Технологии работы с конфликтами
Глава 18. Мониторинг предконфликтной ситуации. Предупреждение и профилактика конфликтов
49. В.Зартман. Превентивная дипломатия
Превентивная дипломатия начинается у себя дома, независимо от того, имеем ли мы дело с разделившимися, распадающимися или соседствующими государствами, касаемся ли взаимоотношений в области коммерции, безопасности или окружающей среды, независимо от этого, предвидение и предотвращение конфликта путем переговоров, а не рассмотрение его с жестких и заранее заданных позиций, является полезным политическим выбором.Он подразумевает замену подхода, предполагающего завоевание других (или преобладание над другими), подходом, ориентированным на ''завоевание'' сторонами друг друга путем убеждения. Он призывает смотреть в будущее, что предполагает хорошо обоснованные расчеты и преобразование конфликта в терминах, предусматривающих позитивную формулу для выработки сторонами соглашения. Сотрудничество, расчеты, переформулирование (в данном случае у автора речь идет о позициях - Перев.) – вот три основных элемента превентивной дипломатии. Иногда обсуждение данного вопроса на этом и заканчивается. Когда стороны движимы (и это главное!) перспективой будущего примирения, а не конфронтацией по отношению друг к другу, остальное – это детали и тактика. Действительно, многие из анализов спорных вопросов в различных сферах— уже разделившихся и распадающихся государств, в области территориальных и пограничных споров, межэтнических переговоров и разногласий по сотрудничеству, глобальных разногласий в области окружающей среды – акцентируют внимание именно на этих элементах как ключевых для успешного ведения превентивной дипломатии. Это заключение касается именно этих общих элементов, присущих практике и пониманию менталитета превентивной дипломатии, и которые выведены из отличных друг от друга областей анализа.
Политика превентивной дипломатии—это не просто идеологический выбор. Она не зависит просто от ''веры'' какой-либо стороны в мирные взаимоотношения, в возможность избежать политической катастрофы…или от каких-либо других идеалистических представлений. Эта политика для реалистов, которая делается ради эффективности и результативности. Стороны обнаруживают, что они могут увеличить шансы в деле достижения своих целей при меньших затратах, превращая своих оппонентов в своих союзников и соратников. Это подразумевает, как при любых переговорах, ''покупку'' сотрудничества с другой стороной, причем обязательно с учетом своих целей. Но при этом надо обязательно смотреть вперед и делать акцент не на приостановление старого или настоящего конфликта, а на возможности избежать будущих конфликтов. Это не подразумевает отречение от целей, которые явились предметом конфликта, а скорее предусматривает пересмотр, сокращение или расширение своих целей, по крайней мере, до тех пор пока они укладываются в те же рамки и достижимы в сотрудничестве с другой стороной. Выбор делается под натиском осознания будущих затрат в сравнении с настоящими и настоящих возможностей решения проблемы в сравнении с будущими
Требования превентивных действий выходят за рамки раннего предупреждения и перерастают в своевременное понимание проблемы, предшествующее предупреждению. Стороны просчитывают, что, если не предпринять сейчас действий, заплатив при этом какую-то цену, то будущие затраты окажутся значительно выше и сами будущие действия окажутся значительно более трудными. Они полагают, что есть больше шансов достичь большую часть своих целей сейчас, чем потом (а промедление, в свою очередь, увеличит будущие затраты)… Если только что-нибудь не будет сделано сейчас, то положение вещей ухудшится вдвойне—и не только в смысле затрат, но также в смысле возможности вообще чего-либо достичь. Надо подчеркнуть: это не простой расчет, как правило, присутствующий на переговорах, когда сравниваются альтернативные результаты, возможные на текущий момент....
Такие расчеты на будущее не являются типичными и для политической практики. Соображения рационального расчета достаточно популярны и являются обычной базой для принятия решений. Упреждающее принятие решений с целью избежать будущих потерь отличает искусное ведение государственных дел от простого ''присмотра'' за своими запасами и от ''тушения пожаров''. И все же именно в этом заключается "нормальная дипломатия". Превентивная дипломатия ассоциируется с таким понятием, как дальновидность, при этом подчеркивается тот факт, что ее успех зависит от распознавания факторов неопределенности в будущем, которые, в случае, если политика будет успешной, никогда не материализуются…Именно потребность действовать против факторов неопределенности делает превентивную дипломатию незаурядной. Даже тогда, когда одна сторона принимает установки превентивной дипломатии, она обычно должна ''превзойти'' различные расчеты другой стороны или других сторон, вовлеченных в конфликт. Если же ни одна из сторон не мыслит в терминах превентивной дипломатии, то нужна третья сторона для того, чтобы создать новые понятия и расчеты.
Итак, действительно, превентивная дипломатия не начинается у себя дома, но она заключается в потребности убедить своих как внутренних, так и зарубежных оппонентов в необходимости смотреть вперед. Если все же окажется, что превентивная дипломатия будет заключаться не в том, как действовать, а как заставить поступать другую сторону, то методы действия обеих будут фактически идентичными. Главные аргументы, имеющиеся у первой или третьей стороны (имеется в виду посредник – Перев.), с тем, чтобы убедить вторую сторону в необходимости вступить в переговоры по превентивной дипломатии--это грозящие ей потери от бездействия, перспективы положительного выхода из ситуации и получение от другой стороны согласия на участие в процессе примирения. Эти определяющие черты переговоров в режиме превентивности являются также главными факторами для стимулирования ситуации, которая обладает целостностью и преимуществами, но также имеет недостатки. Когда конфликтующие стороны считают, что потери от бездействия пока как бы не ощущаются и вполне переносимы, а перспективы совместного достижения успеха проблематичны для сторон или вообще равны нулю. Предложениям же примириться, по мнению сторон, нельзя доверять или они являются признаком слабости, которым можно легко воспользоваться. Тогда еще нельзя садиться за стол переговоров в режиме превентивности, поскольку нет базы, которая могла бы сделать эту политику привлекательной.
Условия
В основе того, что превентивная дипломатия более предпочтительна, чем конфронтация или позиция безразличия, лежат вполне объективные критерии эффективности и результативности. И это не просто идеологический выбор или философское пристрастие к либеральному, а не реалистическому подходу в международных отношениях. Поскольку этот выбор делается людьми, здесь имеют место субъективные оценки, что является вопросом понимания (если не философии) в том, что касается способности соотносить возможные выгоды и затраты. Благодаря этому пониманию, объективная база превентивности включает реальные затраты и возможности, которые обеспечивают структурные условия для переговоров. Их можно представить в виде шести условий, которые в плане их специфики могут быть представлены по восходящей линии.
Самое основное требование—это проблема, которую надо решить. Превентивная дипломатия --это попытка решения проблемы, где потери от беспорядка, неэффективности и неуверенности препятствуют достижению целей, ради которых и заключаются соглашения. Хотя на первый взгляд это может показаться банальным, важно признать, что превентивные усилия начинают оправдывать себя в ответ на брошенный вызов: "В чем проблема?". Нависшие опасности – это коллективное социальное зло, которое задевает некоторые аспекты безопасности взаимодействующих сторон. Но стороны должны быть убеждены, что опасность действительно нависла и их безопасность поставлена на карту. Иными словами, нужно избегать феномена стороннего наблюдателя, борясь с той точкой зрения, что это – чья-то проблема, которая разрешится сама собой. Проблема заключается в неурегулированности отношений, которая дорого обходится сторонам, независимо от того, является ли она следствием неопределенного статуса, вызывающего пограничные или территориальные споры, нестабильности, присущей разделившимся или разделяющимся государствам, или она является следствием раскола из-за стремительного соперничества в торговле или других отношениях.
Вторым компонентом является то, что и нужно предотвратить, т.е. ухудшающаяся ситуация, влекущая за собой еще большие издержки. Необходимо, чтобы проблема рассматривалась как нечто, что можно предотвратить, а не как проблема, с которой ничего нельзя сделать. И, если проблема будет понята как потенциальная возможность, элемент превентивности должен появиться как несомненный факт. Чем яснее то обстоятельство, что ситуация ухудшается, тем нужнее работа в плане предупреждения, но эта ясность несет на себе печать субъективности, допускающей много оттенков ''серого цвета''. Именно этот факт делает превентивную дипломатию такой редкой и трудной вещью: к тому времени, когда ход событий уже необратим, часто бывает слишком поздно для того, чтобы принять превентивные меры.
Понимание ухудшения ситуации и возможности ее предотвращения не представляли трудностей для дипломатов, которые занимались вопросами глобальной безопасности, которая оказывалась под угрозой из-за гонки ядерных вооружений. Они видели возможность выхода этого соперничества в данной области из-под контроля и работали на достижение предсказуемости, стабильности и прозрачности взаимоотношений. В других областях это понимание носило менее четкий характер, лишь с некоторыми элементами осознания того, что ситуация ухудшается. Это и явилось толчком к превентивным переговорам, в других же ситуациях понимание оказывалось слишком запоздалым, когда ход вещей приобретал необратимый характер.
Так, в некоторых странах пограничные конфликты были упреждены демаркацией, в то время как бездействие других приводило к войне. В других странах этнические разногласия удалось уладить до того, как они стали необратимыми. Опыт третьих показал, что эти разногласия можно устранить только тогда, когда за их улаживание берутся сами недовольные стороны. А когда насилие угрожает сорвать переговоры, направленные на то, чтобы положить конец этническим беспорядкам, решающим фактором в продолжении переговоров являлась установка на то, чтобы избежать самого худшего результата. Разделенная Германия смогла избежать угрозы войны путем принуждения и последующего объединения, в противоположность опыту Йемена, где при первоначальном разделении и последующем объединении страны не удалось избежать войны. В опыте же Кореи имели место как принуждение, так и война <...>. Вообще же в каждом конкретном случае разницу между проблемами, которые удалось предотвратить, и наоборот, следует искать контексте развития событий, как, впрочем, и в правильных ответных политических шагах сторон.
Третьим объективным элементом является возможность распределения затрат. Если сторонам суждено предпринимать попытки по предотвращению возможных катаклизмов, то им надо быть уверенными в том, что другие тоже будут нести груз этих усилий. Превентивная дипломатия всегда предполагает несколько сторон, будь то стороны, непосредственно вовлеченные в конфликт, или третья сторона, призванная стать между враждующими сторонами. Превентивная дипломатия всегда влечет за собой затраты, направленные на предотвращение наихудших вариантов развития событий. И именно затраты от предпринимаемых действий, а не от катастрофы, которую удается избежать, в первую очередь принимаются во внимание дипломатами при их подсчетах. Поэтому конфликтующие стороны должны осознать необходимость распределения текущих затрат с тем, чтобы снизить их для каждой стороны в отдельности, а также избежать будущих затрат для всех.
Так, политика демаркации и автономизации накладывает ограничения на участников конфликта и взаимоотношения властей по обе стороны границы. Попытки объединения разделившихся государств являются при этом не уступками, а принятием на себя обязательств: как политических, так и экономических. В нормальных отношениях сотрудничества конфликты можно предотвратить, когда затраты распределяются равномерно. Большая часть разногласий по поводу превентивных мер в области охраны окружающей среды от глобальных природных катастроф сконцентрировалось на том, как можно в равной мере распределить затраты сторон, без чего превентивные меры не могли бы найти поддержку. То же самое касается глобальных катастроф в области безопасности <…>.
Четвертое условие –это возможность получения новых преимуществ посредством превентивности.Доказано, что во многих случаях упреждение затрат недостаточно. Чтобы мотивировать превентивные переговоры должен быть в наличии альтернативный преимущественный фактор, т.е. возможность извлечь выгоду из результата, который следует за превентивными мерами. Превентивная дипломатия может привести к процветанию, а не просто помочь избежать затрат. Такие выгоды требуют действия, хотя, как указывает теория перспектив, они должны обладать более высоким уровнем определенности, чем просто защита от возможных потерь <…>
Изменение ставок (расстановки сил) подталкивает к превентивным действиям, когда стороны видят удобный случай для плодотворного сотрудничества вместо приводящего к нулевому результату конфликта. Так, осознание того факта, что озоновый слой находится под угрозой и необходимы меры для ее устранения, значительно обострилось, когда химические компании увидели возможность продавать заменители химикатов. До этого же они рассматривали превентивные меры как угрозу своим объемом продаж. Разделенные государства объединились, когда действующие лидеры, как, например, в Йемене или альтернативные, как в Германии, увидели в объединении возможность более благоприятного будущего. Они увидели возможность не просто прыгнуть с тонущего корабля, а взойти на борт более способного к плаванию корабля. Затяжные пограничные конфликты урегулируются не тогда, когда взрывоопасность ситуации становится очевидной для сторон, а когда открываются новые возможности – такие, как, например, новые месторождения или просто развитие в регионе и когда обнаруживается, что их эксплуатация невозможна, пока над сторонами нависает неразрешенный конфликт.
Пятое условие—это исходящее изнутри давление. Внутренняя база для превентивной дипломатии имеет место как при возникновении угрозы, так и при ответных действиях. К этому процессу должна подключиться общественность или даже предвосхитить официальное признание предстоящих затрат и поддержать текущие затраты с целью предотвратить возможный конфликт. Если общественность не убеждена, что опасность приобрела угрожающие размеры, она не будет предпринимать усилия для ее предотвращения. Существует целый ряд косвенных предпосылок этого понимания. Оказывающая давление общественность должна быть убеждена в том, что в самóй опасности заложена предпосылка к ее устранению и что причина и следствие этой угрозы – не чья-то вообще, а их проблема.
Как правило, идущая изнутри реакция исходит не от общественности в широком смысле слова, а от весьма "разношерстной" публики, состоящей из идеологически мотивирующих свое поведение, обладающих самосознанием групп, а также групп, заинтересованных в получении прибыли. При этом последние особенно чувствительны к возможности извлечения выгоды из превентивного решения проблемы. Какими бы странными партнерами ни казались эти группы, поддержка обеих необходима, чтобы достойно встретить будущее. Их ''брак'' укрепляется, когда ухудшающаяся ситуация и вытекающая из нее необходимость в распределении затрат, имеют предпосылки, выходящие далеко за рамки конкретного случая, и когда требуется предпринять меры обобщенного характера…
Потребность в общественной поддержке также имеет отношение к составу руководящей группы. Проведенные исследования подчеркивают (при любом виде урегулирования конфликтов) потребность в "центристских умеренных коалициях", широко опирающихся на различные заинтересованные группы, которые открыты для различных точек зрения и подсчетов, имеющих место при превентивных действиях и убежденных в необходимости сдерживания жестких политиков, которые могли бы использовать конфронтацию в целях укрепления своих позиций. При многих типах угрозы (опасности) дополнительный мотив к превентивным действиям заключается в том, чтобы не дать экстремистам повода, который они могли бы использовать для отвлечения внимания во внутренней политике. Вместо того, чтобы оставлять представления и осознание на субъективном уровне, коалиции внутренней поддержки ставят превентивную дипломатию на более объективный уровень политики взаимоотношений элитных групп. Поляризованные экстремистские группы начинают войну или устанавливают, наконец, мир, но они редко предпринимают в политике дальновидные шаги.
Эти элементы поддержки со стороны общественности и элитных групп очевидны в опыте решения различных спорных вопросов. Поддержка общественности явилась самым существенным фактором, который направлял многие переговоры с целью предотвращения катастроф как в области безопасности, так и окружающей среде; …иногда эта поддержка шла даже впереди официальных шагов.
На лидеров, пытающихся достичь долгосрочных перемирий в своих спорах по территориальным вопросам и вопросам суверенитета, а также третьи стороны, пытающиеся вмешаться в споры о суверенитете, часто набрасывалась узда, когда они заходили слишком далеко по сравнению с общественностью, которая их до этого поддерживала. Существование умеренной центристской коалиции явилось существенным показателем в часто встречающихся спорных ситуациях по вопросам суверенитета, таких, например, как распад государства или его объединение, этнические или территориальные конфликты. Для большей уверенности лидеры, вовлеченные в превентивные демарши, должны притягивать к себе поддержку со стороны общественности и руководства, но, как непременное условие этого, в некотором смысле их должна подталкивать растущая потребность к действию.
Последним условием является гальванизирующее событие, (неважно: положительное или отрицательное), которое работает на улучшение других, более широких, объективных элементов. Гальванизирующие события великолепно мобилизуют разум, рассматривая затраты и проблемы с точки зрения будущего и укрепляя поддержку действий лидеров со стороны общественности. Иногда они, рискуя, подходят слишком близко к самому кризису, который уже слишком поздно предотвращать. Если проблемой не заниматься, то пограничные или этнические инциденты, жестокие столкновения между распадающимися или уже распавшимися государствами, балансирующая на грани глобальная безопасность или природная катастрофа являются последним предупреждением затянувшимся конфликтам, последним криком, который должен привлечь внимание, пока ситуация не стала необратимой. В подтверждение научным свидетельствам, вот-вот готовые произойти несчастные случаи, сигналы опасности (такие, например, как неожиданные неурожаи или рискованные несанкционированные столкновения), а также предупредительные декларации могут стать толчком к раннему осознанию, необходимому для того, чтобы начать подниматься вверх по лестнице превентивных действий. <…>
Процессы
При учете этих шести структурных условий, соответствующие процессы могут быть использованы первой или третьей стороной для того, чтобы способствовать превентивным переговорам. Эти процессы призваны изменить как точки зрения, так и расстановку сил для того, чтобы выработать раннее осознание необходимости предотвращения нависших угроз и альтернативных возможностей, вытекающих из эффективных превентивных мер. В уже рассмотренных нами областях спорных взаимоотношений намечается шесть последовательных шагов.
Основной шаг—это выработка раннего осознания проблемы. Этот термин используется в качестве более значимой альтернативы термину раннее предупреждение, который стал довольно популярным, но вводящим в заблуждение ''дорожным знаком'' на пути в превентивности… Раннее предупреждение означает, что вы смотрите (наблюдаете) любую область спорных взаимоотношений, где можно применить превентивные меры… Проблема заключается не в нехватке своевременных индикаторов, а в недостатке умения смотреть, в отсутствии политической культуры, которая благоприятствовала бы упреждающему анализу и решению проблемы. Таким образом, раннее осознание означает комбинацию способности "смотреть" и "видеть", возможность смотреть далеко вперед на отдаленные проблемы и умение идентифицировать уже имеющиеся предупредительные сигналы. Раннее осознание также предполагает аналитическое понимание возможности превентивных действий; понимание того, что проблема не только усложняется, но и с ней можно что-то сделать. Как и в любых переговорах, началом любых действий является диагноз…
В конце концов осознание и превентивность могут быть вопросом культуры; некоторые общества более склонны смотреть в будущее и более открыты пониманию того, что что-то можно сейчас предпринять. Скажем, американское общество разрывается между двумя этими пониманиями, но больше готово смотреть в будущее, нежели традиционные общества, представители которого воспитаны в духе фатализма. В народной культуре аксимы типа "Унция превентивных мер стоит фунта лечебных", "Семь раз примерь—один раз отрежь", "Лучше в безопасности, чем в горе", "Раньше предупредил—раньше вооружился", "Планируй наперед"и др. соперничают с такими максимами, как "Не тревожь беду, пока она не потревожит тебя", "Не ищи приключений", "Не буди спящую собаку" или недавно появившейся: "Не чини, пока не сломалось". (Заметьте, что в этом списке первые три максимы происходят из фаталистских и традиционалистских концепций в американской культуре, негритянских spirituals и иудаистских традиций). Возможно, именно эта амбивалентность, присущая большинству основных выражений о трудностях жизни людей, на которые и наталкиваются превентивные действия.
Другим шагом является устранение или, по крайней мере, уменьшение нерешительности. Осознанию способствует переход от уверенности, что опасности нет к неуверенности; решения, вытекающие из превентивных переговоров, должны преобразовать эту неуверенность обратно в уверенность; в понимание того, что опасности нет, но при новых (созданных превентивными действиями) условиях. Первый сдвиг (переход) осуществляется с помощью информации о настоящей и надвигающейся ситуации, а также с помощью анализа опасностей, внутренне присущих ей. Второй переход происходит с помощью соответствующих мер, чтобы распознать суть конфликта, устраняя его причины, смягчая его последствия, ограничивая возможности несчастных случаев и мотивированных инцидентов, заменяя опасную динамику более благоприятной. Необходимость сократить позиции неуверенности подчеркивает важность установления режимов, усиливающих предсказуемость за счет определенных правил.
Третьим шагом в превентивных действиях является переструктурирование проблемы таким образом, что имеющие к ней отношение могут увидеть суммарный положительный результат благодаря превентивным усилиям. Это означает устранение или смягчение дистрибутивного характера проблемы или же ее понимание и преобразование в интегративную (общую для сторон) проблему. Или же, если проблема действительно изначально дистрибутивна, то это означает поиск приемлемого понятия справедливости для того, чтобы разумно распределить результаты, вытекающие из превентивных переговоров. <…> Таким образом, переструктурирование является ключом к продолжающемуся процессу и естественному продолжению первого шага, заключающегося в осознании возможностей решения проблемы. Оно также является ключом к созданию атмосферы, которая, в свою очередь, лежит в основе последующих усилий и постоянно поддерживает надежду на мирное и плодотворное решение проблемы.
В то же самое время, в качестве четвертого шага, первая и третья стороны должны создать себе сторонников среди единомышленников (партнеров) по целям, и должны поощрять внутреннюю поддержку, которая уже должна существовать внутри их собственных политических линий действия. Это не должно быть отдельным усилием, поскольку, как уже отмечалось, оно взаимозависимо и переплетается с другими решениями, которые принимаются в ходе превентивных переговоров, если вопрос при этом оказывается довольно спорным. Это может даже потребовать усилий держать на месте умеренную центристскую коалицию, создавая благоприятные условия и адресуя свои обращения к группе поддержки в коалиции и помогая изолировать экстремистские силы. Широкое использование информации внутри национальных границ также становится важным аспектом превентивной деятельности.
Пятый шаг предполагает создание привлекательного и сбалансированного пакета (комплекса) возможностей с незначительными затратами по нескольким измерениям. Как указывают объективные данные, сегодняшние затраты должны быть меньше будущих затрат и должны быть при этом равномерно распределены. В дополнение к этому должны иметь место возможности благоприятного решения, которые будут предварять и перевешивать сегодняшние и будущие затраты, вызывая при этом поддержку лидирующих групп среди целых слоев общественности. Те же самые рассуждения распространяются и на контролирующие элементы соглашения путем выработки санкций за невыполнение и поощрений за исполнение его будущих положений. При распределении затрат и благоприятных возможностей необходимо проводить различие между сторонниками и противниками внутри затронутого конфликтом сообщества, так что "свободное плавание" не будет поощряться, в то время как участие в равной степени будет поощряться.
Заключительным шагом является создание нужного (соответствующего) режима, обеспечивающего процесс непрерывно продолжающегося предупреждения проблемы. Ведение дальновидной политики может стать способом заблаговременной борьбы с конфликтами, причем двумя способами: либо путем предвидения последствий какой-то особой ситуации, либо путем предвидения ситуаций общего типа. Первый из них включает особые расчеты и особые решения, принимаемые для того, чтобы предотвратить возникновение и разрастание конкретного конфликта. Второй подразумевает решения общего характера, а также механизмы для устранения элементов неопределенности как при рациональных расчетах, так и при принятии решений о создании режимов, призванных улаживать проблемы, которые могут привести к конфликту и насилию. Каждый из них пытается заменить проводимый в настоящее время опасный курс действий более благоприятной альтернативой выхода из кризиса. <…>
Переговоры
Множество конфликтов было предотвращено. Многие из них были предотвращены именно благодаря переговорам по ряду спорных вопросов. Хотя каждый спорный вопрос имеет свои собственные характеристики, есть тем не менее и общие моменты, которые полезно рассмотреть.
В центре превентивных переговоров находится реструктуризация, изменение ставок, поскольку это сделать легче, нежели изменить точки зрения. Изменение же ставок способствует изменению точек зрения. Ключом к тому, чтобы склонить стороны к превентивному выходу из ситуации (либо одной из сторон, находящейся в конфликте с другой, либо третьей стороны) является умение заставить стороны пересмотреть свою точку зрения на то, что именно вовлечено в конфликт. Это достигается посредством побочных вознаграждений, изменением формулировок или уступок. Нельзя априори указать, какие из этих трех средств ''управления'' ставками предпочтительнее или нужнее. <…>
Рассмотрение силы как дополнительной величины в сочетании с возможными выходами из ситуации дает переговорщику возможность подумать о способах того, как сделать альтернативы более или менее привлекательными. Как привлекательные стимулы, так и последствия, показывающие, как не надо поступать, освещаются как дополнения или альтернативы либо для окончания, либо, соответственно, для продолжения конфликта. Например, стороны понимают, что достигнутое совместными усилиями процветание или экономическое развитие предпочтительнее пограничного, территориального конфликта или конфликта по поводу раздела государства, так же как и то, что продолжающийся прогресс в переговорах, направленных на прекращение этнического конфликта, является альтернативой наихудшему результату, возможному в случае эскалации этого конфликта. Во время многих переговоров стороны часто ссорятся, жестикулируют или ведут себя хуже того, для того, чтобы проверить альтернативу или угрожающе помахать ею перед своим оппонентом… К сожалению, нельзя "размахивать" благоприятными альтернативами, по крайней мере, с одинаковой результативностью. Это походило бы на поддержку теории, согласно которой стороны склонны избегать потерь, а не гарантировать достижение своих целей. Однако, опыт решения спорных вопросов показывает, что стимулы намного чаще подвергаются испытанию, но они требуют больше времени, чтобы это дошло до осознания сторон. Стороны чаще обещаниями, а не угрозами, склоняются к сотрудничеству в целях избежания конфликтов, скажем, в случае возникновения конфликтов в области охраны окружающей среды именно перспектива новых выгод решает исход сотрудничества, чтобы предотвратить наихудшее.
Регулирование ставками включает переформулирование позиций. Переговоры в целях предотвращения конфликтов идут легче, когда имеющиеся в настоящий момент элементы спора можно выразить в других терминах, даже без привлечения новых элементов в качестве стимулов. Так, стороны могут рассматривать предмет спора не как собственность, а как право пользования чужим имуществом; могут рассматривать автономию региона как альтернативу его выходу его из состава государства; предпочитают делать взаимные уведомления о военных учениях, а не запрещают их. Тогда ставки перестают быть остро дистрибутивными, приобретают в большей степени мягкий характер, а возможности сторон становятся только интегративными. <.…>
Превентивные переговоры в своей основе обязательно включают изменение точек зрения. Как уже отмечалось выше, стороны должны менять точки зрения на свои взаимоотношения… Как бы объективно не менялись ставки, до тех пор, пока у сторон не изменятся взгляды на их взаимоотношения, конфликт будет продолжаться. Изменение точек зрения может происходит либо в направлении того, как рассматриваются ставки, либо в направлении того, как рассматривается другая или другие стороны. Это поразительно, как стороны, находящиеся в тисках жесточайшей демагогии по поводу глобальных конфликтов в области безопасности, в конце концов, начинают легче воспринимать друг друга, как потенциальных партнеров в предотвращении глобальных катастроф в области безопасности. <…>
И, наконец, процесс превентивной дипломатии обладает особой природой в области тактики переговоров. По своей сути, превентивные переговоры являются процессом интеграции, при этом наравне с высоким мастерством. Отсутствие же этих характеристик -- ключ к их провалу. В отличие от других переговоров, превентивная дипломатия не реагирует на созревшую проблему. По своей природе, она представляет собой шаги, предпринимаемые еще до того, как проблема заявит о себе. В результате этого, при отсутствии остроты ситуации, она должна создавать свою собственную мотивацию. Она должна выстраивать диспозицию, предполагающую учет двух факторов: push factor раннего осознания и pull factor’будущих завоеваний (приобретений). Оба фактора трудно достижимы, что само по себе объясняет редкие случаи достижения положительных результатов. Раннее осознание требует чувствительности к предупреждению и готовности действовать… Но укрощения бури и перераспределения будущих затрат недостаточно. Средства, призванные выполнить это, должны вместе с собой нести возможность просчитать настоящие и будущие затраты. Труднее всего делать уступки на будущее в условиях неуверенности, что заставляет превентивную дипломатию зависеть от условия раннего предупреждения, если она должна подстегнуть стороны к действиям, направленным на то, чтобы избежать будущих потерь.
50. К. Левин. Действенное исследование и проблемы меньшинств
За последние полтора года мне не раз приходилось вступать в контакт с самыми разнообразными организациями, институтами и частными лицами, которые обращались за помощью в сфере групповых отношений. Среди них были представители общин, образовательных систем, отдельных школ, самые разнообразные по специфике и задачам организации, созданные меньшинствами; среди них были представители профсоюзов и администраций, департаментов национального правительства и правительств штатов, и многие другие.
В результате этих контактов выявились два важных факта: люди демонстрируют свою добрую волю, они действительно готовы взвалить на себя решение проблем и приложить к этому максимум усилий. Если бы эта добрая воля могла трансформироваться в организованное эффективное действие, межгрупповые отношения в Соединенных Штатах могли бы быть почти безоблачными. Но именно здесь и кроется сложность. Эти заинтересованные люди чувствуют себя затерянными в тумане, и им не удается найти ответ на три вопроса: 1) какова имеющаяся ситуация; 2) какие опасности существуют в ней; 3) и самое главное: что мы должны делать? Мы проводили опрос среди тех, кто занимается проблемами межгрупповых отношений в штате Коннектикут.
Мы хотели выяснить их модель понимания ситуации, направление их действий и те барьеры, с которыми им приходится сталкиваться. Довольно большое количество людей, кому по роду деятельности приходится заниматься улучшением межгрупповых отношений, заявили, что, возможно, самая большая трудность их работы заключается в отсутствии у них достаточно четкого представления о том, что должно быть сделано. Тогда каким же образом мы сможем справиться с экономической и социальной дискриминацией, если мы рассуждаем не в терминах общих закономерностей, а с точки зрения того, как живется обитателям главной улицы и окраин, из которых состоит маленький или большой город, в котором этому работнику приходится выполнять свою работу?
Такая неопределенность объясняется, в частности, тем, что не существует определенных стандартов, посредством которых можно было бы оценить имеющийся прогресс. Когда такой социальный работник, возвращаясь с добровольной встречи, которую он помог организовать, думает о тех волнующих речах, что ему пришлось выслушать, о впечатляющем оформлении сцены, о хорошем качестве пищи во время мероприятия, — он не может справиться с приподнятым настроением, вызванным общей атмосферой и хвалебными речами окружающих его друзей. И тем не менее, несколько дней спустя, когда ему становится известно об очередном случае дискриминации, он нередко задумывается о том, не было ли все происходящее лишь пусканием пыли в глаза и был ли он прав, принимая поздравления друзей за мерило прогресса в своей работе.
Это отсутствие объективных стандартов достижения прогресса приводит к двум следствиям.