Политические партии в политической системе общества
Термин "партия" известен с давних времен. Он происходит от латинского partis (часть). Под партией в Древнем Риме понималось сообщество свободных римлян, легально и открыто выражающих и отстаивающих свои интересы в отличие от заговорщиков, действия которых носили тайный характер. У древних греков существовали партии горы, равнины и прибрежной части города Афин. В современном виде партии начали формироваться в конце XVII — начале XVIII в. в странах Западной Европы и Северной Америки. В ряду факторов, способствовавших этому процессу, было прежде всего зарождение буржуазии, нового класса, противостоящего феодальному государству. В России возникновение политических партий относят на период середины XIX — начала XX в. К 1906 г. их уже можно было классифицировать: 1) черносотенцы; 2) октябристы; 3) кадеты; 4) трудовики; 5) социал-демократы1. Эти партии при наличии основных закономерностей, присущих всем политическим партиям и общественным движениям, имели и свои особенности, обусловленные многоукладностью экономики, общественно-политическим устройством страны, многонациональным составом населения, местом и ролью религии в идеологии народных масс и т. д. Каждая партия имела свою социальную базу, стремилась выражать интересы своего класса, социальной группы. Политическая судьба этих партий различна. Одни сошли со сцены политических действий на этапе победы революции, другие участвовали в закреплении ее результатов, а коммунистическая партия, став правящей в стране и просуществовав около столетия, потерпела политическое поражение.
Чем, по сути, является современная политическая партия? Во всех многочисленных определениях можно выделить несколько главных ее компонентов: это общественное объединение (членство, социальная база), течение политической мысли (идеология, мировоззрение, программа), организация, имеющая целью достижение политической, государственной власти и, наконец, легальность ее существования. Таким образом, партию можно определить как общественное добровольное объединение граждан, создаваемое на основе общности взглядов, идей и интересов, имеющее своей целью достижение политической (государственной) власти для реализации своей программы в соответствии с действующим законодательством.
Основные признаки | Структура | Функции | ||
Носитель определенной психологии или особого видения мира и человека | Партийный аппарат | Борьба за власть, е использование или контроль над нею | ||
Организованное объединение людей, добровольное, структурированное по разным уровням политики (от местного до международного) | Рядовые члены (партийные массы) | Выявление, формирование и обоснование интересов соответствующей социальной группы | ||
Сторонники партии | ||||
Нацелена на завоевание и осуществления власти | Активизация и интеграция больших социальных групп | |||
Выражает и отстаивает в политики интересы определенной социальной группы общества | Разработка партийной идеологии, ведение пропаганды и формирование общественного мнения | |||
Политическое воспитание общества в целом или определенной его части | ||||
Подготовка и выдвижение кадров для партии, государственных структур и различных общественных организаций |
Политические партии можно классифицировать по различным критериям, отражающим их природу, характерные черты, направленность деятельности. По социально-классовому признаку различают буржуазные, мелкобуржуазные, рабочие, крестьянские партии. Идеологическая направленность позволяет различать партии либеральные, консервативные, социалистические, коммунистические, конфессиональные, монархические, националистические, фашистские. Отношение к религии проявляется в обозначении светских и клерикальных партий. По степени участия в законодательных органах власти выделяют парламентские и непарламентские партии, по членству — массовые и кадровые, с формальными принципами членства и со свободным членством, по методам деятельности и отношению к социальной действительности — революционные и реформистские.
В политической системе современного российского общества политические партии играют всевозрастающую роль, становясь структурообразующими элементами демократической системы. Они реализуют свои цели, охватывая своей деятельностью многие сферы общественной жизни: стимулируют активное участие граждан в политике; оказывают влияние на формирование общественного мнения; развивают политическую культуру граждан и содействуют их политическому образованию; выявляют и обосновывают интересы больших социальных групп; обеспечивают постоянную связь между гражданским обществом и государством; выдвигают кандидатов в органы власти и оказывают им всяческую поддержку; участвуют в деятельности выборных органов власти, правительства, администрации; готовят и выдвигают кадры для государственных и общественных организаций; оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, на позицию граждан, становятся своеобразными катализаторами социальных процессов, деятельности властных политических структур. Вновь после 70-летнего перерыва в России развивается многопартийность. Переход от однопартийной к многопартийной системе потребовал создания соответствующей правовой базы, позволяющей гражданам в законном порядке реализовать свое право на объединение, защищать интересы людей через участие их в общественных организациях и движениях. Это статья 30 Конституции РФ, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" и другие акты.
Российские партии, деятельность которых в той или иной степени оппозиционна, можно условно разделить на три группы:
системная оппозиция — от Российского движения демократических реформ и республиканцев (справа) до ПРЕС, ВСО "Обновление", Социалистической партии трудящихся (слева).
Эта группа расходится с федеральной исполнительной властью прежде всего в выборе путей и средств достижения конечных целей;
внесистемная радикальная оппозиция (Российская коммунистическая рабочая партия, либеральные демократы, Национально-республиканская партия) по существу направлена на дискредитацию институтов президентской власти, подрыв их легитимности; промежуточная оппозиция представлена КП РФ и Аграрной партией, с одной стороны, и Российским общенародным союзом, РХДД, кадетами — с другой. Несмотря на фундаментальные разногласия с официальным курсом федеральных, властей, они на практике соблюдают установленные "правила игры", что отчетливо продемонстрировали события сентября-октября 1993 г.
Процесс формирования многопартийной системы идет сложно противоречиво. Для него характерны следующие моменты: практически ни одна партия не имеет реальной социальной базы; число политических партий непомерно велико, не все они отражают реальные интересы граждан, так как подобного разнообразия политических интересов в обществе существовать не может; основной массе населения присущи департизация, недоверие к политикам. Число членов партий в регионах остается низким; при отсутствии сложившейся партийной системы российская политическая жизнь приобретает персонифицированный характер, общество в основном ориентируется на авторитет и популярность отдельных партийных лидеров; очевиден разрыв между политизированными столицами, крупными городами и периферией. Политические партии в регионах остаются пока маловлиятельными.
Сегодня для формирования реальной многопартийности демократического типа необходимы дальнейшее развитие гласности, плюрализма мнений, свободы средств коммуникации, укрепление основ демократического государства и институтов гражданского, общества, выступающего гарантом свободы объединения граждан в политические ассоциации (организации, союзы и проч.), которые выражают и отстаивают их политические, профессиональные, национальные и иные интересы.