Семинар 8. Технологии управления конфликтами

1. Разрешение конфликта. Этапы разрешения.

2. Правила разрешения конфликта.

3. Методы разрешения конфликтов.

4. Стили поведения в конфликте и их применение.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Что следует понимать под разрешением конфликта?

2. Перечислите предпосылки разрешения конфликта.

4. Завершение конфликта. Дайте характеристику основных форм завершения конфликта.

5. Рассмотрите основные стратегии разрешения конфликтов. Выдели-

те преимущества и недостатки каждой из них.

6.Каковы особенности тактики ухода от конфликта, ее предпосылки, формы проявления, достоинства и недостатки?

7.Покажите характерные черты силового метода разрешения конфликта, формы его проявления и степень эффективности.

8. Раскройте особенности регулирования конфликта методом односторонних уступок, покажите его достоинства и недостатки.

9. Каковы предпосылки применения метода скрытых действий? Каковы его результаты?

10. Раскройте основные преимущества тактик регулирования конфликтных ситуаций на основе принципа “выигрыш – выигрыш”. Разъясните характер механизмов его осуществления: составление “карты конфликта”, организация специфических форм поведения и др.

11. Что такое четырехшаговый метод регулирования конфликта?

12. Охарактеризуйте универсальные, общеприменимые средства регулирования конфликта.

Темы эссе:

1. Обоснуйте логику принятия оптимального управленческого решения

2. Какие основные факторы определяют условия завершения конфликта?

3. В чем причины широкого применения тактик ухода и применения силы, несмотря на их явные слабости?

4. Раскройте основные «шаги» алгоритма конструктивного разрешения конфликта.

5. Обоснуйте преимущество разрешения конфликта над другими формами его завершения.

6. Проанализируйте тактику компромисса как классический метод регулирования конфликтов в условиях демократических стран. В чем состоят его основные достоинства и трудности применения?

7. Раскройте основные пути урегулирования производственных конфликтов в современной России.

8. В чем заключается особая сложность урегулирования межэтнических конфликтов?

9. Каким образом может происходить нейтрализация лидеров оппозиции в ходе внутриполитических конфликтов?

Метод анализа конкретных ситуаций

Цель занятия.Развитие у студентов навыков анализа конфликтов в организации и формирование умений принимать управленческие решения в нестандартных ситуациях.

Порядок проведения занятия

В ходе занятия. После того как студенты будут разделены на игровые группы по 3–4 человека, каждой группе необходимо выдать (в письменном виде) одинаковые задания, предусматривающие анализ конкретных ситуаций. На анализ конкретной ситуации и принятие решения отводится, в зависимости от задания, 5-10 минут. Затем преподаватель организует обсуждение версий анализа. После обсуждения преподаватель подводит итоги.

Ситуация 1

Вы начальник отдела. Получили задание и едете в командировку. В аэропорту случайно встречаете свою подчиненную – молодую сотрудницу, которая уже две недели не работает. Вам сказали, что она болеет. А вы видите ее не только в полном здравии, но отдохнувшей и даже, как вам показалось, похорошевшей. Она кого-то с большим нетерпением встречает в аэропорту. Во вверенном вам отделе полный завал, не хватает сотрудников, срываются сроки выполнения работ.

Что вы скажете своей сотруднице? С чего начнете разговор? Чем должен завершиться этот инцидент?

Ситуация 2

Вы опытный, давно работающий, авторитетный начальник отдела. В канун праздника вы от своего отдела представили фамилии нескольких лучших сотрудников для поощрения. Среди тех, кому должны быть вручены грамота и денежная премия, Сидоров, которого вы лично предупредили о необходимости явиться на торжественное собрание, где ему будут вручены грамота и премия. Сидоров вместе со своей семьей явился на торжественное собрание, но грамоту и премию, по неизвестным для вас причинам, ему не вручили. На следующий день, не успев разобраться в причине недоразумения, вы случайно сталкиваетесь с Сидоровым в коридоре.

Каковы возможные варианты развития возникшей ситуации? Как бы вы повели себя в каждом из них?

Примечание. Каждая из предлагаемых ситуаций может иметь несколько вариантов развития. Например, в ситуации 1 – сотрудница, которая встретилась вам, могла находиться на больничном по уходу за ребенком, а в аэропорту встречала человека, который должен был привезти ей дефицитное лекарство. В ситуации 2 – недоразумение могло возникнуть из-за ошибки машинистки, которая печатала приказ о поощрении.

Ситуация 3

Рабочие одного из цехов предприятия неоднократно заявляли о неудовлетворительных условиях труда, высказывали опасения за свое здоровье (в цеху не уделялось должного внимания обеспечению безопасности труда). Им уже более трех месяцев не выплачивали заработную плату. Два дня назад с одним из рабочих на производстве произошел несчастный случай. Это переполнило чашу терпения рабочих. Они отказались от работы и пригласили на собрание руководство предприятия.

Как бы вы повели себя в этой ситуации в качестве руководителя предприятия?

Наши рекомендации