Вооруженные силы в политической системе общества
Армия традиционно рассматривается какпроизводная, каксвоеобразный слепок породившего ее общественного строя. В то же время она недостаточно исследована как общественная сила, серьезно воздействующая при определен-ных обстоятельствах на социальную жизнь. Вооруженные силы — это государственная военная организация особого назначения, способная вести войну, вооруженную борьбу на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях. В политологическом смысле — это институт государства, элемент его механизма, предназначенный для проведения политики средствами вооруженного насилия 107.
Опираясь на способность армии вести войну, вооруженную борьбу, государство и использует ее как инструмент политики, внешней и внутренней. Военная организация представляет собой систему государственных и общественных организаций, создаваемую правящей элитой для обеспечения своего экономического и политического господства. Она предназначена для реализации всех форм вооруженного насилия над политическими противниками. К военной организации относятся лишь те вооруженные и политические учреждения, которые имеют непосредственное отношение к вооруженной борьбе во имя достижения политических целей. Именно этот критерий позволяет отличать военную организацию от других вооруженных организаций, не связанных непосредственно с войной (внутренние войска, милиция и др.), и от учреждений, обеспечивающих или содействующих функционированию военной организации (военно-промышленный комплекс).
Вооруженные силы традиционно относили к военной организации нашей страны как ее ядро, кроме вооруженных сил к военной организации относили войска, обеспечивающие государственную безопасность, части и формирования гражданской обороны и военкоматы. В условиях ведения войны туда включали военно-партийные отряды, рабочую милицию, народное ополчение, истребительные батальоны, партизанские отряды 108.
В военно-философской литературе недавнего времени несколько тенденциозно анализировались такие сущностные качества вооруженных сил, как классовая сущность 109, историческое презназначение ио, совокупность характерных признаков 111 или элементов112. Ученые, установив необходимые и достаточные родовые и видовые признаки армии, раскрывали ее сущность, исследовали характерные качественные свойства. Так, например, Ю. В. Мамонтов концентрировал внимание на том, что армия — часть конкретного общества, преднамеренно и сознательно создаваемый классами и государствами общественный институт; орудие ведения войны государствами, классами, нациями во имя достижения определенных целей; органическая часть политической организации общества, имеющая свою специфику
При классическом марксистском делении армий на буржуазные, социалистические и армии развивающихся стран в литературе большое внимание уделялось повышению роли армии в капиталистическом мире. При этом выделяли такие формы проявления внутренних функций буржуазной армии, как вмешательство в политическую деятельность государства в различных сферах; участие в политических акциях против населения; диверсионно-подрывные и военно-судебные действия 1U. Эти проявления внутренних функций определялись как прямое физическое воздействие армии на решение внутриполитических задач.
При характеристике армии современного Российского государства можно по аналогии в определенной мере использовать особенности социальной оценки вооруженных сил развивающихся государств. Причем эта аналогия вызывается не упомянутой выше классификацией государств, а качеством процессов развивающегося государственного организма, включающим неразвитость социальной классовой структуры общества, его низкую структурированность, отсутствие четкой социальной ниши армии; неразвитость политических институтов, отсутствие демократических традиций и гражданского контроля над силовым механизмом, в том числе и над армией; особая организованность, дисциплинированность и управляемость армии по сравнению с другими институтами. В отличие от вооруженных сил развивающихся государств наряду с явными достоинствами Российская Армия имеет существенный социально-психологический изъян. В развивающихся странах армия представляет собой мощный общенациональный институт, в котором объединяются представители различных племенных и социальных групп, они осознают себя военной интеллигенцией, членами одной национальной семьи, а сама служба в армии прививает им национальное самосознание. Военнослужащие же Российских Вооруженных Сил находятся под влиянием значительного ряда негативных факторов, к которым можно отнести неоправданные надежды основной массы населения на армию как оплот единства в рамках союзного государства; неудачные боевые действия на территории страны; неблагополучную морально-психологическую обстановку во многих воинских коллективах; низкий уровень материально-технического и финансового обеспечения; юридическую незащищенность различных категорий военнослужащих в .вопросах отстаивания своих прав в соответствии с действующим законодательством. Далее перечень может быть продолжен. Но особо хотелось бы отметить, что в стране и, что особенно важно, в армии на данный момент нет единой общенациональной идеи, способной сплотить людей. Наряду с другими факторами именно общенациональная идея делает армию наиболее влиятельным институтом общества, дает преимущество по сравнению с другими организациями, связанными нередко лишь узкими групповыми интересами.
Общеизвестно, что от уровня развития материального производства зависит наличие финансовых ресурсов, возможности затрат на содержание вооруженных сил и поддерживание их боевой мощи. Признавая эту зависимость, довольно сложно ответить на вопрос, как можно стране, находящейся в глубоком экономическом и периодически в политическом кризисе, содержать современную армию и обеспечивать свою обороноспособность.
Возможность решения данной задачи раскрывается в нескольких плоскостях.
Во-первых, в современных условиях влияние материального производства на военно-техническую базу выходит за узкие территориальные рамки страны, в которой оно находится. Качественные преобразования в военно-технической базе могут происходить не только в экономически мощных странах, но и в странах с относительно слабо развитой материально-технической базой. Это возможно в силу существования экономических и военно-политических союзов, в рамках которых оказывается военно-техническая помощь, а также на основе международной торговли оружием. Для нашего государства этот путь маловероятен и непригоден, так как с одной стороны, имеющийся пока военный потенциал позволяет нанести мощный ответный удар любому противнику, а с другой, остатки отечественного военно-промышленного комплекса также еще пока способны (в условиях соответствующего обеспечения) обеспечить поставки оружия и техники требуемого количества и качества.
Во-вторых, обеспечению безопасности государства в значительной степени способствуют политические варианты решения проблемы. Это и снижение международной напряженности в ее самых разных вариантах в связи с отказом от противостояния в холодной войне, заключением ряда договоров на международном уровне. Это и разумное реформирование Вооруженных Сил России, всего силового механизма государства в соответствии с возможностями и необходимостью адекватной реакции на опасности и угрозы национальным интересам.
Анализ места и роли армии как основного составного элемента силового механизма государства предполагает рассмотрение его в более объемной структуре, каковой является политическая система общества. С одной стороны, такой взгляд соответствует современным реалиям, когда вооруженные силы вошли в широкое взаимодействие не только с государственными органами, но и со всеми другими институтами политической организации общества, что имеет важное значение для функционирования как первых, так и вторых. С другой, современный облик вооруженных сил, их состояние, функционирование необходимо привести в соответствие с потребностями современного общественного развития. А для этого недостаточно использовать влияние и возможности только государства, хотя данное влияние является определяющим. Это влияние невозможно ограничить рамками государства, что было возможно в прежние времена. Все большее воздействие на весь силовой механизм, в том числе и вооруженные силы, оказывают элементы гражданского общества, которые приобретают более реальный характер по мере проявления характерных черт правового государства.
Определение места и роли армии в политической системе общества требует раскрытия факторов, обусловливающих ее особое положение в системе политических отношений. А оно заключается прежде всего в том, что армия тесно связана с сознательно организованными военно-политическими отношениями, детерминированными экономикой, государственной политикой, господствующей идеологией, поэтому она и является участницей политической жизни страны, носителем военно-политических отношений. Органическая связь армии с политикой (государственной) властью и прямое или опосредованное отношение к ее завоеванию, удержанию использованию и приращению является не только отличительным, но и характерным признаком. Характерный признак — это способность армии, как подчеркивал В. И. Гидиринский, отвечать одновременно двум требованиям: быть и выступать в качестве субъекта военно-политической деятельности; служить инструментом военно-политической деятельности классов 115.
Положение армии как основной опоры политической системы общества характерно для государств, переходящих от диктатуры к демократии.
При этом в первом варианте армия, наравне с другими элементами политической системы, выступает субъектом политического процесса, инструментом управления обществом и в значительной степени определяет, кому быть у власти. При целенаправленном продвижении к демократии возникает второй вариант — армия остается лишь инструментом управления. Третий вариант предполагает выключение армии из управления обществом и выполнение ею функции защиты государства от военной опасности извне. Этим и характерно взаимодействие армии с политической системой демократического общества. «В этом случае армия играет роль своеобразного страхового полиса, она может привлекаться к борьбе с беспорядками, организованной преступностью, но сама власть зиждется главным образом на авторитете политической системы, добровольной поддержке, дисциплине и гражданской активности населения» "6.
Армия вместе с другими силовыми структурами выполняет роль главной опоры политической системы в тех случаях, когда является основным инструментом управления или сама берет власть, что характерно для тоталитарных, например, бывших фашистских государств, а также для военно-диктаторских режимов развивающихся стран. Бессилие правящего режима или диктатора обнаруживается сразу же при «изъятии армии» из политической системы. В этом одна из причин ускоренной милитаризации общества, посредством которой правящая элита усиливает свое влияние. Формально военная организация становится образцом для подражания партиям, политическим организациям, движениям, а по существу весь уклад жизни милитаризируется, военные получают гораздо более высокий статус, чем гражданские.
В общем можно заметить, что все структурные компоненты политической системы вступают во взаимодействие с вооруженными силами, влияют на их функционирование, испытывают на себе воздействие этого важного органа государства. Поэтому обнаруживается, что функциональная роль армии зависит, во-первых, от места, занимаемого армией в структуре политических институтов государства и общества; во-вторых, от степени сложности и мобильности системы политических отношений, в которые встроен армейский организм; в-третьих, от уровня разработанности и функционирования правовых норм в государстве и политических норм в обществе и, в-четвертых, от уровня политического общественного и индивидуального сознания.
Армия является объектом правового регулирования со стороны органа законодательной власти, принимающего конституцию, законы, другие акты, в которых формулируются нормы создания вооруженных сил, определяется их состав и общая система, принципы высшего военного управления, права различных государственных институтов и должностных лиц по руководству войсками, использованию их как внутри страны, так и за рубежом "7. Законом определяются принципы комплектования вооруженных сил личным составом, сроки службы, порядок подбора и подготовки командных кадров. С согласия парламента устанавливается и изменяется численность войск, принимаются на вооружение мощные и дорогостоящие системы вооружения. Законодательный орган утверждает ежегодно военный бюджет, принимает решения по военной союзно-блоковой политике и издает другие важнейшие документы, определяющие назначение, задачи, роль и место армии в обществе.
Сильное влияние на вооруженные силы наряду с законодательными органами оказывает институт исполнительной власти. Правительственные структуры реализуют на практике статьи конституции и другие законы, касающиеся военных вопросов, разрабатывают и претворяют в жизнь основные направления и принципы военного строительства, подбирают и назначают военные кадры на высокие посты, отвечают перед законодательным органом за боеготовность войск и их моральное состояние. Конституция РФ подчеркивает, что Правительство Российской Федерации «... осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики ...» 118.
Органы исполнительной власти контролируют деятельность Вооруженных Сил, отдают распоряжения о их применении как внутри, так и за пределами страны. Правительства готовит проекты военного бюджета, договоров и соглашений по военно-блоковой политике.
В Конституции РФ определяются взаимоотношения президента с военными ведомствами, его роль в военной политике как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами страны. Президент утверждает военную доктрину государства, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, имеет особые полномочия в ситуациях, когда необходимо использовать силовые структуры, в том числе Вооруженные Силы. В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии, он вводит на территории государства или в отдельных его регионах военное положение "9.
Для разработки обозначенных вопросов, а также стратегии Вооруженных Сил при правительстве и президенте создаются специальные органы. Координирует и контролирует политику национальной безопасности Совет безопасности. Ему предоставлено право подготовки проектов нормативно-правовых документов, предназначенных для обеспечения политики национальной безопасности. Межведомственные комиссии Совета безопасности и создаваемые ими рабочие органы на коллегиальной основе вырабатывают согласованные предложения по важнейшим вопросам стратегического и концептуального характера для представления Президенту Российской Федерации.
Армия как орган государства вплетена в сложную многоуровневую систему политических отношений. Это отношения внутри государства — между различными ветвями государственной власти, между различными правящими группировками. Это отношения, проявляющиеся во взаимодействии государства и общества, государственной власти с различными политическими силами. Это отношения самой армии с государством, обществом, отдельными социальными слоями, пародом в целом. Можно говорить и о включении армии в самых различных формах в межгосударственные отношения. Деятельность армии как участника межгосударственных отношений не самостоятельна, она санкционируется государством. Если же армия и проявляет себя как субъект международных отношений, то это происходит в случаях, когда она выходит из подчинения государства. При этом армия или сама выполняет функции государства или прекращает свое существование как государственный орган. Можно представить существование государства без армии, но вряд ли возможно существование вооруженных сил без государства.
Отношения, которые складываются внутри самого государства между различными ветвями власти, более стабильны и предсказуемы, так как хорошо разработанная законодательная база предполагает соответствующий характер этих взаимоотношений и при стабильной социально-экономической и политической обстановке не возникает противоречий, разрешение которых требует использования силового аргумента в лице армии. Однако в кризисные моменты развития общества, в переходные периоды формирования новых политических систем и поиска новых форм государственного устройства могут обостриться противоречия, возникает соблазн использовать вооруженные силы на той пли иной стороне, и армия оказывается заложницей в хитросплетениях политической игры. Точно так же используется политический вес армии в борьбе политических группировок вокруг главы государства (президента или премьер-министра) пли в ситуациях, когда глава государства усиливает свои позиции, на-шачая на пост министра обороны человека, который неполь-лстся авторитетом среди военных, но зато «лично предан».
Более сложный, многогранный и противоречивый харак-кр носит участие армии во взаимоотношениях, которые складываются между властью и обществом, различными социальными группами и политическими партиями.
Как правило, взаимоотношения между обществом и государством строятся посредством связей, которые организуются различными общественными и политическими организациями. В наиболее цивилизованном и развитом виде эти отношения создают профессиональные союзы и политические партии. Роль политических партий в процессе налаживания связей между обществом и государством значительно усиливается в условиях становления рыночной экономики, так как профсоюзы в основном ориентируются на взаимодействие с работодателями и в меньшей степени на взаимодействие с государством, хотя и этот аспект имеет для них значение в период принятия важных для работников наемного труда законодательных актов.
Политические партии же не только выполняют роль посредника между обществом и государством, но и являются непосредственным субъектом процесса смены политических элит, они претендуют на государственную власть. Именно поэтому важно отметить возможность и степень влияния такого института политической системы как партия на вооруженные силы государства.
Каждая политическая партия, претендующая на серьезную роль в политике, а тем более на власть, вырабатывает свою программу военной безопасности государства, строительства и использования вооруженных сил, защиты интересов военных. Армия часто играет решающую роль при конфликтах между ветвями власти и правящими группировками, а также во взаимодействии власти с обществом, различными социальными и политическими группами. Причем свое веское слово армия может сказать в поддержку власти, отдельной группы или выступить на стороне оппозиции.
Мировой опыт свидетельствует, что самые разные политические партии стараются установить контакт с вооруженными силами, используя для этого открытые и скрытые формы борьбы за влияние, власть и контроль над ними: жесткое монопольное воздействие правящей политической партии на армию при официальной департизации вооруженных сил; конспиративное проникновение партий в армию в условиях плюрализма идеологии и политики. В переломные моменты истории, при проведении массовых политических кампаний возникает борьба партий и движений за армию. Диктаторские режимы устанавливают жесткую монополию власти на силовые структуры государства. Партия власти подчиняет себе армию при помощи государства, перекрывает к ней доступ другим политическим силам, оказывая на вооруженные силы политическое, юридическое, идеологическое и морально-психологическое влияние.
В обстановке департизации военнослужащим не разрешается состоять членами партийных организаций и выполнять какую-либо работу в их интересах. Конечно, полностью разорвать связи между армией и политическими партиями невозможно — они становятся более опосредованными. Такая форма отношений при фактической департизации характерна для стран с давней демократической традицией.