Политические деятели Древней Греции 6 - 7 вв. до н.э. о закономерностях государственной организации
1. Солон говорил, что политик – это волк среди множества собак. Законы как паутина – слабый в них запутается, сильный их разорвет. Возглавив гос. должность, не нужно выбирать себе дурных помощников, т.к все их ошибки будут приписаны к начальнику.
2. Периандр говорил, что нужно устранения выдающихся людей для того, чтобы они не смогли конкурировать с полит.руководителем.
3. По мнению Пифагора государственные деятели должны способствовать распространению среди народа религии, чтобы восставать против него никто не осмелился..
4. Клеобул адресовал политикам два требования: "забывай вражду"; "другу делать добро, чтобы он, был еще больше другом, а врагу - чтобы сделать его другом; тогда мы будем обеспечены против порицания друзей и козней врагов".
5. Хилой, первый спартанский эфор, считается автором двух знаменитых высказываний: "имея силу в своих руках, нужно быть снисходительным, чтобы окружающие не столько рабски боятся тебя; "тиран и у себя дома в опасности: я считаю счастливым того тирана, который умрет в своем доме естественной смертью".
2. Вопросы теории государства и права в трактовке Л.Фуллера (Г. 13, п.2)
Лон Фуллер (1902-1978) – американский философ права, основная работа - «Моральность права» (1964).
Фуллер предпринял попытку показать, что к идее естественного права (то есть необходимой связи между правом и моралью) ведут два важных вывода Г. Харта: теория права должна рассматривать правовые системы, а не отдельные законы; правовые системы могут рассматриваться как системы правил.
Фуллер пишет, что критики теории естественного права справедливо указывают на то, что отдельные правила, даже если они глубоко аморальны, все равно могут являться законами. Но могут ли они оставаться законами, будучи частью правовой системы, которая вся целиком глубоко аморальна? Фуллер отвечает, что нет. Аморальная правовая система перестанет быть правовой системой, потому что она перестанет быть системой правил.
-Что означает контролировать поведение людей с помощью правил? Это означает заранее оповещать людей о том, что за некоторые поступки придется расплачиваться таким-то и таким-то образом, и затем обращаться с людьми в соответствии с этими предупреждениями. Но что если правила будут устанавливаться произвольно (например, одинаковые проступки будут караться по-разному)? Если правила не будут оглашаться? Если они будут вводиться задним числом, или меняться от случая к случаю, или будут туманными и малопонятными, или будут предоставлять властям полную свободу действий? В этих случаях вообще нет смысла называть это контролем с помощью правил.
-Создание и применение юридических норм неизбежно ограничено некими принципами. В числе их — публичность, ясность и понятность, последовательность, выполнимость. Эти принципы (их можно назвать принципами процедурной корректности) — необходимая предпосылка для существования правовой системы. Если их нет, то нет и права. Фуллер объясняет, что если мы задумается над такими правилами, как «Подходи к одинаковым случаям одинаково», «Не меняй правила задним числом», «Не держи правила в тайне» и т. д., то увидим, что все это — правила, требующие соблюдения моральных ценностей (справедливости или честности).
Эти критерии Фуллер называет «внутренней моралью права», или «моралью, которая делает право возможным».
- Необходимо учитывать, что «внутренняя мораль права» является только формальной или процедурной, то есть она не накладывает никаких ограничений на содержание юридических правил. Например, ее требования не делают невозможным принятие правила, делающего всех негров рабами. Поэтому, как отмечал Харт в своих комментариях к работе Фуллера, моральные критерии Фуллера все равно совместимы с большим количеством несправедливости. Фуллер, однако, говорит о наличии не только «внутренней», но и «внешней моральности права». Нравственные принципы, принимаемые обществом, лежат в основе правовых институтов, обеспечивают их функционирование. Внешняя и внутренняя моральность взаимосвязаны. Невозможно быть искренне приверженным аморальной правовой системе. Поэтому в долгосрочном плане аморальная правовая система невозможна — она будет противоречить общественной нравственности, не будет иметь поддержки общества и долго не продержится.
Билет №23
1. Древнегреческий поэт VII вв. до н.э. Гесиод о качествах образцового
полит. руководителя и правилах примерной жизни в гос-ве
Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода. Боги в его толковании выступают как олицетворение различных нравственно-правовых принципов и сил.
Правила примерной жизни в политически организованном обществе изложены в поэме «Труды и дни»:
1. Во всём соблюдай справедливость. «Зло на себя замышляет, кто зло на другого замыслил. Злее всего тот дурного совета советчик страдает».
2. Усердно работай, чтоб голод тебя ненавидел.
3. «Только дающим давай, ничего не давай не дающим».
4. «Меру во всём соблюдай».
5. «Для смертных порядок и точность в жизни полезней всего, а вреднее всего беспорядок».
Качества руководителя: хороший оратор, умение помирить людей, ум и состояние обеспечить законность, справедливость и мир.
2. Г. Кельзен о государстве и праве (Г.13, п.3)
Основная работа Г. Кельзена (1881-1973), австрийского философа права, называется «Чистая теория права».
Под этим названием строилась такая теория позитивного (действующего) права, которая, в обеспечение своей «чистоты», отказывается заранее от познавательных усилий в отношении всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву. Пределы подобного ограничения предмета научного обсуждения должны быть отчетливо зафиксированными, причем эта фиксация должна охватить следующие два направления: специфическая и специальная наука права (юриспруденция) должны различаться и обособляться от философии справедливости, с одной стороны, и от социологии (познания социальной реальности) - с другой.
- Предмет изучения теории права составляют законодательные нормы, их элементы, правопорядок как целое, его структура. Цель теории - снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя пониманием и описанием позитивного права (законодательства) их страны. Такая теория выводит свои понятия исключительно из содержания позитивных законодательных норм. Наука должна описывать свой объект, как он есть, а не предписывать, каким он должен или не должен быть.
- Одна из самых трудных задач общей теории права - определить специфику ее реальности и показать различие между реальностью законов и природы. Правовая реальность состоит в позитивности закона. Реальность - это само существование позитивного права. Чистая теория права - это структурный анализ позитивного права. Согласно этой гипотезе универсальным логическим предположением (и оправданием) значимости позитивного права является так называемая основная норма. Эта норма призвана вводить все официальные действия должностных лиц в контекст правопорядка, а также придавать правосоздающим актам должностных лиц общезначимый характер.
- В трактовке соотношения права и государства позитивистская традиция проступает наиболее отчетливо, в особенности в выводе о том, что право/согласно чистой теории права, есть «специфический порядок или организация власти». И хотя право и власть не одно и то же, само по себе право не может существовать без власти, а потому право и трактуется чистой теорией права как специфический порядок власти или организация власти. Государство выступает в двух измерениях - как господство и как право.
- Государство следует воспринимать «законным правовым порядком», при котором одни приказывают и правят, а другие подчиняются и управляются.