С коррупционными деяниями», в системе образования
Как уже было указано выше, по мнению экспертов, коррупция в сфере образования занимает третье место в рейтинге коррупционных деяний. По нашему мнению данные о вузовской коррупции явно преувеличены. Указание недостоверных сведений о коррупции в сфере образования, очевидно, является для кого–то выгодным. Все это делается, видимо, лишь для того, чтобы сформировать в общественном сознании образ типичного российского коррупционера, подведя под эту категорию работников образования, а также для отвода удара от реальных коррупционеров, которые прокручивают огромнейшие денежные средства, тем самым, подрывая социально-экономические и нравственные устои общества и национальную безопасность страны.
Прежде чемприступитьк выявлению негативных последствия действий, «по содержанию сходных с коррупционными деяниями», в системе образования, проанализируем негативные последствия несовершенства антикоррупционного законодательства. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей отношения, связанные с противодействием коррупции, очевидно, что и было доказано выше.
Масштабы коррупции в современном обществе оставляют желать лучшего. Благодаря коррупции увеличивается теневой сектор экономики, и как это не показалось бы печально, коррупция становится нормой российской жизни. И для того, чтобы сократить и уничтожить это опасное явление необходимо усовершенствовать нормативную базу. Дело в том, что неизменность данной нормативно-правовой базы может повлечь за собой серьезные негативные последствия, причем как в экономической сфере, так и в политической и социальной, что не лучшим образом сказывается на развитии не только общества, но и государства в целом.
Развитие коррупции и нежелание ее истребить с помощью законодательства оказывает разрушительное действие на всю экономику страны в целом. Именно коррупция является двигателем дальнейшего развития теневой экономики. Теневая экономика в свою очередь затрудняет и лишает самого государства рычагов управления.
Также коррупция лишает государство возможности обеспечивать соблюдение честных правил рыночной игры. Следствием этого может стать торможение развития и формирования рыночных отношений. Страдают и потребители: коррупция повышает цены и тарифы, что отрицательно складывается на них самих, потому что существуют такие категории граждан, которые не могут или не в состоянии зависеть от издержек субъектов экономики по тем или иным причинам.
Коррупция снижает эффективность государственного управления, лишает Россию иностранных инвестиций. Это все приводит к тому, данное социальное явление практически исключает возможность успешного экономического развития. Неизменность антикоррупционного законодательства негативно может сложиться и на социальной сфере. Развитие коррупции способно снизить зависимость государства от населения. Следовательно, снизится и заинтересованность государства в решении социальных проблем общества.
Организованная преступность и без существования коррупции является достаточно высокой. Что уж говорить, если коррупция будет постоянно расти, набирая все более крупные обороты? Организованная преступность как устойчивое общественное явление способно увеличению масштабов коррупционных деяний.
Из-за нарушения бюджетных обязательств не выполняются важнейшие социальные программы. Без помощи государства могут остаться многие люди, которые не имеют возможности на льготное жилье, образование, лечение.
Коррупция способствует дальнейшему развитию высокой социальной дифференциации. Деление общества на богатых и бедных ведет к высокой социальной напряженности.
Охватывая жизненно важные сферы, такие как образование, здравоохранение и разрушая их, коррупция отвлекает колоссальные средства от целей общественного развития и усиливает деградацию общества.
Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. Тем самым, формируются устойчивые представления о беззащитности граждан перед преступностью. Правонарушители будут делать все что угодно, нарушая законы, а мирные граждане будут бояться остаться незащищенными государством.
Распространяясь «сверху вниз» и пронизывая все уровни общественной жизни, коррупция усиливает нравственную деградацию общества, создает терпимость к ней и к преступности вообще. Общество, привыкая к преступности, становится безразличным к тому, что коррупция становится единственной возможной формой отношений между обществом и государством.
Неизменность законодательства негативно отразится и в политической сфере, не уступая как социальной, так и экономической сферам. Коррупция делит государство на группы выразителей отдельных интересов, не скрепленных ни организацией, ни ответственностью. А объединить государство в единое целое нельзя без резкого снижения уровня коррупции. Также коррупция способна уничтожить демократию и создать угрозу установления диктатуры на антикоррупционной волне.
В различных интернет–изданиях можно обнаружить и другие данные о коррупции в современном российском образовании, объективность которых нормальный человек может подвергнуть серьезному сомнению. Однако, как уже отмечалось, нормы Федерального закона дали правовые основания не квалифицировать субъектов образовательной деятельности как субъектов коррупционных деяний. О последствиях коррупции как негативного явления сказано достаточно много. Но в сфере образования вопрос о последствиях коррупции изучен недостаточно полно.
Попробуем выявить эти негативные последствия, возникающие в сфере образования, которые автор обозначает понятием «правомерные действия, по содержанию схожие с коррупционными деяниями».
В обществе начнет складываться убеждение о том, что все покупается и все продается. И тогда родители, ученики, студенты захотят «купить» все, что только возможно. А представление о том, что можно приобрести за денежную плату абсолютно все, начиная от принятия ребенка в детское образовательное учреждение, до покупки поступления абитуриента в высшее учебное заведение, может привести к негативным последствиям. Например, студент, зная, что все можно сделать за деньги, перестает заниматься учебной деятельностью, начинает работать, пропуская занятия в высшем учебном заведении, и в итоге, после определенного промежутка времени, он выпускается из университета с так называемым «багажом знаний». С какими же знаниями выходит студент? Об этом стоит только догадываться.
Также страдает качество преподавания. Представим себе, что этот самый студент, который учился «за деньги», получил специальность по медицинскому профилю и планирует связать свою дальнейшую профессиональную жизнь с медициной? Какой врач выйдет из данного учебного заведения? Даже страшно подумать о том, какой непоправимый вред он может нанести всему обществу.
Преподаватель, учитель перестает интересоваться учебным процессом, забывая о том, что есть ученики, которые нуждаются в знаниях, и у которых нет финансовых возможностей, «купить себе оценки». Преподаватель будет заинтересован только в том, как бы заработать больше денег.
Страдает и наука как таковая. Заинтересованный студент и преподаватель перестают обращать внимание на научно-исследовательские и технико-внедренческие работы, направляя всю свою «энергию» на получение денежного вознаграждения и успешную «сдачу сессии». От этого страдает общество, государство, которое нацелено на разработку новых технологий, инновационных разработок, от которых зависит место страны, занимаемое на международном рынке.
Возникает социальное неравенство в обществе. Отныне общество делится на две категории: люди, которые дают взятки, тем самым, нарушая закон, и люди, которые взяток не дают и чтят закон, на тех, у кого есть денежные средства на дачу взятки и на тех, у кого их нет. Между этими двумя категориями граждан начинают возникать столкновения интересов, которые могут привести к нарушению прав одной из сторон. Вследствие этого, растет социальная напряженность в обществе.
У членов общества начинает складываться ощущение того, что нет социальной справедливости в государстве. Граждане перестанут обращать всякое внимание на беспорядки, преступления и нарушение законов, поскольку они уверены в том, что государство никак не защитит их интересы, не подаст руки помощи в трудных ситуациях. Люди будут думать, что все покупается, все продается, что ничего нельзя изменить, что все куплено в обществе. Социальной справедливости не добиться, считают они, потому что уверены в том, что решения принимаются в пользу тех, у кого имеются значительные преимущества денежного характера.
Нормой общества становится отклоняющееся или нарушающее определенные правила поведение. Люди будут думать, что им все позволено и разрешено, и что наказания за их девиантное поведение не послужит. В результате в обществе настанет анархия, где никому ничего не будет нужно.
Одним из негативных последствий коррупции в образовании является отсутствие доверия к диплому. Следствием этого может послужить то, что работодатели будут готовы принимать на работу потенциальных работников по знакомству и прочим необъективным признакам. Коррупция со времени получения образования закладывает в людях понимание того, что коррупция легитимна.
Продажность мест в высшие учебные заведения может привести также и к тому, что абитуриенты, поступившие в вуз за деньги, не дают абитуриентам с реальными знаниями, которые желают учиться, получить образование. Это создает в обществе мнение, что поступить, возможно, лишь в том случае, если дать взятку. В итоге люди, которые реально хотят получать знания, даже не пробуют свои силы, думая, что все равно не поступят.
Таким образом, последствия деяний «по содержанию сходных с коррупционными» в системе образования имеют негативные последствия. Разрушается представление о справедливости и равенстве, страдает качество образования, растет социальная напряженность в обществе.
Но, как было указано выше, работников образования неправомерно относить к коррупционерам. Анализ того, является или нет преподаватель взяточником, будет проведен в следующем параграфе.
2.2. Оценка наличия правомерных действий, по содержанию схожих с коррупционными деяниями,в сфере образования
Анализ современного российского законодательства о противодействии коррупции показал, что коррупции как таковой в сфере образования не существует. Во-первых, субъектами коррупционных деяний в законе выступают должностные лица и служащие федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти и все те, кто дает им взятки. А разве учителя школ, преподаватели высших учебных заведений являются должностными лицами? В юридическом смысле слова преподаватель школы, колледжа и вуза взяточником не может быть по определению должностного лица. Нормы Федерального закона дают правовые основания субъектов образовательной деятельности и науки не квалифицировать как субъектов коррупционных деяний. Следовательно, нельзя считать работников образования коррупционерами. Поэтому любое публичное обвинение этих работников в осуществлении коррупционных действий, порочащих честь и достоинство, должно в уголовном порядке преследоваться на основании ст. 129 «Клевета» и ст. 130 «Оскорбление».
Хотя преподаватели и могут работать в образовательных государственных или муниципальных учреждениях, но относить их к должностным лицам неправомерно. В их обязанности не входят организационно-распорядительные функции, они не издают локальных распорядительных актов, которые организуют (упорядочивают) выполнение каких-либо процессов. Также у них нет административных функций, которые связаны с требованиями к подчиненным им лицам, которых у них нет, об исполнении ими определенных указаний и распоряжений. И тем более, нет и каких-либо хозяйственных функций, связанных с оборотом имущества образовательного учреждения. Из числа работников образовательных учреждений по данному основанию можно привлечь к уголовной ответственности руководителей вузов и иных образовательных учреждений, а также руководителей их структурных подразделений (завучей школ, проректоров, деканов и т.п.).
А уже упоминавшаяся норма ст. 575 ГК РФ о запрещении дарения дает основания любому сотруднику образовательного, медицинского, воспитательного учреждения (организации) получать на вполне законных основаниях такие же «обычные подарки», что и государственные и муниципальные служащие: «…работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан…». Главное, чтобы эти подарки были оформлены в соответствии с правилами ст. 160 ГК РФ «Письменная форма сделки», а дарителями были непосредственно перечисленные в п. 2 статьи субъекты.
То есть, действия, по содержанию похожие на коррупционные деяния, нынешнее законодательство дает возможность оформлять вполне правомерно по отношению к работникам образования, медицины социального обслуживания населения. Конечно, нравственное содержание таких действий столь же негативно, как и реальное коррупционное поведение. Тогда как победить этот «обычно-подарочный синдром» в системе образования, чистота помыслов работников которых должна сопровождаться и «чистыми руками» исполнения ими образовательной и воспитательной функций?
Ответ прост – если общество хочет иметьобразованныхи нравственно воспитанных граждан, ему необходимо обратить пристальное внимание на положение учителя, воспитателя, преподавателя вуза и колледжа, создав им надлежащие материальные и социально-бытовые условия. Пока в материальном плане эта категория граждан – один из беднейших слоев населения страны, которую родители, дети и представители чиновничества, во-первых, обвиняют в неумении воспитывать невоспитанных ими их детей, во-вторых, требуют зачастую такой отдачи, на которую униженный бедностью педагог просто не способен в силу своей приниженной социально-экономической оценки со стороны государства. Педагог пытается сопротивляться несправедливому отношению относительно него, и в обиде на свое материальное положение, поругание чести, достоинства и на иные материальные и духовные характеристики, уходит в иные сферы деятельности, либо дает реальную отдачу в соответствии со своим указанным статусом.
Между тем государство в лице чиновных начальников над образованием игнорирует проблемы этой сферы, даже не зная, чем и как живет современный педагог. Когда заходит вопрос о повышении социального статуса преподавателя, это вызывает у чиновников неудовольствие этими предложениями.
Таким образом, проблемы коррупции и сходных с ней явлений в образовании можно решить одним способом. Необходимо повысить материальный и иной статус нынешнего коррупционера и повысить его ответственность за совершение коррупционных действий, чтобы материальные и социальные выгоды от не коррупционного поведения были выше отрицательных последствий коррупционных деяний. Тогда их число может заметно сократиться. Но здесь ведут речь в основном о государственных чиновниках. А надо это отнести, прежде всего, к педагогам, врачам, работникам науки и культуры. От интеллектуального, физического и нравственного здоровья населения успехи в социально-экономическом развитии страны в текущем и перспективном периодах будут куда весомее, чем от увеличения расходов на деятельность органов публичной власти.
Различные источники, будь то интернет-издания или статистические данные экспертов, относят коррупцию в образовании в первую тройку в рейтинге взяточничества, о чем говорилась выше. Благодаря таким данным о коррупции, в обществе сложилось мнение, что за деньги сегодня можно поступить в любой вуз страны или просто купить диплом. Эксперты отмечают, что огромное количество вузов в России не дают никакого образования своим студентам, следствием чего является понижение общего уровня образованности общества. Данные высказывания о современном российском образовании нельзя считать достоверными и объективными. Если посмотреть на все это «трезвым взглядом», то можно прийти к выводу о том, что далеко не все вузы, а точнее ни один из них, продают дипломы и право учится в данном учебном заведении. В России огромное количество высших учебных заведений ежегодно выпускает высококвалифицированных специалистов. Поэтому, необходимо осторожно и внимательнее относится подобного рода данным, так как в большинстве случаев данная информация не проверяется специалистами и получена она из неизвестных источников.
Многие эксперты обвиняют преподавателей вузов, занимающихся репетиторством, которые подготавливают тем самым к поступлению в вуз будущих студентов. В чем именно заключается антисоциальный характер данных действий? Что в этом такого «преступного», из-за чего обвиняют преподавателей в их стремлении помочь абитуриентам при поступлении в вуз? По их мнению, преподаватели помогают таким студентам, независимо от того, как они сдали вступительные экзамены, зачислиться в состав обучающихся. Но не все знают, что лишь немногие преподаватели имеют доступ к вступительным экзаменам. Значит, обвинять преподавателей во взяточничестве нецелесообразно. На самом же деле они хотят лишь заработать дополнительную надбавку к их и без того маленькой зарплате.
Родители готовы заплатить огромные суммы денег, для того, чтобы их чадо училось в высшем учебном заведении, вместо того, чтобы как следует подготовить их к поступлению в высшую школу. По их мнению, если ребенок закончит вуз, то он без проблем обязательно найдет престижную и высокооплачиваемую работу. Но родители не задумываются над тем, что такие «специалисты», которые учились «за деньги», будут не востребованы на рынке труда, поскольку работодатели заинтересованы нанимать на работу специалистов с большой буквы, а не специалистов-взяточников. А высшие учебные заведения тем более заинтересованы в том, чтобы из их стен выпускались толковые специалисты. Желание родителей выучить таким способом своих детей не означает готовность вуза осуществить их желание.
Эксперты также считают, что вузы, принимающие студентов на платной основе, независимо от того, как они будут учиться в дальнейшем, тем самым «узаконивают» коррупцию. Начнем с того, что в вузах количество бюджетных мест ограничено и регламентируется государством. Поэтому вузы принимают студентов на платные места, количество которых также определяются государством, но это совсем не означает, что студент, обучающийся на платной основе, обязательно закончит вуз. Закончит его студент или нет, зависит только от него самого, от того, как он будет справляться с учебной программой.
Существует и такое мнение, что коррупция существует и в школах. Родители, ученики данных учебных заведений утверждают, что практически все делается за деньги, начиная с детского питания в столовой, за школьную охрану, за учебники, заканчивая выпускным в школе. Начнем с того, что образование в школе итак является бесплатным. А недовольство родителей насчет дорогого питания, заставляет задуматься над тем, что родители не хотят платить за здоровье своих детей. Если же они не хотят платить, пусть и не платят, собирая обед «своему чаду» самостоятельно. А если не платить за школьную охрану, кто же, как не она, позаботиться о безопасности детей? Государство хоть и обеспечивает школы всем необходимым, но порой не хватает денежных средств на покупку новых учебников. И здесь, родители, желая обеспечить своих детей качественным образованием не должны экономить на этом. Ребенку, оканчивающему школу, предстоит выпускной вечер. Но и когда родители показывают свое недовольство, указывая на то, что учителям необходимо дарить дорогие подарки, огромные букеты цветов, и считая, что это является взяткой. Во-первых, не обязательно тратить большие деньги на все это, а во-вторых, кто, если не родители отблагодарит учителей за то, что именно они дали образование их детям?
Досадно констатировать, что значительная часть профессорско-преподавательских коллективов постепенно, медленно, но неуклонно, как пишет П.Н. Панченко, сошла "с дистанции" и превратилась в настоящие преступные сообщества (преступные организации), для которых главная цель - извлечение прибыли из образовательной деятельности. Справедливости ради нужно отметить, что большая часть преподавателей еще являются честными и нравственными людьми, однако системные порядки новых образовательных преступных сообществ не оставляют им шанса на выживание. Несогласие с безнравственностью, беспринципностью, взяточничеством расценивается как предательство и угроза. Такие преподаватели, невзирая на ученые степени и ученые звания выдавливаются из системы. Как правило, заменяют уволенных принципиальных преподавателей "послушными" молодыми людьми из числа бывших студентов-конформистов, не имеющих опыта преподавательской и научной работы, а зачастую не имеющих и тяги к научному творчеству. Таким образом, на некоторых кафедрах вузов реально отсутствует должное количество преподавателей с учеными степенями. [2.21]. На наш взгляд, далеко не все преподаватели принимают такие условия работы, и далеко не все вузы придерживаются такой работы. А если и существуют такие вузы, где «изживают» честных и добросовестных педагогов, не способных брать взятки, то преподаватели не виноваты в этом, и для того, чтобы выжить в этом обществе они соглашаются на условия такой «игры».
Общество обвиняет российскую школу в бесконечных денежных поборах. Но именно российские чиновники находят в школьном образовании несколько не менее доходных статей. Как пишет Сергей Комков, более 100 миллионов долларов кладут они себе в карман ежегодно за подписание договоров на охрану школьных зданий. Примерно 150 млн. долларов ежегодно являются «откатом» в процессе приобретения мебели, оборудования, учебных пособий. И почти 200 млн. долларов - за организацию ремонтных работ. В условиях экономического кризиса расходы на ремонт школьных зданий стали наиболее лакомым куском. За подряд на производство капитальных ремонтных работ в некоторых регионах готовы отдать до 50% цены договора. Потому что других вариантов получения бюджетных денег у многих ремонтно-строительных организаций сегодня просто нет. Таким образом, мы имеем парадоксальную ситуацию: российская школа сегодня буквально задыхается от своей нищеты и недостатка бюджетных средств. Но это же самое обстоятельство помогает чиновникам обогатиться, не прикладывая к данному процессу никаких усилий [3.7.].
Вся эта неприглядная картина усугубляется, как считает С. Комков, нищенским положением самого главного человека в системе среднего образования - школьного учителя. Но и здесь чиновники придумали «выход» из ситуации. Начиная повсеместное внедрение единого государственного экзамена (ЕГЭ), руководители системы образования не только положили себе лично в карман огромные деньги (на ЕГЭ за годы «эксперимента» было израсходовано из бюджетов различного уровня более 1 млрд. долларов), но и заманили школьного учителя возможностью заработать на этом всеобщем оглуплении подрастающего поколения россиян. Сделав его тем самым своим фактическим соучастником в крупномасштабном преступлении. ЕГЭ подтолкнул всех школьных учителей и вузовских преподавателей к мздоимству через систему репетиторства. Общий объем репетиторства в 2009г. по стране составил около 1,4 млрд. долларов, превысив все мыслимые пределы последних 15 лет. Но это не спасло высшую школу от некачественных студентов. Повторные испытания, проведенные в ряде ВУЗов в сентябре-октябре 2009г., показали, что до 60% принятых по результатам ЕГЭ студентов не имеют элементарных знаний школьной программы. А от этого страдает образование как таковое, поскольку после внедрения ЕГЭ выпускники школ показали более низкий уровень знаний по сравнению с тем, пока он не был введен.
Основной причиной коррупции называют обычно низкие зарплаты [4.2.]. Сегодня в сильных вузах зарплата профессора составляет порядка 30 тысяч рублей, доцента - порядка 20 тысяч, и не имеющего степени ассистента или преподавателя - 10-15 тысяч рублей. Понятно, что прожить на такие деньги трудно. Однако ведь далеко не все для получения дополнительных доходов начинают проставлять платные зачеты и экзамены. Беда в том, что на таких честных людей во многих вузах смотрят косо. Чем больший вес имеет преподаватель, тем больше у него возможностей для получения дополнительных доходов. «У многих административных работников вузов появляется множество собственных протеже на поступление. В обмен на это административные работники всегда находят, чем "заинтересовать" преподавателя, поскольку его карьера напрямую зависит от начальства», - поясняет А. Плуцер-Сарно.
Таким образом, оценка наличия коррупционных деяний в сфере образования показала, что коррупции в образовании нет. Работники образования не являются коррупционерами потому, что они не являются должностными лицами. Действия, по содержанию похожие на коррупционные деяния, нынешнее законодательство дает возможность оформлять вполне правомерно по отношению к работникам образования, медицины. Конечно, нравственное содержание таких действий столь же негативно, как и реальное коррупционное поведение. Но необходимо отметить, какое место занимает современный работник образования в обществе. На наш взгляд, положение преподавателя в обществе является незаслуженно заниженным. Общество перестает ценить деятельность данной категории населения, а ведь именно они, начиная с начальной школы и заканчивая окончанием высшего учебного заведения, «лепят» из еще несформировавшихся личностей взрослых, самодостаточных, образованных людей. Именно благодаря им процветает российское общество, без образованных людей невозможно «здоровое» развитие всего государства в целом. Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на работников образования, обеспечив им достойное существование и уважение со стороны членов общества и государства. И только после этого станет возможным дальнейшее развитие и процветание России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Борьба с коррупцией на современном этапе развития экономических отношений приобретает весомое значение в развитии всей страны в целом.
Для действенной и более успешной борьбы с коррупцией в сфере образования необходимо усовершенствовать нормативную правовую базу, так как она не относит к коррупционным деяния в сфере образования, позволяя оформлять действия «по содержанию похожие на коррупционные деяния» вполне правомерно. Деяния, схожие с коррупционными, из ВУЗа переместились в школы. Мерой снижения коррупции в образовании, по мнению авторов реформ, стало введение в стране единого государственного экзамена (ЕГЭ). Ими предполагалось, что это позволит устранить коррупционные деяния при поступлении абитуриентов в ВУЗ. Однако практика последних трех лет свидетельствует о том, что данные деяния переместились в общеобразовательную школу, когда преподаватели школ на дисциплинах выпускного цикла, выполняемых в тайне за некоторых учеников, стали «зарабатывать» куда больше, чем ранее получали за это члены приемных комиссий и преподаватели, принимавшие экзамены в ВУЗ. Тем не менее, коррупционные деяния в ВУЗах не исчезли, они переместились из сферы приема, в сферу образовательного процесса.
Приведем рекомендации для усовершенствования нормативной правовой базы, регулирующих данные отношения, и соответственно для более успешной борьбы с коррупцией.
Вступивший в силу в 2009г. новый Федеральный Закон «О противодействии коррупции», как было показано, имеет огромное количество недочетов и «пробелов», которые в свою очередь не дают государству в полной мере бороться со столь опасным, разрушающим основы государства явлением. По большому счету данный закон не решает данных проблем и не выполняет своих функций, поскольку коррупционеры, используя нормы, изложенные в законе, выпадают из этой категории, а значит остаются безнаказанными за совершенные деяния.
В качестве предмета коррупционного деяния, согласно закону, выступает имущественная выгода, но в постиндустриальной экономике большую значимость начинают приобретать оказание услуг. Этого в законе не указано, следствием этого может стать то, что ответственность за коррупционные деяния будут нести, в соответствии с законом, не все, а лишь те субъекты коррупционных отношений, которые в качестве взятки предоставили услуги имущественного характера.
Согласно закону чиновники должны предоставлять сведения о доходах, имуществе себя, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей своему руководителю. Во-первых, согласно Конституции РФ, несовершеннолетними являются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, а значит сама формулировка «несовершеннолетние дети» является неправомерной и требует изменения. Во-вторых, лицо, занимающее должность государственной или муниципальной службы, обязано предоставить сведения об обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Но совершеннолетних «детей» также необходимо включить в данную категорию, поскольку без этих данных будет не полная картина о доходах служащего, и у служащего будет возможность скрыть часть своих доходов. Но, в законе не указано, что этот руководитель должен делать с этими данными.
Для повышения эффективности противодействия коррупции, согласно закону, необходимо создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества. Иными словами, должна быть организована система «стукачества», когда граждане «докладывают кому надо» о фактах коррупции. Но не указано, будут ли в этом случае юридически защищены такие граждане. Необходимо устранить данный недочет.
Необходимость усовершенствования нормативной правовой базы, регулирующих антикоррупционные отношения, очевидно и требует незамедлительного разрешения и устранения.
Таким образом, цель настоящей работы, по мнению автора, была достигнута, для реализации которой были решены следующие задачи.
1. Исследованы теоретические аспекты существования коррупции. Коррупция, как показано в работе, имеет негативные последствия, которые разрушают не только общественные устои государства, но и подрывают интересы национальной безопасности страны. В социальной сфере, коррупция приводит к тому, что главной ценностью в обществе становятся деньги; к возрастанию имущественного неравенства среди населения. В политической сфере, коррупция подрывает престиж страны на международной арене. И, наконец, в экономической сфере, под воздействием коррупционных деяний обеспечиваются благоприятные условия для развития организованной преступности. Таким образом, коррупционные деяния могут повлечь за собой очень серьезные последствия для судьбы страны и ее граждан.
2. Рассмотрены исторические аспекты существования коррупции. Показано, что истоки коррупции уходят в далекое прошлое. Но, несмотря на то, что борьба с коррупцией велась во все времена, сегодня коррупция является одним из самых опасных явлений в жизни не только нашей страны, но и во всем мире. Но окончательного ее уничтожения пока не предвидится.
3. Проанализированы законодательные акты, регулирующие правовые отношения, возникающие в связи с коррупцией в сфере образования, указаны несовершенства действующего законодательства о противодействии коррупции. Анализ законодательства о противодействии коррупции показал, что оно несовершенно и имеет большое количество недочетов, нуждающихся в оперативном устранении, поскольку несовершенство закона может повлечь за собой очень серьезные последствия, которые отражаются на всех уровнях общественных отношений исключительно негативно.
4. Показано, что работников образования неправомерно относить к категории коррупционеров, поскольку они не являются должностными лицами. Можно сделать вывод о том, что хотя работники образования по нынешнему законодательству и не являются коррупционерами, необходимо принять законодательные акты о внесении их в категорию коррупционеров, чтобы они так же, как и все могли нести ответственность за данные деяния. А пока не будут внесены данные изменения, работники сферы образования могут на вполне законных основаниях заниматься коррупционной деятельностью. Разумеется, нравственное содержание таких действий столь же негативно, как и реальное коррупционное поведение. Но победить «обычно-подарочный» синдром можно тогда, когда они будут причислены к коррупционерам.
5. Выявлены последствия действий «по содержанию сходных с коррупционными» в сфере образования. Во-первых, в обществе складывается убеждение о том, что все покупается и все продается. Во-вторых, страдает качество образования и наука как таковая. В-третьих, возникает социальное неравенство и растет социальная напряженность в обществе. Последствия данных деяний являются такими же серьезными, как и от коррупции в целом. Для предупреждения данных последствий необходимо усовершенствовать нормативную правовую базу, регулирующих данные отношения.
Проблема существования коррупции в образовании будет существовать всегда. Потому что никогда не исчезнут люди, которые любят обогатиться быстро и легким путем. Но, тем не менее, государство должно постоянно сводить к минимуму масштабы коррупции в сфере образования. А для этого необходимо не только усовершенствовать нормативно-правовую базу, но и действовать всем государством вместе, как единая и сплоченная система. И тогда может быть положен конец столь опасному и разрушающему явлению.
Список используемой литературы