Порядок учета активов и пассивов юридического лица
ФЗ от 1997 года, Положение по ведению бухучета (ПВУ), утвержденное Минфином. Последний также вправе давать обязательные указания организациям, ведущим бухучет.
Бухгалтерский учет – система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и денежных обязательствах организации путем сплошного (не может быть ни одной операции, которая не подлежит отражению), непрерывного и документального (все операции отражаются в первичных документах – правоустанавливающих и правоподтверждающих) учета всех хозяйственных операций.
Бухучет ведется для того, чтобы была доступна информация для ее пользователей – акционеров, кредиторов, налогового органа, внебюджетные государственные фонды (ФОМС, ПФ).
Учет бывает различных видов: (1) бухгалтерский учет; (2) управленческий учет (чистой прибыли); (3) налоговый учет (ведется только с целью учета НДС (гл.125 НК РФ)).
С точки зрения бухгалтерии подрядчика, акт сдачи-приемки работы является первичным документом, на основании которого подрядчик имеет право получить оплату своих работ, и у него появилась дебиторская задолженность. С точки зрения налогового учета, в момент подписания акта возникает обязанность заплатить НДС и налог на прибыль (20%) с дебиторского задолженности. С точки зрения управленческого учета, никакой радости, потому что изучается фактическое наличие денежных средств. Таким образом, видна разница между учетами.
На основании бухучета составляется бухгалтерская отчетность – определенная совокупность документов, в которых в объективной форме представляется информация о бухучете для потребителей. Существует несколько способов организации бухучета в организации: (1) можно учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером; (2) иметь одного главного бухгалтера; (3) передача ведения учета специализированной организации по договору; (4) исполнение обязанностей бухгалтера генеральным директором.
Бухгалтерская отчетность может идти по кассовому методу (способ, по которому операция считается совершенной при фактическом поступлении денежных средств – работают по нему только предприятия) и по методу начисления (как в случае с актом сдачи-приемки сверху).
Бухгалтерский учет ведется в организациях путем двойной записи на взаимосвязанных счетах. Метод двойной записи был описан итальянским математиком Лукой Пачолли в 15 веке. Суть его в том, что каждая хозяйственная операция записывается на двух счетах – по дебету одного счета и по кредиту другого в одинаковой сумме. Таким образом, обеспечивается контроль движения денежных средств, содержания экономической операции, при этом актив и пассив баланса всегда равны, в сумме дают 0.
Активы = сумма обязательств + капитал (обязательства перед учредителями).
Росстат утверждает типовые формы первичных учетных документов (акт на списание основных средств, инвентарная карточка учета основных средств, форма доверенности относительно работы с первичными учетными документами). В соответствии с постановлениями Росстата организации обязаны им следовать.
Закон «О бухгалтерском учете» в ст.9 предусматривает, что документы должны соответствовать типовым формам учета и подписываться генеральным директором и главным бухгалтером.
А доверенность должна быть подписана руководителем и скреплена печатью (п. 5 ст.185 ГК РФ). Возникает вопрос: «Кому верить?». Данные нормы необходимо рассматривать как специальную и общую. Поэтому на доверенности, для того чтобы она стала первичным учетным документом, должны быть образцы подписей генерального директора и
В капитальном строительстве в конце 1990-х также была утверждена форма такой доверенности. Их прозвали КСками – это КС-2, Акт о приемке выполненных работа, и КС-3, справка о стоимости выполненных работ и затрат. Акт об исполнении обязательств по договору подряда также не может быть без них составлен. (1) Они дают возможность двум организациями оформить факт исполнения ими договора подряда, (2) в результате исполнения обязательств по такому договору построенный объект можно зарегистрировать как объект недвижимости.
В сельском хозяйстве есть талон комбайнера (сколько сделал в поле), акт на оприходование пастбищных кормов, ведомости взвешивания животных. Интересно, что в свиноводческом деле свиноматка относится к основным средствам. Акт составляется заведующим фирмой. Эти акты предоставляются в бухгалтерию.
Форма по ОКУД (общероссийский классификатор управленческой документации – там есть все типовые формы). Этим занимается Росстат. Если формы нет, то стороны могут составить первичный учетный документ, который обязательно должен содержать наименование документа, дату составления документа (!), наименование сторон, содержание хозяйственной операции, наименование ответственных лиц и их подписи.
Дату должны содержать все гражданско-правовые договоры. Договор хранится для юриста как правоустанавливающий документ, для бухгалтера - как первичный учетный документ.
Бухгалтерский учет – это деятельность по фиксации имущества, прав и обязанностей, хозяйственных операций. Но в результате учета возникает бухгалтерская отчетность – совокупность документов, из которой пользователи могут составить впечатление о хозяйственной деятельности организации. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложения к балансам, где учитывается, откуда берутся убытки и прибыль; аудиторское заключение; пояснительная записка (существенная информация о состоянии общества). Именно с этими документами могут требовать ознакомления акционеры общества.
Аналитический учет – учет отдельных операций в зависимости от их типа. Синтетический учет – укрупненный учет в соответствии с экономическим смыслом операции.
Объект незавершенного строительства – затраты, объект недвижимости – включение в основные средства и уплата налога на имущество. Чтобы на этом не было спекуляции, организации ведут бухгалтерскую отчетность
Отчетный год (период) – с 1 января по 31 декабря. Данные бухгалтерской отчетности составляются ежеквартально (а иногда даже ежемесячно) – это промежуточная отчетность. Бухгалтерская отчетность по закону может быть доступна неограниченному кругу лиц – это все ОАО, банки и кредитные организации, страховые организации, инвестиционные фонды. Организации, не публикующие свою отчетность, обязаны делать ее доступной своим учредителям, участникам и акционерам. Документы бухгалтерской отчетности должны храниться не менее 5 лет.
Оценка и аудит
Институт оценки.
Иногда уставной капитал юридического лица формируется путем внесения имущества. Для этого, в частности, используются оценщики, но это и обязательно, поскольку способно препятствовать злоупотреблениям в этой области. Цена земельных участков в соответствии с ЗК определяется на основе положений закона об оценочной деятельности. Закон об исполнительном производстве гласит, что взыскание может быть обращено на имущество должника. Однако и его стоимость должна быть оценена профессиональным оценщиком. При этом указываются категории имущества: недвижимое имущество, ценная бумага, не обращающаяся на рынке ценных бумаг.
По закону о банкротстве арбитражный управляющий обязан привлечь оценщика, для того чтобы оценить стоимость предприятия должника. Оценки также обязательны для оценки размера уставного капитала государственного или муниципального предприятия при его создании, а также, если выпускаются облигации с ипотечным покрытием, то имущество, являющееся залогом, подлежит оценке оценщиком. Приватизируемое имущество РФ также должно быть оценено независимо от его дальнейшей судьбы. Наоборот, если РФ желает национализировать имущество (возмездно обратить его в государственную собственность), оценщик также обязателен. Все это происходит на основании закона «Об оценочной деятельности».
Как правило, речь идет об установлении рыночной стоимости объекта оценки. Рыночная (действительная, разумная, эквивалентная) стоимость – наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны разумны, хорошо осведомлены о предмете сделки, не под принуждением и платеж выражен в денежной форме. Определение только в ФЗ «Об оценочной деятельности».
К договору на проведение оценки предъявляются определенные требования: (1) сведения об объекте оценки; (2) саморегулируемая организация оценщика и дополнительная ответственность последнего, его ФИО. Ведь указание на конкретного оценщика является обязательным условием, договоры с нарушением последнего пункта часто оспариваются. Однако если отчет формально произведен правильно, то нет основания для расторжения договора оценки, хотя можно просто оспорить сведения, содержащиеся в отчете об оценке.
Методы оценки.
Метод замещения (затратный метод). Оценивается, сколько нужно потратить денег, чтобы купить аналогичную вещь.
Оценка по аналогии. Сколько аналогичный товар стоит на рынке. При оценке бизнеса в основном оценивается прибыль.
Институт аудита.
Имеют аттестаты Минфина. Проверяют достоверность бухгалтерской отчетности. В ряде случаев аудит является обязательным.
Обязательному аудиту подлежат ОАО, кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные фонды.
Если объем выручки организации превышает 50 млн. рублей либо сумма активов баланса превышает 20 млн. рублей, то такие организация в силу закона независимо от организационно-правовой формы обязаны проводить аудит.
Аудиторы также являются участниками СРО, обязаны быть независимыми, несут дополнительную ответственность. Ответственность также наступает за разглашение сведений, полученные во время осуществления аудита.
Аудиторы проверяют правильность составления отчетности.