Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза
В соответствии с пунктом 4 статьи 322 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
с 1 января 2014 года электронное декларирование товаров стало обязательным, письменные (бумажные) декларации на товары используются в исключительных случаях. В 2014 году было подано более 4,3 миллиона деклараций на товары в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЭДТ), что составило 99,87% от общего количества деклараций на товары (в 2013 году – подано более 4,4 миллиона ЭДТ, 98,6% от общего количества деклараций на товары).
Число участников ВЭД, применяющих электронную форму декларирования, в 2014 году составило более 80 000 (99,50%) (в 2013 году – более 78 000 (94%).
С применением технологии удаленного выпуска в 2014 году оформлено более 448 000 ЭДТ, что составило более 10,4% от общего количества зарегистрированных ЭДТ (в 2013 году – более 442 000, что составило (10%)
от общего количества зарегистрированных ЭДТ).
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 сентября 2013 г. № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом»
с 1 октября 2014 года предварительное информирование в отношении железнодорожного транспорта стало обязательным.
За октябрь – декабрь 2014 года доля партий товаров, на которые была подана обязательная предварительная информация, в общем объеме товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, составила 97,72%, что позволило достичь сокращения времени совершения таможенных операций в железнодорожных пунктах пропуска на 10 – 20%.
По итогам работы, проведенной в рамках реализации Временного порядка обмена электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории Таможенного союза, утвержденного приказом ФТС России от 24 июля 2012 г. № 1490, и Временного порядка обмена электронными документами и сведениями в электронном виде при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного приказом
ФТС России от 11 марта 2013 г. № 444, достигнут результат, свидетельствующий о сокращении времени совершения таможенных операций при убытии железнодорожного состава на 30 минут (фактически достигнутое значение составило 61 минуту).
В соответствии с распоряжением ФТС России от 31 декабря 2013 г. № 438-р «О практической реализации технологии автоматической регистрации декларации на товары, поданной в виде электронного документа» с мая 2014 года введен в действие алгоритм автоматической проверки соблюдения условий регистрации декларации на товары без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов, который в настоящее время применяется в отношении товаров, декларируемых в соответствии с таможенной процедурой экспорта на объектах пилотной зоны – 94 таможенных постах таможен, подчиненных региональным таможенным управлениям, и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России (отделы таможенного оформления и таможенного контроля, имеющие код).
По состоянию на 31 декабря 2014 года на объектах пилотной зоны зарегистрировано 36 879 ЭДТ, которые отвечали автоматической проверке соблюдения условий регистрации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 637 «Об упрощенном порядке совершения таможенных операций в отношении товаров, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже» утвержден упрощенный порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже, допускающий возможность представления трансферного сопровождаемого багажа таможенному органу непосредственно авиаперевозчиком и (или) уполномоченным оператором аэропорта для проведения таможенного контроля в случаях, если такие товары не подлежат декларированию в письменной форме, без непосредственного участия трансферного пассажира.
В 2014 году была продолжена реализация мер, направленных на упрощение порядка пересечения таможенной границы Таможенного союза физическими лицами в части увеличения количества мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система «зеленого» и «красного» коридоров.
В настоящее время количество мест, в которых организована система двойного коридора, увеличилось до 63 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (в 2013 году – 57 пунктов пропуска).
Функционирование системы «двойного коридора» организовано в воздушных пунктах пропуска Астрахань (Нариманово), Череповец,
Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Сургут, МАПП Погар.
В соответствии с приказом ФТС России от 10 февраля 2014 г. № 196
«О проведении тестирования прототипа Портала «Морской порт»
с февраля 2014 года ФТС России проводится эксперимент по сокращению сроков таможенных операций на таможенных постах в пяти крупных российских морских портах:
таможенный пост Морской порт Восточный Находкинской таможни Дальневосточного таможенного управления;
таможенный пост Морской порт Владивосток Владивостокской таможни Дальневосточного таможенного управления;
таможенный пост Усть-Лужский Кингисепской таможни Северо-Западного таможенного управления;
таможенный пост Морской порт Калининград им. Н.С. Хазова Калининградской областной таможни;
Новороссийский юго-восточный таможенный пост Новороссийской таможни Южного таможенного управления.
ФТС России в I квартале 2014 года была проведена научно-исследовательская работа по теме «Проведение исследований и разработка прототипа единой платформы информационного взаимодействия контрольных органов и заинтересованных лиц в морских пунктах пропуска» (далее – НИР «Морской порт»).
В рамках проведения НИР «Морской порт» разработан комплекс программных средств «прототип Портала «Морской порт», обеспечивающий реализацию общих принципов информационного взаимодействия между всеми заинтересованными участниками бизнес-процессов на основе WEB-технологий.
В 2014 году в рамках общих процессов формирования Единого экономического пространства в тесном взаимодействии с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и государствами – членами Таможенного союза проводилась активная работа по развитию единой транзитной системы Таможенного союза.
В 2014 году продолжен эксперимент, проводимый в таможенных органах на основании распоряжения ФТС России от 31 октября 2013 г. № 336-р
«О проведении эксперимента по совершенствованию порядка перемещения товаров автомобильным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита», целью которого является формирование перечня благонадежных транспортных компаний, в отношении которых таможенные органы не требуют применения мер обеспечения соблюдения таможенного транзита.
В ходе эксперимента рассмотрено более 300 обращений перевозчиков,
155 транспортных компаний включены в указанный перечень. Учитывая положительные результаты эксперимента, в целях расширения перечня его участников в 2014 году ФТС России пересмотрены и упрощены критерии отбора кандидатов для участия в эксперименте. Отсутствие фактов нарушения таможенного законодательства участниками эксперимента позволило продлить срок его проведения до середины 2015 года.
В 2014 году в Российской Федерации проведено большое количество общественно-значимых мероприятий: XXII Олимпийские зимние игры и
XI Паралимпийские зимние игры в г. Сочи, чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ в Москве, чемпионат мира по дзюдо в г. Челябинске и чемпионат мира по фехтованию в г. Казани, саммит большой восьмерки (G 8), российский этап чемпионата мира FIA Формулы 1 и чемпионата мира по автомобильным гонкам серии «GP2» и «GP3», матч за звание чемпиона мира по шахматам в г. Сочи, Международная выставка и научная конференция по гидроавиации «Гидроавиасалон-2014» в г. Геленджике, чемпионат мира «Танковый биатлон-2014», опыт проведения которых подтвердил высокий уровень готовности таможенных органов к осуществлению своих функций в период организации и проведения подобных мероприятий.