Исторические разновидности монархии
Формы государственной власти. Монархия и тирания
Существует 3 формы государственной власти, и попытки придумать четвертую ни разу не увенчались успехом. Первым формы государственной власти подробно описал Аристотель, хотя они существовали и до него. А затем лишь его классификацию расширили и дополнили.
Св-ва | Формы государственной власти | |||||
Монархия | Тирания | Аристократия | Олигархия | Демократия | Охлократию | |
Монархия | Тирания | |||||
Принципы наследования власти | A. Династическая монархия B. Родовая монархия C. Выборная монархия | Право выбора наследника остаётся за тираном | ||||
Достоинства | · Способность сохранять неформальность отношений монарха и подданного · Символ единства государства · Благородные принципы: · Оперативность решений в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет. · Способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. | |||||
Недостатки | · случайность рождения · фаворитизм | |||||
Исторические разновидности | A. Монархии патриархальные B. Сакральные монархии C. Деспотические монархии D. Сословные и сословно-представительные монархии E. Абсолютные монархии F. Конституционные монархии G. Самодержавные монархии |
У каждой формы есть совё искажение:
«Монархия» — власть одного! И тирания!
«Аристократия» — власть лучших! И «олигархия», т. е. власть немногих!
«Демократия» — «власть народа»! А искажением «демократии» стали считать «охлократию» — «власть толпы»!
Также ещё в Античности был выведен универсальный принцип: каждая из трех форм власти действует в интересах обществах, а любое из трех искажений — в интересах части общества. (A proros, марксисты с ним не согласились бы категорически, ибо, с социалистической точки зрения, всякая власть действует в интересах т. н. «господствующего класса» и только в «светлом коммунистическом будущем» власть будет действовать в интересах всего народа, и т. д.) Любое искажение правильной формы власти эгоистично. Тирания действует в интересах тирана или его ближайшего окружения, которое все равно персонифицировано в тиране (в тиранической воле, в тиранических потребностях); олигархия — в интересах олигархии и тех, кто с ней непосредственно связан; охлократия — в интересах социальных низов.
Все три правильные формы власти — монархия, аристократия и демократия — необычайно древние. Во всяком случае они древнее государства, что является лишним аргументом в пользу первичности общества, приоритета его перед государством. Есть также некоторые основания полагать, что монархия является самой древней из этих трех форм, ибо прообразом монархии, монархического правления, патриархальной царской власти является семья
Так как Мы с Вами сейчас находимся в XIX веке, то разговор сейчас пойдёт лишь о первой паре форм Гос.Власти!
Монархия (от греческого корня «моно») есть власть одного, что верно лишь в принципе. В истории мировых монархий не редкость — соправительство, когда правят вдвоем. А в Риме (правда, кратковременно) правили одновременно даже пять императоров
Принципы наследования власти
· Динамическая Монархия. В такой монархии действует строго династический принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну, но может также передаваться, например, и от брата к брату, как это было на Руси в Раннем и Высоком Средневековье. Нам этот принцип не свойствен, он поздний и заимствованный.
· Родовая Монархия. Гораздо чаще, чем строгое престолонаследие, в монархиях действовал принцип принадлежности к царскому роду. Т. е. царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.
· Выборная Монархия. Она не является редкостью. Выборная монархия была и в Византии. Более того, православного монарха в принципе легитимирует (делает законным) лишь православный народ, т. е. Церковь, ибо Церковь — это сообщество людей. При этом институты легитимации могут быть различны (совершенно не обязателен всенародный референдум). Где лежит грань между собственно монархией и президентской властью в республике? При сильной президентской власти эта грань размыта, хотя она все же существует. Сильная президентская власть — фактически республиканская модификация монархического принципа. Скажем, президент США — в некотором смысле республиканский монарх.
Достоинства монархии
· Неформальность. Не случайно, даже когда русского мужика научили обращаться к помещику на вы (французская форма), на что ушло много времени, к царю он продолжал обращаться на ты — так было принято.
· Правильно устроенная монархия может быть символом единства государства, в т. ч. многонационального, в частности Империи. Монархия также может являться символом единства нации, символом общественной стабильности. И, наконец, в христианских государствах монарх — в некотором смысле символ единства Церкви. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту миссию — символа и инструмента единства.
· Благородные принципы. Это, например, верность — один из самых благородных критериев в отношениях между людьми и к тому же главная христианская добродетель. Вдумайтесь также в смысл слова «верноподданный», акцент в котором явно на первом слове «верный». И. А. Ильин, известнейший мыслитель и правовед, провел такую границу: «Предел повиновения республиканца — право неповиновения, предел повиновения монархиста — долг неповиновения».
· Монарх социально выведен из конкуренции. Он сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, ибо для монарха и династии поражение страны — это возможная угроза отречения, а гибель страны — гибель династии и скорее всего личная гибель монарха. В отличие от других форм, где встречается зависть, хтя бы на подсознательном уровне.
Недостатки Монархии
· Главный недостаток династической монархии — случайность рождения. На монархии с родовой системой наследования и монархии выборные это не распространяется, но при строго династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник.
· Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. Этот недостаток опять же устраняется составными политическими системами, в которых монархия — не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами.
Кстати говоря, Монархия чаще встречается в истории в составных политиях, нежели в чистом виде. Мы чаще видим монархии с аристократиями и даже монархии с демократиями, чем монархии, управляющие государством нераздельно. Не так уж редки в мировой истории и трехсоставные политии, сочетающие элементы всех трех форм власти.
К сожалению, в нас въелось представление, что монархии бывают абсолютными или же конституционными. Но, между прочим, абсолютную монархию придумали в XVI в., реализовали в XVII; конституционную придумали в XVII, реализовали в XVIII. Это — новейшие формы монархии, а до этого монархическая история насчитывала тысячелетия.
Исторические разновидности монархии
A. Монархии патриархальные, или традиционные. Они характерны для традиционных обществ. Кроме того, черты патриархальной монархии, благодаря исторической памяти многих поколений, сохраняются в той или иной степени и в других монархических разновидностях. Патриархальная монархия имеет мало возможностей воздействовать на общество реформаторски.
B.Сакральные монархии — это монархии, где первенствующие функции монарха жреческие.
C.Деспотические монархии. Это не ругательный термин — ничего общего деспотические монархии с тиранией не имеют. По-гречески, слово «деспот» означает «владыка». Деспотическая монархия складывается в военизированных обществах, хотя может сохраняться и после того, как они перестают быть милитаризованными. Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь — военачальник, армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель).
D.Сословные и сословно-представительные монархии. Надо сказать, что сословным обществам монархия безусловно показана, она для них полезна, потому что монархический принцип позволяет главу государства в рамках культурной традиции сделать надсословным, а следовательно, сделать арбитром в случае межсословных конфликтов
E.Абсолютные монархии. Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и этатизмом. Во-первых, большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же аристократических и демократических институтов нет, неизбежна монархия с бюрократией, ибо при отсутствии оперативной связи со всей огромной территорией государства царь не может эффективно решать все вопросы без бюрократии. Монархия, лишенная представительных форм, заболевает опаснейшей болезнью — бюрократизмом. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы, а в Высоком Средневековье — и всего мира Во-вторых, абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения и именно поэтому так воспевалась эпохой Просвещения. В-третьих, абсолютная монархия связана с возобладавшим в эпоху Просвещения принципом общественного принципа Левиафана. Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться.
F.Конституционные монархии. Конституционная монархия идейно связана с абсолютной монархией и тоже представляет собой реализацию принципа общественного договора в различных его вариантах. Только теперь уже власть короля ограничена конституцией
G.Самодержавные монархии. Формально власть не была ограничена — сословного представительства при ней не было, и Самодержец мыслился единоличным источником законов. Однако его нельзя считать не только тираном, но даже абсолютным государем, и вот почему. Данная концепция именовалась «симфонией государства и Церкви»
Тирания
«Искажением» Монархии является тирания — власть эгоистического правителя. Она действует в интересах только части общества, а тирану свойственны жестокие методы правления. Также тиран оказывается вне общества. Тирания — часто следствие социальных потрясений. Они обычно складываются в переходные, переломные эпохи, причем переломность бывает различной. Особенно характерны тирании в те моменты, когда надламывается или повреждается традиция. В Российской Монархии можно назвать лишь 2 тирана, это Иоанн IV и Пётр I Великий, что конечно же спорно.