Борьба за власть после смерти Сталина. Реформы Н.С. Хрущева: успехи и неудачи

После смерти диктатора бразды правления страной сосредоточила в своих руках небольшая группа политиков из его ближайшего окружения: преемник И.В. Сталина на посту председателя Совета Министров Г.М. Маленков, министр объединенного МВД (куда вошло и министерство госбезопасности) Л.П. Берия и секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. Внутри этого "триумвирата" сразу же началась борьба за лидерство.

В конечном счете, исход борьбы определялся тем, кто из претендентов на верховную власть получит поддержку партийно-государственной и военной номенклатуры.

Основу этого господствующего слоя советского общества составляли люди, занявшие руководящие посты после "великой чистки" 30-х годов и в период Отечественной войны. За прошедшее время их положение заметно окрепло, они обрели немалый опыт и авторитет как непосредственные организаторы борьбы народа против фашистской агрессии. К тому же номенклатура успела обрасти

взаимопроникающими связями, которые цементировали этот слой, поддерживали его внутреннюю устойчивость и солидарность. На первое место в нем выдвинулся советский эквивалент дореволюционных генерал-губернаторов - секретари ЦК республиканских компартий, обкомов и крайкомов (их удельный вес в ЦК ВКП(б) поднялся с 20% в 1939 г. до 50% в 1952 г.). Они требовали большей самостоятельности в решении местных дел и, главное, личной безопасности. Расширения участия в реальном осуществлении власти и гарантий от возобновления репрессий жаждали и другие отряды номенклатуры.

Ее стремление к реформированию режима питали также события, которые развернулись сразу после смерти И.В. Сталина и грозили выйти из-под контроля, - восстания в концлагерях, массовые антикоммунистические и антисоветские выступления в ГДР и Чехословакии, брожение в других "странах народной демократии".

Вместе с тем номенклатура ясно осознавала те пределы перемен, дальше которых она идти не намеревалась: реформы должны были подтолкнуть развитие производства, особенно в разоренном аграрном секторе экономики; снять явное перенапряжение и усталость общества от искусственно подстегиваемой "мобилизационной готовности" к отражению происков все новых "внутренних и внешних врагов"; в корне реорганизовать изжившую себя и превратившуюся в пороховую бочку систему ГУЛАГа, наконец, несколько улучшить жизнь простых людей.

Кандидаты на верховную власть поспешили заявить о своей готовности к изменению порядка вещей, освященных сумрачным гением Сталина. Так, Маленков высказывался в общей форме, не называя имен, против "политики культа личности", за смещение акцента в экономическом развитии в сторону отраслей, удовлетворявших материальные и культурные потребности народа, за мирное сосуществование с капиталистическими государствами как альтернативу неизбежной гибели цивилизации в ядерной войне. Берия ратовал за объединение Германии и ее нейтралитет, примирение с Югославией, за расширение прав республик СССР и выдвижение там в руководство национальных кадров.

И все же преимущество оказалось на стороне Н.С. Хрущева. Этот политик не делал слишком смелых заявлений, в прошлом он был в меньшей степени, чем шеф госбезопасности Берия или один из вдохновителей послевоенных "чисток" Маленков, замешан в кровавом "перетряхивании" руководящих кадров, а в настоящем - не связан с карательными органами.

Уже в июне 1953 г. удалось устранить наиболее одиозную и опасную фигуру - Л.П. Берия, который был арестован по обвинению в "сотрудничестве с империалистическими разведками" (расстрелян в декабре того же года).

Центр власти стал все явственнее перемещаться в Секретариат ЦК КПСС во главе с Хрущевым (первый секретарь с сентября 1953 г.). В январе 1955 г. подал в вынужденную отставку с поста Председателя Совмина Г.М. Маленков. Последний акт верхушечной борьбы пришелся на лето 1957 г., когда из партийно-государственного руководства была выведена "антипартийная" (т.е. антихрущевская) группа политиков (Г.М. Маленков, Л.М. Каганович, В.М. Молотов и др.).

Власти оказались перед необходимостью объяснить причины трагедии, постигшей страну и народ. Такая попытка была сделана в докладе Н.С. Хрущева "О культе личности и его последствиях" на закрытом заседании XX съезда, а также в принятом 30 июня 1956 г. специальном постановлении ЦК КПСС. В них, однако, все сводилось к "деформациям" социализма из-за особенностей послереволюционной ситуации и личных качеств Сталина. В качестве единственной выдвигалась задача "восстановления ленинских норм" в деятельности партии и государства.

И все же сам факт публичного осуждения беззаконий произвел исключительное впечатление, положил начало кардинальным переменам в общественном сознании, дал мощный импульс творческой работе научной и художественной интеллигенции. Под напором этих перемен с годами стал медленно, но неуклонно расшатываться один из краеугольных камней в фундаменте "государственного социализма" - тотальный контроль властей над духовной жизнью и образом мысли людей.

Стремясь овладеть нараставшим общественным подъемом и одновременно изжить обозначившийся в массах под напором критики сталинизма кризис доверия к КПСС, партийные идеологи подготовили очередную "программу великих свершений", обещавшую полное изобилие материальных и духовных благ не где-то в отдаленной перспективе, а уже "нынешнему поколению советских людей".

XXI съезд КПСС (1959) сделал вывод, что социализм в СССР одержал "полную и окончательную победу" и страна вступила в период "развернутого строительства коммунизма". Развивая эту идею, XXII съезд КПСС (1961) принял третью программу партии, где детально расписывались задачи по построению в основных чертах коммунистического общества к 1980 г. Намечалось: выйти на первое место в мире по производительности труда и выпуску продукции на душу населения, по уровню жизни народа; преобразовать "социалистическую государственность в общественное коммунистическое самоуправление"; воспитать "нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство".

Номенклатурное мифотворчество, наложившись на еще не размытую до конца в общественном сознании веру в "светлые идеалы" и позитивные изменения в стране, вызвало последний в советской истории всплеск искреннего энтузиазма широких слоев народа. Это, в частности, нашло отражение в многочисленных трудовых починах, молодежных стройках по комсомольским путевкам, в массовом движении "бригад коммунистического труда", в других идущих снизу формах соцсоревнования.

Ситуация, складывавшаяся в экономике, напрямую проецировалась на социальную политику хрущевской администрации. Вначале, в середине 50-х годов, был разработан целый пакет мер, направленных на улучшение жизни населения. Регулярно повышалась зарплата. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Был принят закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих. Отменены все виды платы за обучение. Шло массовое строительство жилья. За 1956-1960 гг. новоселье справили почти 54 млн. человек, или четверть населения страны. При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще получали не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные, квартиры.

Но уже на рубеже 50 - 60-х годов явственно обозначилась попытка правительства переложить все усугубляющиеся трудности в экономике на плечи трудящихся. Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а розничные цены на продовольствие с мая 1962 г. примерно на столько же возросли. В ряде городов произошли стихийные выступления рабочих. Самое крупное из них было в Новочеркасске (июнь 1962 г.), где власти применили оружие и десятки человек погибли.

Во внешней политике СССР также нашел отражение реформаторский курс, проводимый хрущевской администрацией. Ее новая концепция была сформулирована на XX съезде КПСС и включала два основных положения: актуализировался тезис о необходимости мирного сосуществования государств с различным общественным строем; была признана многовариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа "пролетарского интернационализма" (т.е. помощи, практически безвозмездной, международному коммунистическому и национально-освободительному движению, социалистическим странам - с негласным правом вмешиваться в их внутренние дела).

В 1955 г. по инициативе советского правительства были нормализованы отношения с Югославией. В рамках СЭВ велась работа по координации

народнохозяйственных планов соцстран. Их военно-политическое сотрудничество осуществлялось через созданную в 1955 г. в противовес НАТО Организацию Варшавского Договора (ОВД). Вместе с тем в "социалистическом лагере" время от времени давали знать о себе и антитоталитарные силы. В октябре 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание. Оно было подавлено совместными действиями местных коммунистов и частей Советской Армии. Руководство СССР было тогда готово применить вооруженную силу и для наведения "порядка" в Польше, но здесь удалось добиться стабилизации мирными средствами. В серьезный кризис вылились события 1961 г. в ГДР, когда была возведена "берлинская стена". По другим причинам - из-за резкого недовольства консервативно-коммунистических правительств Китая и Албании критикой "культа личности Сталина" значительно осложнились отношения с ними.

Пиком противостояния между Востоком и Западом явился "карибский кризис", вызванный размещением в 1962 г. Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы, был улажен с помощью переговоров и достигнутых на них компромиссов. Правительства двух крупнейших ядерных держав получили опыт поиска взаимоприемлемых решений в ситуации жесткого столкновения интересов. После этой кульминации "холодной войны" начался медленный процесс улучшения отношений между Востоком и Западом.

Подведем итоги. Бурные послесталинские преобразования в СССР, непоследовательные и противоречивые, все же сумели вырвать страну из оцепенения предшествующей эпохи.

Партийно-государственная номенклатура добилась укрепления своих позиций, однако недовольство беспокойным лидером в ее рядах нарастало. Вал административных экспромтов, кадровая чехарда угрожали едва обретенной ею стабильности. В военных кругах не могли забыть о масштабных и социально необеспеченных сокращениях Вооруженных Сил, не только ликвидировавших многие высокооплачиваемые генеральские должности, но и выбросивших на произвол судьбы миллионы офицеров и младших командиров. Свои основания для недовольства имелись и у других слоев населения. Росло разочарование интеллигенции строго дозированной номенклатурной "оттепелью". Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы за "светлое будущее" при ухудшении текущей жизни.

Все это помогло партийно-государственной номенклатуре без каких-либо общественных потрясений избавиться от Н.С. Хрущева. В октябре 1964 г. на пленуме ЦК КПСС он был обвинен в "волюнтаризме и субъективизме", снят со всех постов и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК (с 1966 г. генеральным секретарем) стал Л .И. Брежнев, председателем Совета Министров - А.Н. Косыгин.

Наши рекомендации