Задания для самоконтроля

ГБОУ ВПО Северный Государственный Медицинский университет (г. Архангельск) Минздрава России

Методические указания к выполнению лабораторно-практических
занятий по неорганической химии для студентов, обучающихся по специальности « Медицинская биохимия»

Архангельск

Издательский центр СГМУ

2013 год

  Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Северного государственного медицинского университета

Авторы-составители: Айвазова Е.А, заведующая кафедры общей и биоорганической химии СГМУ, доцент, кбн.

Суханова Г.П., доцент кафедры общей и биоорганической химии СГМУ, ктн

Рецензенты: Корельская Т.А., доцент кафедры общей и биоорганической химии СГМУ, кхн ,.

Чагина Н.Б., доцент кафедры химии ИЕНБ САФУ.

Методические рекомендации содержат материал, необходимый студентам для подготовки к семинарским и лабораторным занятиям по общей и неорганической химии. Содержат большой перечень обучающих вопросов и задач для самостоятельного решения.

Методические рекомендации предназначены для студентов I курса, обучающихся по специальности «Медицинская биохимия» и могут быть полезны студентам фармацевтического факультета, а также студентам химических специальностей других Вузов и факультетов.

Введение

При изучении общей и неорганической химии рассматриваются основы термодинамики, термохимии, кинетики, катализа, а также физико-химические свойства -s,-p,-d-элементов и их соединений, выполняемая ими в организме биологическая роль и применение в медицине соединений -s,-p,-d-элементов. Сведения, полученные при изучении неорганической химии, будут полезны студентами при освоении таких дисциплин, как биология, биофизика, биохимия, нормальная и патофизиология, фармакология, терапия и др.

.

Следовательно, общая и неорганическая химия является теоретической основой, которая необходима для успешного изучения дисциплин медико-биологического профиля и, следовательно, качественной подготовки специалиста, формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.

Способы выражения состава растворов. Приготовление растворов.

Актуальность темы.

Будущий врач-биохимик должен знать все способы выражения состава растворов (концентраций) для того, чтобы уметь самостоятельно готовить растворы, необходимые для разнообразных исследований, производимых в лаборатории.

Для правильного приготовления растворов необходимо уметь производить математические расчеты массы навески сухого вещества или объема более концентрированного раствора.

Все эти знания и умения будут полезны в будущей практической деятельности специалистов.

Цель занятий:

Приобрести практические навыки приготовления растворов и количественных расчетов массы навески и объема исходного раствора. Научиться работать с мерной посудой, техническими и аналитическими весами.

Студент должен знать:

· Способы выражения численного состава растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента, моляльная концентрация, мольная доля;

· Способы приготовления растворов: по исходной навеске, из более концентрированного раствора;

· Понятия: моль, эквивалент, молярная масса эквивалента;

Студент должен уметь:

· Производить математические расчеты массы навески сухого вещества и объема более концентрированного раствора;

· Готовить растворы заданной концентрации;

· Обращаться с химической посудой и реактивами;

· Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Необходимый исходный уровень знаний.

Для достижения цели необходимо знание следующих разделов:

1. моль, молярная масса;

2. массовая доля;

3. объемная доля;

4. молярная концентрация.

Задания для самоконтроля.

1. Сколько граммов йода и миллилитров спирта (ρ=0,8 г/мл) необходимо для приготовления 200 г 5%-ной йодной тинктуры?

2. Введение в организм человека 3·10-6 г адреналина вызывает учащение пульса. Определите действующую в организме концентрацию адреналина (%). Средняя масса человека 70 кг.

3. Сколько литров NH3 нужно растворить в 120 мл воды для получения 10%-ного раствора NH3?

4. В биохимическом анализе для определения сахара в крови необходим 0,45%-ный раствор сульфата цинка, который готовят разбавлением водой исходного 45%-ного раствора. Сколько воды и кристаллического ZnSO4·7H2O требуется для приготовления 2 кг исходного раствора? Сколько исходного раствора нужно для приготовления 100 г 0,45%-ного раствора?

5. В биохимическом анализе применяется хлорцинковая смесь, которую готовят растворением 50 г ZnSO4 · 7H2O и 250 г NaCl в 1 л дистиллированной воды. Рассчитайте массовую долю веществ в этой смеси.

6. Для определения времени рекальцификации кровяной плазмы применяется 0,025 М раствор хлорида кальция (ρ~1 г/мл), который готовят из сухого прокаленного вещества. Сколько CaCl2 необходимо для приготовления 250 мл требуемого приготовления 1л 0,025 М раствора?

7. Для приготовления 0,025 М раствора хлорида кальция иногда используют 10%-ный раствор CaCl2 (ρ=1,04 г/мл) в ампулах. Сколько миллилитров этого раствора необходимо для приготовления 1 л 0,025 М раствора?

8. В каком количестве воды следует растворить 50 г CuSO4 · 5H2O для получения раствора, содержащего 3% безводной соли?

9. В 100 мл 85%-ного раствора Н3РО4 (ρ=1,7 г/мл) растворили 8 г Р2О5. Рассчитайте массовую долю фосфорной кислоты в полученном растворе.

10. Сколько миллилитров 10%-ного раствора NaOH (ρ=1,1 г/мл) нужно для образования моногидрофосфата натрия при реакции с фосфорной кислотой, содержащейся в 50 мл 40%-ного раствора (ρ=1,26 г/мл)?

11. Рассчитайте молярную концентрацию кислорода в воздухе.

12. К 50 мл 0,6 М Na2SO4 прибавили 80 мл 0,2 М ВаСl2. Образовавшийся осадок отфильтровали. Рассчитайте молярную концентрацию солей в полученном растворе. Сколько граммов осадка образовалось?

Наши рекомендации