Источники конституционного права: понятие, особенности и виды

Конституция / Основной закон

Законы:

конституционные (вносят изменения в Конституцию или дополняют ее);

органические (принимаются в осложненном порядке и регулируют конкретные институты конституционного права);

обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например, Закон о выборах Президента);

чрезвычайные (могут отступать от Конституции, принимаются на конкретный срок (3-6 мес), Парламент)

Внутригосударственные публично-правовые договоры. Например, конституционные договор 1996 г. между Респ. Молдова и самопровозглашеннойПриднестровской Респ.

Регламенты парламентов и их палат. Они устанавливают внутреннюю организацию … Принимаются либо в форме постановлений и не требуют ----- другой палаты (двухпалатный Парламент), либо в форме закона (однопалатный парламент).

Акты главы государства и исполнительной власти: указы / декреты Президента, указы монарха, постановления / ордонансы Правительства, акты министерств иведомтсв, подзаконные акты и т.д.

Акты органов конституционного контроля (Конституционного Суда, Совета (Франция), Комитета). Они дают официальное толкование Конституции, объявляют законы соответствующими или несоответствующими Конституции.

Судебные прецеденты – решения судов высокой инстанции (опубликованные ими), становящиеся основой для принятия аналогичных решений по подобным делам (Франция – против).

Конституционный обычай – устоявшееся в практике единообразной деятельности органа государства правило, имеющее устный характер и опирающееся на консенсус участников отношений, которое не пользуется судебной защитой в случае нарушения.

Пример, церемониалы. Обычаи распространены в странах, где нет писанной Конституции (Великобритания, Новая Зеландия)

Религиозные источники:

Монархические государства, где актуален вопрос о престолонаследии,

Мусульманские государства, где Коран выше Конституции.

Правовая доктрина – мнение авторитарных ученых (опыт) по конституционному праву.

Международные правовые акты – ратифицированные национальным государством документы, которые являются частью ее правовой системы.

Пример. Институт по правам человека:

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

Пакты 1966 г. (о гражданский и политических правах, о социальных и культурных правах)

Европейская конвенция о правах человека 1950 г. (Совет Европы). РФ входит с 1996 г.

Конвенция о правах ребенка

Международные правовые акты jus cogens (императивные)

Устав ООН 1945 г.

Декларация ООН о принципах международного права 1970 г.

Заключительный акт Хельсинского совещания СБСЕ (ОБСЕ) 1975 г.

Договоры об объединении государств (Пример: договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и выборах в Парламент 1990 г.)

Договоры наднационального характера (Пример: Маастрихтский договор).

Акты военных и революционных советов - прокламации и декреты – это временные органы власти (например, хунта). Пример: революционная хартия (Мадагаскар), национальная хартия (Алжир).

Акты на локальном уровне (акты членов федерации, акты автономий).

4. Понятие конституции. Виды конституций и объекты конституционного регулирования.

Сам термин «конституция» можно трактовать двояко. Фактическая конституция – это объективно действующие основы общественного и политического строя, а также действительный статус личности в той или иной стране. Юридическую конституцию составляет документ (либо закон, свод законов), который применяется, а также изменяется в особом порядке, имеющий высшую, юридическую силу, способный тем самым регулировать политические системы, духовную жизнь общества, политическую элиту.

Конституция может быть нескольких видов:

1) с точки зрения социализации конституция может быть буржуазного и социалистического типа, а также бывают конституции, переходящие к буржуазному типу, например в странах капиталистической ориентации, и переходящие к социалистическому типу;

2) с точки зрения социальной сущности – это вид развитого капиталистического общества (в Японии, США, Франции), вид конституции тоталитарного социализма (в КНДР, на Кубе), а также полуфеодально-теократические конституции (в Саудовской Аравии, Брунее) и постсоциалистические конституции (в Румынии, Украине), а также демократические, авторитарные и тоталитарные конституции;

3) с точки зрения структуры виды конституции делятся на консолидированные, неконсолидированные и комбинированные;

4) в зависимости от формы существует два вида конституций: неписаные и писаные. Писаная конституция представляет собой несколько особых разно-

временных актов, официально провозглашенных основными законами конкретной страны. Неписаная конституция представляет собой совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев;

5) существуют инструментальные и социальные конституции, которые различают по юридическому содержанию;

6) существуют конституции октоированные (дарованные), которые были приняты представительным органом (учредительным собранием или парламентом) и впоследствии одобренные на референдуме, ихразличают по порядку издания;

7) существуют конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации, их различают по территориальному масштабу действия и форме государственности;

8) существуют гибкие и жесткие конституции, они различаются способом изменения. Гибкие конституции могут изменяться в том же порядке, что и другие законы. Для изменения жестких конституций необходимы особые условия и полномочия;

9) существуют конституции программного характера и констатирующие, они различаются целеполаганием. Программные конституции включают в себя все социалистические конституции, которые определяют цели строительства социализма и коммунизма. Констатирующие конституции не содержат в себе программных положений о преобразовании общества;

10) существуют конституции постоянные и временные, они различаются периодом действия.

5. Порядок принятия конституции, внесение в нее изменений и дополнений.

Различают десять способов принятия конституций.

1. Конституция принимается специально избранным с этой целью учредительным собранием. Чаще всего это собрание является органом (однопалатным или двухпалатным), после процедуры принятия конституции его распускают, оставляя право парламенту, который избирается на основе новой конституции. Но бывают случаи, когда старый парламент продолжает свою деятельность в качестве простого парламента. Учредительное собрание может избираться на корпоративной основе из представителей различных групп населения, может формироваться, а также члены учредительного собрания могут назначаться военными властями, представители которых могут выполнять консультативные функции.

2. Конституция может приниматься парламентом государства.

3. Конституция может приниматься надпарламент-скими органами, составной частью которых были простые представители народа (например, Великим народным хуралом в Монголии).

4. Конституция может приниматься на основе референдума, т. е. общегосударственного голосования избирателей.

5. Конституция может быть принята военными властями, которые осуществляют на данное время управление государством.

6. Конституция может быть принята высшими партийными органами, съездами и исполнительными комитетами партий.

7. Конституция может быть принята на общенациональных конференциях представителей различных политических сил, населения.

8. Конституция может приниматься в качестве договора в особых кризисных ситуациях.

9. Возможно «дарование» конституций в качестве подарка от «хорошего» монарха своему «верному народу».

10. Принятие конституции в новой редакции.

Все поправки в текст конституции вносятся на основании решения парламента, на основании итогов референдума, при принятии таких решений необходимо соблюдать специальные требования:

1) только глава государства, правительство, определенная группа депутатов имеют право внести проект об изменении конституции;

2) поправка принимается квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном заседании палат. Очень часто проект новой конституции принимается парламентом дважды с определенным временным интервалом. Существует практика принятия нового проекта конституции вторым вотумом (голосованием) только новым составом парламента;

3) после принятия парламентом поправок к конституции некоторые федерации ратифицируют его решение определенным большинством субъектов федерации.

Конституционные поправки не могут подлежать вето главы государства и должны быть опубликованы в СМИ. В случае военных переворотов часто применяется чрезвычайный порядок принятия или отмены конституции: могут приостанавливаться некоторые статьи и главы, весь текст.

6. Действие конституции; её правовая охрана и конституционный контроль.

Действие конституции

Оно рассматривается в нескольких аспектах.

Прежде всего имеется в виду действие во времени. Обычно конституция вступает в действие (в силу) с момента, который указан в ее заключительных положениях или, реже, в сопровождающем ее принятие особом законе. Переходные положения конституции могут предусматривать, что отдельные ее нормы начинают применяться позднее – обычно по наступлении какого-либо события (выборов и т.п.). Если конституция временная, то она действует до заранее установленного, иногда в ее же тексте, времени или события (например, до вступления в силу постоянной конституции).

Как правило, конституция вступает в действие на всей территории государства. В случае последующего присоединения к данному государству каких-либо новых его частей с этого или с иного установленного особым актом момента конституция начинает действовать и на их территориях.

Например, Основной закон для ФРГ, принятый в 1949 году, в соответствии с его ст. 23 действовал первоначально на территориях тогдашних западногерманских земель и должен был вступить в силу в остальных частях Германии после их вхождения в состав Федеративной Республики; в 1990 году после того как бывшая ГДР вошла в состав ФРГ, указанная статья, полностью реализованная, была отменена.

Другой аспект действия конституции – по кругу лиц. Конституция имеет обязательную силу для всех государственных органов. Она обязательна и для всех лиц, учреждений и организаций на территории данного государства, а также для его граждан, юридических лиц, учреждений и организаций за границей. Иностранные государства и международные правительственные организации должны уважать конституцию, за исключением положений, противоречащих общепризнанным принципам и нормам международного права (разрешающих вести агрессивные войны, нарушающих права человека и т. п.).

Очень важное значение имеет вопрос о непосредственном действии конституционных норм. Целый ряд конституций предусматривает такое действие. Например, ч. 2 ст. 5 Конституции Республики Болгарии 1991 года гласит: «Положения Конституции имеют непосредственное действие». В социалистических странах конституция зачастую рассматривается как политико-правовой документ, то есть практически как декларация принципов, непосредственно государственные органы и должностных лиц не обязывающих.

Не случайно в нашей стране было бессмысленно обращаться в суд, ссылаясь только на Конституцию: если нет какого-либо закона, указа или, еще лучше, приказа министерства по данному вопросу, суд дело не принимал, да и в судебных решениях ссылок на Конституцию не бывало. Демократический же режим предполагает судебную защиту конституционных прав, и поэтому в каждом случае важно выяснить, можно ли конституционную норму применить непосредственно.

Есть самоисполнимые конституционные нормы, в отношении которых сомнений в их непосредственной применимости не возникает. Возьмем, например, ст. 23 японской Конституции, которая устанавливает: «Гарантируется свобода научной деятельности». В случае любого преследования научного работника за избранное им направление исследований или за опубликование их результатов научный работник может обратиться за защитой в суд, ссылаясь на свою конституционную свободу.

Или другой пример из той же Конституции. Согласно ее ст. 6, части второй, «Император назначает Главного судью Верховного суда по представлению Кабинета». Эта норма для своей реализации не нуждается ни в какой конкретизации и может быть применена непосредственно.

Но вот согласно ст. 47 той же Конституции «избирательные округа, способ голосования и иные вопросы, относящиеся к выборам членов обеих палат, определяются законом». Эта норма имеет чисто отсылочный характер, и очевидно, что без соответствующего закона определить, в каком порядке избираются члены Парламента, невозможно. Невозможны, следовательно, и выборы. Действует ли данная конституционная норма непосредственно? Если иметь в виду, например, регулирование отношений между избирателями и кандидатами в члены Парламента, то безусловно нет. Если же учесть, что она обязывает законодателя издать соответствующий закон, то безусловно да (тем более, что в части второй ст. 100 устанавливается срок для выполнения этой обязанности).

Встречаются, однако, более сложные случаи. Например, часть вторая ст. 19 Испанской конституции устанавливает, что испанцы «имеют право въезжать в Испанию и свободно покидать ее на установленных законом условиях». Возникает вопрос: до принятия закона, о котором идет речь, возможно ли осуществление испанскими гражданами указанного конституционного права? Вопрос спорный.

Представляется, однако, что опоздание законодателя с изданием закона и вообще отсутствие процедуры реализации права не может служить основанием для отрицания за любым гражданином возможности осуществлять право, поскольку оно гарантировано Конституцией.

С этой точки зрения примечательно положение ч. 3 ст. 1 Основного закона для Германии, согласно которому «нижеследующие основные права обязывают законодательство, исполнительную власть и правосудие как непосредственно действующее право». А ч. 1 и 2 ст. 19 устанавливают, что предусмотренный Основным законом и ограничивающий эти права закон должен носить общий характер и не может затрагивать существенное содержание основного права.

Наши рекомендации