Государственная власть как разновидность власти

Власть – это био-психологическая категория, неразрывно связанная с человеком, его разумом, волей, чувствами и даже его физическим состоянием.
Социальная власть – это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на принуждение.
Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти.
Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на государственное принуждение.
Государственная власть – это система отношений руководства и подчинения, концентрированное выражение разума, воли и силы определенных социальных слоев или всего народа, содержащих политико-правовые полномочия и ответственности и реализуемых государственными органами.

Характерные черты государственной власти:
– распространяется на все общество;
– носит публично – политический характер;
– опирается на государственное принуждение;
– осуществляется специальными лицами;
– действует система налогов;
– население делится по территориальному признаку;
– ей присуще легитимность, легальность и т. п.

Легальность власти – юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству. Легитимность власти – качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимность и легальность власти понятия не совпадающие. Легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой. Легитимность – это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Типы легитимности государственной власти: – рациональный; – идеологический; – традиционный; – харизматический. Рациональный тип – когда власть узаконена установленным демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.   Государственная власть как разновидность власти - student2.ru
Государственная власть как разновидность власти - student2.ru Государственная власть как разновидность власти - student2.ru Государственная власть как разновидность власти - student2.ru Государственная власть как разновидность власти - student2.ru Государственная власть как разновидность власти - student2.ru Государственная власть как разновидность власти - student2.ru Государственная власть как разновидность власти - student2.ru Государственная власть как разновидность власти - student2.ru Государственная власть как разновидность власти - student2.ru Государственная власть как разновидность власти - student2.ru Государственная власть как разновидность власти - student2.ru Государственная власть как разновидность власти - student2.ru Государственная власть как разновидность власти - student2.ru                      
                                               

Идеологический тип – когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены.
Харизматический тип – когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера, на личном авторитете правителя и т. д.

Структура государственной власти:
– субъект власти;
– объект власти;
– содержание властеотношения;
– средства, приемы и способы осуществления государственной власти;
– ресурсы власти.
Субъект власти – это непосредственный ее носитель. Субъектами государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д.
Объект власти – это индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом.
Содержание властеотношения – это совокупность властных полномочий, с одной стороны, и совокупность ответственностей, функциональных обязанностей, с другой стороны.

Средства, способы и методы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, то властеотношения реализуются без принуждения. Если они расходятся, то используются различные методы – от достижения компромисса до различных форм принуждения.
Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих реализацию государственной власти. В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества выделяют экономические, социальные, культурно-информационные, идеологические и силовые ресурсы.

Принципы формирования и функционирования государственной власти:
– принцип суверенитета, означающий верховенство и независимость государственной власти;
– принцип законности, заключающийся в соблюдении норм конституции, законов и иных нормативно - правовых актов государственными органами всех видов и уровней власти и должностными лицами;
– принципы выборности и назначения, определяющие процесс формирования ветвей власти, возможно их сочетание;
– принцип разделения и соединения властей, рассматривающиеся как способы рациональной организации государственной власти;

– принципы единоначалия и коллегиальности, обуславливающие специфику той или иной ветви власти, помогающие оперативно и ответственно решать вопросы;
– принцип иерархичности, отражающий специфику государственной власти как единой целостной системы, способной проводить свои решения в жизнь;
– принцип профессионализма, означающий наличие системы подготовки кадров, их стабильность и своевременное продвижение по службе, контроль за соответствием уровня профессиональных знаний и навыков занимаемой должности.

Основные методы осуществления государственной власти:
– метод убеждения;
– метод принуждения.

Метод убеждения используется при помощи системы идеологических средств для внушения и формирования положительных эмоций и представлений о действующей государственной власти.
Метод принуждения означает насильственное воздействие властвующего субъекта на подвластных с целью принудить их действовать в интересах существующей государственной власти. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым.

Органами государственной власти используются также методы морального и материального стимулирования, наказания и поощрения, формирования и выявления общественного мнения, дозированной информации и дезинформации и др.

Виды государственной власти:
– законодательная;
– исполнительная;
– судебная.

Законодательная власть – избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов.
Исполнительная власть – назначаемые либо выбираемые исполнительно - распорядительные органы власти, призванные реализовывать принятые законы и осуществлять оперативно - хозяйственную деятельность.
Судебная власть предназначена для отправления правосудия.

   
Государственная власть как разновидность власти - student2.ru
Государственная власть как разновидность власти - student2.ru 2. Единство государственной власти и принцип разделения властей  
       
         

Государственная власть состоит из трех относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет свое юридическое обоснование. Эти ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – обособились как три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности.
Обособление именно этих ветвей власти и соответствующих им форм не есть просто проявление некой целесообразности, упорядочивающей управление обществом. Это проявление правовой природы государственности в целом и естественных различий трех направлений и правовых форм публично-властной деятельности. По мере того как в ходе истории все больше проявлялось правовое начало государственности, обособлялись именно законодательная, исполнительная и судебная власти, но не "контрольная" или, скажем, "карательная". Ибо именно эти три власти, и только они (четвертой в этом ряду не дано), исчерпывают предназначение государства – публично-властное обеспечение свободы, безопасности, собственности.
Законодательная ветвь государственной власти в официальной форме устанавливает правовые нормы, общие правила, определяющие меру свободы человека в обществе и государстве. В частности, законодатель устанавливает правила применения политической силы, необходимого и допустимого с точки зрения обеспечения свободы, безопасности, собственности.

Исполнительная власть воплощает в себе принудительную силу государства. Это система органов, обладающих, в частности, полицейскими полномочиями, способных осуществлять организованное принуждение вплоть до насилия. Эти полномочия должны быть правомочиями, т.е. должны быть установлены законом для обеспечения свободы, безопасности, собственности.
Судебная власть разрешает споры о праве, устанавливает право (права и обязанности) в конкретных ситуациях, для конкретных субъектов. В частности, судебные решения дозволяют или предписывают правовые меры государственного принуждения в отношении конкретных субъектов.
Разделение властей означает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своей компетенции и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
В то же время компетенция этих органов такова, что они не могут действовать изолированно, и государственная власть осуществляется в процессе кооперации трех ее самостоятельных ветвей: деятельность законодателя не принесет желаемого результата без соответствующей деятельности исполнительной и судебной власти; осуществление правосудия невозможно без власти законодательной и судебной и т. д. Кроме того, во взаимоотношениях ветвей власти должны быть сдержки и противовесы, не позволяющие каждой из ветвей власти выходить за пределы ее компетенции и, наоборот, позволяющие одним ветвям власти удерживать другие в рамках компетенции.

Юридический смысл разделения властей выражен в следующем рассуждении великого французского просветителя Ш. Л. Монтескье в его основном сочинении «О духе законов»: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не будет отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем»
Из этого рассуждения Монтескье вытекает, что разделение властей существует в трех аспектах или на трех уровнях – функциональном, институциональном и персональном.
Функциональное разделение властей.Ради обеспечения свободы необходимо установить раздельно функцию принятия решений о принуждении (применении силы) и функция осуществления государственного принуждения. Законодательная власть устанавливает правила применения силы, судебная власть допускает или предписывает конкретные меры силы. Следовательно, эти ветви власти не должны обладать принудительной силой, не должны осуществлять государственное принуждение. Поскольку такой силой обладаетисполнительная власть; она сама не должна принимать нормативные или индивидуальные решения о применении силы. Следовательно, исполнительная власть должна действовать на основании и во исполнение законов и судебных решений.

Институциональное разделение властей. Осуществление функций законодательной, исполнительной и судебной должно быть соединено в одном лице или учреждением. Разделение властей означает отделение инстанций, принудительной силой, от инстанций, принимающих решение о применении силы. Иначе говоря, нужно разделить государственные органы, компетентные применять силу и компетентные принимать решения о применениисилы.
В этом контексте разделение законодательной и исполнительной власти означает, во-первых, что органы исполнительной власти не вправе заниматься первичным нормотворчеством, издавать нормативные акты, имеющие силу закона. Во-вторых, законодатель не вправе вмешиваться в деятельность исполнительных органов, не вправе принимать решения индивидуального характера, входящие в компетенцию исполнительной власти. В противном случае законодатель превратится в институциональную силу, одновременно устанавливающую правила применения силы. Концепция, отрицающая ценность разделения властей, исходит из того, что законодатель (орган народного представительства) должен контролировать деятельность исполнительных органов и может своим законом или иным актом решить.

Персональное разделение властей.В состав законодательных органов не входят функционеры исполнительной власти и судьи, т. е. депутатами легислатуры не могут избираться будущие исполнители законодательных решений. Однако этот, казалось бы, очевидный принцип несовместимости депутатского мандата с занятием других государственных должностей не соблюдается в парламентарных странах (Великобритания, ФРГ и др.), где члены правительства одновременно являются депутатами парламента. Причем такое нарушение персонального разделения властей – это не упущение в процессе формирования системы разделения властей в отдельных странах, а принципиальная черта парламентарных стран.

Наши рекомендации