Характеристика государственной службы России в IX-начале XX вв
В целом до Октябрьской революции 1917 года в России было издано около 200 правовых актов, регулирующих различные стороны деятельности государственных служащих.
Чиновники должны были верно служить царю, и назначались они в царской России на должность пожизненно. Естественно, в законодательстве были оговорены случаи, когда чиновников можно было уволить с работы.
При вступлении в государственную должность служащие принимали присягу.
Характерными недостатками государственной службы дооктяб-рской России являлись:- бюрократизация аппарата государственной службы;- отсутствие равного доступа граждан на государственную службу,- абсолютизация принципа централизма в организации системы государственной службы;- отсутствие демократических начал и гласности в формировании корпуса государственных служащих, подотчетности и подконтрольности чиновников представительным органам государственной власти;- сословность и широкое распространение протекционизма при приеме в административные учреждения, при производстве в чины;- неясность критериев оценки работы служащих;- наличие у начальствующих лиц неограниченных полномочий в отношении подчиненных при решении вопросов их карьеры и продвижения по службе;- злоупотребление властью и должностными полномочиями;- нарушение принципа запрета на совмещение государственной службы с участием в предпринимательской деятельности и др.
Естественно, было бы необъективным представлять работу российского чиновничества только в негативном свете. На его счету немало крупных прогрессивных преобразований. Среди них особое значение имеет отмена крепостного права, проведение либеральных реформ 60-70-х годов XX века, создание государственного сектора промышленности, развитие железнодорожного строительства и др.
Характеристика советской государственной службы.
Советской государственной службе были свойственны следующие отрицательные черты:- отсутствие профессионального чиновничества;- отсутствие нормативно-правового порядка подбора на государственную службу и продвижения по службе;- чрезмерное партийное влияние на подбор и расстановку кадров в государственных органах;- служащие могли быть в любое время уволены, и многие из них не имели права на рассмотрение своего трудового спора в суде;- правовое регулирование государственно-служебных отношений осуществлялось преимущественно нормами трудового права (зарплата, рабочее время и время отдыха, отпуск, аттестация и т. д.).
Состояние современного корпуса государственных гражданских и муниципальных служащих Российской Федерации и пути его улучшения.
Во-первых, она отличается переходным характером, ее структура еще не сложилась и имеет ряд форм, уровней и элементов, которые постепенно должны трансформироваться или исчезнуть совсем. Во-вторых, государственная служба большинства субъектов Федерации в основных чертах повторяет по содержанию и форме федеральную государственную службу.
Государственая служба исполнительной власти субъектов Федерации включает:- государственную службу первых руководителей исполнительной власти субъектов Федерации;- государственные службы отраслевых органов исполнительной власти субъекта Федерации.
Цели, задачи и основные направления реформирования и развития государственной службы Российской Федерации.
В целях совершенствования системы государственной службы Российской Федерации, повышения результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих и в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
Цель Программы
-создание целостной системы государственной службы Российской Федерации (далее - государственная служба) посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики
Задачи Программы
-обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации создание системы управления государственной службойформирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих
разработка и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции.