержание детей за несовершеннолетних родителей:
1) родителями этих несовершеннолетних родителей;
2) возмещают сами родители после достижения совершеннолетия;
3) государство не требует возмещения данных расходов;
4) органы опеки и попечительства.
Контрольные вопросы
1. Какие правоотношения регулирует трудовое законодательство?
2. Каковы условия и порядок заключения трудового договора?
3. С какого возраста можно заключать трудовой договор?
4. Назовите виды рабочего времени.
5. Назовите виды времени отдыха.
6. Каковы виды и порядок применения дисциплинарных взысканий?
7. Что такое отпуск? Его виды.
Темы рефератов
- Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними.
- Оказание поддержки детям, оказавшимся в экстремальных ситуациях.
- Особенности воспитания ребенка в приемной семье.
- Установление опеки и попечительства над детьми.
- Усыновление — наиболее благоприятная форма устройства детей в семью на воспитание.
ТЕМА 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Задания
1. Студенты технологического колледжа, возвращаясь с занятий в общежитие, сели в автобус и не оплатили стоимость проезда. На следующей остановке в автобус вошел контролер и потребовал предъявить проездные билеты. За безбилетный проезд контролер предложил студентам уплатить штраф. Иванов и Петров уплатили штраф в размере 0,2 базовой величины, а Шемякин штраф платить отказался, ссылаясь на то, что он проехал без билета только одну остановку, в дальнейшем намерен был прокомпостировать талон, поэтому требование об уплате штрафа неправомерно.
Решите спор.
2. Семнадцатилетний Комаров в магазине самообслуживания взял с витрины кусок сыра весом 300 г и спрятал его в карман куртки. Другие продукты питания он сложил в корзинку, предоставляемую покупателям. При выходе из магазина за кассой расчета сотрудник магазина предложил ему показать содержимое карманов, и у него был обнаружен неоплаченный сыр. Директором магазина были вызваны сотрудники милиции, и в отношении Комарова был составлен протокол о совершении мелкого хищения.
Можно ли привлечь Комарова к административной ответственности?
С какого возраста лицо может быть привлечено к административной ответственности?
3. Объясните, что значит основные и дополнительные административные взыскания.
4. Пятнадцатилетний Иванов, решив совершить кражу, проник в квартиру Коткова. В это время неожиданно вернулась хозяйка и увидела Иванова, который складывал вещи в сумку. Иванов сильно ударил Коткову, которая от удара потеряла сознание. Испугавшись содеянного, Иванов стал оказывать помощь пострадавшей и вызвал скорую помощь. Когда приехала милиция, Иванов сознался в содеянном и раскаялся.
Имеется ли в действиях Иванова состав преступления?
Можно ли привлечь Иванова к уголовной ответственности?
Есть ли в данном случае смягчающие обстоятельства?
5. Семнадцатилетний Рогов со своей подругой Илькиной возвращались из кинотеатра. По пути их остановили трое неизвестных и потребовали деньги. Получив отказ, один из троих ударил Рогова, завязалась драка. Неожиданно один из нападавших выхватил нож, но Рогову удалось перехватить нож и нанести удар нападавшему, в результате которого последний скончался на месте.
Являются ли действия Рогова необходимой обороной?
Можно ли привлечь Роговы к уголовной ответственности?
6. 12-летний Андрей решил посмотреть, как горит спирт. В результате вспыхнувшего пламени стоявшие неподалеку Костя и Вика получили ожоги. Костя отделался небольшими ожогами а Вика получила ожоги второй и третьей степени, которые поразили до 80 процентов поверхности тела. На тринадцатый день, несмотря на все старания медиков, 13-летняя школьница скончалась.
Можно ли привлечь к ответственности Андрея и его родителей за совершенные деяния?
Тест
1. Может ли к несовершеннолетнему применяться штраф, если у него нет самостоятельного заработка или имущества?
1) Да;
2) нет.
2. Какие виды уголовных наказаний не могут применяться к несовершеннолетним?
1) Общественные работы;
2) исправительные работы;
3) лишение свободы;
4) пожизненное заключение;
5) смертная казнь.
3. Административная ответственность наступает в возрасте:
1) 15 лет;
2) 16 лет;
3) 17 лет;
4) 18 лет;
5) 19 лет.
4. Уголовная ответственность наступает в возрасте:
1) 15 лет;
2) 16 лет;
3) 17 лет;
4) 18 лет;
5) 19 лет.
5. В каком году были приняты «Пекинские правила»?
1) В 1924 году;
2) в 1959 году;
3) в 1948 году;
4) в 1985 году;
5) в 1989 году.
6. Когда лицо считается достигшим возраста уголовной ответственности?
1) В день своего рождения, не учитывая время рождения;
2) в день и час своего рождения;
3) на следующий день после дня рождения;
4) через неделю после дня рождения.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте основные положения «Пекинских правил».
2. С какого возраста лицо может быть привлечено к административной, уголовной ответственности?
3. В чем заключаются особенности применения административной (уголовной) ответственности к несовершеннолетним?
4. Какие Вы знаете особенности предварительного расследования и судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних?
5. Назовите виды административных взысканий, уголовных наказаний. Что из перечисленного может применяться к несовершеннолетним?
Темы рефератов
1. Возраст административной ответственности для несовершеннолетних.
2. Возраст уголовной ответственности для несовершеннолетних.
3. Особенности обращения с несовершеннолетними в исправительных учреждениях.
4. Структура и содержание минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»).
5. Основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
ПО КУРСУ «ПРАВА РЕБЕНКА»
1. Понятие, источники и принципы прав ребенка.
2. Характеристика конституционно-правового статуса несовершеннолетнего.
3. Институт гражданства как структурный элемент правового статуса ребенка.
4. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» как правовая гарантия защиты прав детей.
5. Понятие международной защиты прав человека, в том числе ребенка.
6. Международные документы, направленные на защиту прав ребенка.
7. Международный механизм защиты прав детей и охраны детства.
8. Государственные органы по охране детства в Республике Беларусь. Виды и полномочия.
9. Деятельность Национальной комиссии по правам ребенка.
10. Органы опеки и попечительства в Республике Беларусь, понятие и виды.
11. Комиссия по делам несовершеннолетних как орган опеки и попечительства.
12. Общественные организации по защите прав ребенка.
13. Понятие и характеристика личных неимущественных прав детей.
14. Фамилия, собственное имя и отчество ребенка.
15. Установление происхождения детей.
16. Защита и гарантии имущественных прав несовершеннолетних.
17. Алиментные обязательства родителей в отношении несовершеннолетних детей.
18. Основания лишения родительских прав.
19. Порядок лишения родительских прав.
20. Основные направления государственной поддержки детей и семьи.
21. Воспитание детей, лишившихся родительского попечения.
22. Формы устройства детей.
23. Государственная защита детей в неблагополучных семьях.
24. Оказание поддержки детям, оказавшимся в социально опасном положении.
25. Государственные пособия семьям, воспитывающим детей.
26. Правовое регулирование труда несовершеннолетних.
27. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
28. Административная ответственность несовершеннолетних.
29. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
30. Особенности расследования и рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних.
ГЛОССАРИЙ
1. Алименты — средства, взыскиваемые в судебном порядке на содержание нетрудоспособного лица, например, с родителей в случае, если они не предоставляют содержание своим несовершеннолетним и нуждающимся в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям.
2. Безнадзорность – социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующим совершению ими правонарушений.
3. Безнадзорный – лицо в возрасте до восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей, усыновителей, опекунов или попечителей или вследствие самовольного ухода его из дома или детского интернатного учреждения.
4. Беспризорность — особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся отсутствием постоянного места жительства, жилья для проживания (бездомностью); разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т. п.; отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т. п. учреждений); незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой).
5. Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства.
6. Государственная семейная политика — система мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение жизнедеятельности семьи.
7. Государственное обеспечение — комплекс установленных государством мер, направленных на материальное обеспечение условий для реализации основных прав и удовлетворения жизненно важных нужд и потребностей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
8. Гражданская дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
9. Гражданство Республики Беларусь — это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
10. Дети, оставшиеся без попечения родителей — детей, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также детей, которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей.
11. Дети-сироты — дети, у которых умерли оба или единственный родитель.
12. Детская деревня (городок) — социально-педагогическое учреждение образования, созданное на основе двух и более воспитательных групп, в рамках которых супруги или отдельные граждане (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, на основании Устава детской деревни (городка), договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.
13. Детский дом семейного типа — семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.
14. Законные представители — родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица, которым законодательством Республики Беларусь предоставлено право представлять интересы ребенка, а также учреждения и организации, на попечении которых находится несовершеннолетнее лицо.
15. Злоупотребление родительскими правами — использование родителями своих прав вопреки их назначению, интересам ребенка. Это случаи склонения родителями своих детей к попрошайничеству, занятию проституцией, вовлечению их в преступную деятельность.
16. Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений либо иных антиобщественных действий.
17. Конституционный статус ребенка — установленое нормами Конституции Республики Беларусь правовое положение детей, включающее основные права, свободы и обязанности детей, гарантии их реализации. Закрепленные в Конституции, они означают меру возможного поведения, т. е. определяют границу, рамки возможных действий, вид и меру поведения, возможность пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и интересов.
18. Малолетние — ребенок до достижения им четырнадцати лет.
19. Международная защита прав детей — международное сотрудничество государств, усилия и меры Организации Объединенных Наций по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав и основных свобод детей для всех без различия расы, пола, языка и религии.
20. Многодетная семья — семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей.
21. Национальная система защиты прав и свобод ребенка — система государственных органов, деятельность которых опирается на действующее законодательство по правам ребенка и признанные в этой области международные нормы, а также непосредственно либо наряду с их основными задачами направлена на обеспечение, защиту и восстановление прав и свобод детей, а также иные формы и методы урегулирования общественных отношений в области прав и свобод, в том числе многочисленные общественные организации, целью которых является содействие соблюдению, уважению и защите прав детей.
22. Неполная семья — семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.
23. Несовершеннолетний — лицо с момента рождения до достижения им восемнадцати лет.
24. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия.
25. Несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности, — несовершеннолетний, который совершил общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом Республики Беларусь, но не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.
26. Общественный статус ребенка — правовое положение ребенка в обществе, которое определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется.
27. Ограничение в родительских правах — отобрание ребенка без лишения родительских прав.
28. Опека — правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (малолетних), которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения.
29. Опекунская семья — семья, в которой супруги или отдельные граждане (опекуны, попечители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя).
30. Органы опеки и попечительства — местные исполнительные и распорядительные органы.
31. Патронатное воспитание — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и являющихся воспитанниками детского интернатного учреждения, в семью патронатного воспитателя при распределении обязанностей по защите законных прав и интересов ребенка между патронатным воспитателем, органом опеки и попечительства и учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание.
32. Подростки — несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
33. Помещение детей на государственное обеспечение — помещение их в детские интернатные учреждения (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные и иные учреждения, обеспечивающие содержание и воспитание детей), государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, детские деревни (городки), опекунские семьи, приемные семьи.
34. Попечительство — правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения.
35. Правовой статус ребенка — юридически закрепленное положение детей в государстве и обществе, включающее в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей детей, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства Республики Беларусь.
36. Приемная семья — семья, в которой супруги или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора.
37. Принцип права крови — ребенок, рожденный от родителей, хотя бы один из которых является гражданином Республики Беларусь, имеет право получить гражданство Республики Беларусь.
38. Принцип права почвы — ребенок, рожденный на территории Республики Беларусь от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства имеет право получить гражданство Республики Беларусь.