Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель
Гражданско-правовой ответственностью признаётся основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определённых имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей. Применительно к земельному законодательству гражданско-правовая ответственность заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки), причинённый в результате нарушения правовых требований по охране окружающей среды. По общему правилу законодательства привлечение граждан к административной или уголовной ответственности не освобождает нарушителя от возмещения имущественных убытков, причинённых его противоправными действиями. Правила возмещения вреда в качестве гражданско-правовой ответственности определены статьёй 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. Возмещение ущерба, причинённого природным объектам, предусмотрено различными актами экологического и земельного законодательства – Кодексом о земле, Кодексом о недрах, Водным кодексом, Лесным кодексом, законами: «Об охране окружающей среды», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха» и др. В частности, статья 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» обязывает виновных возмещать причинённый вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, другим юридическим лицам вследствие нарушения природоохранного законодательства. Возмещается вред в таких случаях добровольно либо по решению суда. Нормы данного Закона устанавливают, что вред, причинённый здоровью и имуществу граждан ухудшением состояния окружающей среды, вызванный деятельностью юридических лиц или граждан, подлежит возмещению в полном объёме. Факт причинения вреда окружающей среде, установленный при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, фиксируется государственным органом, осуществляющим данный вид контроля, в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства.
Факт причинения вреда окружающей среде может быть зафиксирован органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, другими государственными органами, не осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей среды, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях и иным законодательством Республики Беларусь.
Требования о возмещении вреда, причинённого окружающей среде, выразившегося в её загрязнении, не предъявляются государственным органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды, в случае, если размер возмещения такого вреда не превышает трёх базовых величин.
Если хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду и причиняющая экологический вред, создаёт опасность причинения экологического вреда в будущем, суд вправе обязать юридических лиц или граждан помимо возмещения экологического вреда полностью или частично приостановить до устранения выявленного нарушения либо прекратить такую деятельность.
Гражданско-правовая ответственность в области земельных правоотношений закреплена в Кодексе о земле. В статье 75 определяется, что возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов, производится лицами, которым предоставляются изымаемые земельные участки.
Правила возмещения убытков в качестве юридической ответственности определены в статье 14 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г., которая предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законодательством не предусмотрено иное.
В отношении правового положения субъектов возникающих обязательственных отношений гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства имеет свои особенности. Потерпевшей стороной могут быть землепользователи и государство, интересы которого представляют органы Минприроды, Госкомимущества, местные органы управления и самоуправления и др. Данные органы вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причинённого в результате нарушения земельного законодательства, и обязаны требовать возмещения вреда, который причинён не их собственному имуществу, а имущественным интересам государства в целом.
В силу статьи 951 ГК суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить его в натуре (представить вещь того же рода и качества, исправить повреждённую вещь и т.п.) или полностью возместить причинённые убытки. При этом следует учитывать, что возмещение вреда, причинённого земельными правонарушениями, не всегда возможно в натуре. Это может быть, к примеру, рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородного слоя почвы, дезактивация загрязненных радионуклидами территорий и т.д. Суд, рассматривающий спор о возмещении вреда, обязан выяснить, имеется ли у причинителя вреда возможность возместить его в натуре. И лишь при отсутствии у причинителя такой возможности своими силами устранить последствия допущенного им нарушения взыскиваются убытки.
Как разновидность гражданско-правовой ответственности за вред природной среде, в том числе и земле, многие авторы рассматривают материальную ответственность [Петров, В. В. Экологическое право России / В. В. Петров. – М., 1995. – С. 344; Балашенко, С. А. Экологическое право: учеб. пособие / С. А. Балашенко, Д. М. Демичев. – Минск, 2000. – С. 283], которая представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранность природной среды и применяемых дифференцированно к видам, способам и характеру причиняемого вреда, а также к виновным в причинении экологического ущерба работникам предприятий, организаций и учреждений. В то же время ряд правоведов-экологов отстаивают иную концепцию, в соответствии с которой материальная ответственность есть самостоятельный вид неблагоприятных последствий, которые наступают для правонарушителя [Чубуков, Г. В. Ответственность за нарушение аграрного законодательства / Г. В. Чубуков // Аграрное право: учебник. – М., 1996. – С. 506–507; Бринчук, М. М. Введение в экологическое право / М. М. Бринчук. – М., 1996. – С. 32]. А российский исследователь профессор С. А. Боголюбов, считает, что материальная ответственность примыкает к дисциплинарной ответственности, поскольку обусловлена необходимостью возмещения причинённого вреда в дисциплинарном порядке [Боголюбов, С. А. Юридическая ответственность в области охраны и использования земель / С. А. Боголюбов // Земельное право: учебник; под ред. С. А. Боголюбова. – М., 2002. – С. 387].
Состав проступка, за который виновные лица несут материальную ответственность, всегда имеет материальный характер. Данный вид юридической ответственности имеет ряд особенностей: во-первых, в отличие от гражданско-правовой ответственности она регулируется специальными нормативными актами [См., например: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 1042 «Об утверждении Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причинённого окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 175. – 5/28032; 2012. – № 6. – 5/35042]; во-вторых, имеет своим объектом охраны не материальные продукты человеческого труда, а природные элементы; в-третьих, осуществляется путём взыскания ущерба, исчисляемого по особым таксам [См., например: Указ Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причинённого окружающей среде» (с измен. и дополн.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 157. – 1/9824; 2010. – № 292. – 1/12148].
Материальная ответственность по общему правилу может наступить при наличии следующих обязательных условий:
– противоправность поведения нарушителя, например: превышение установленных санитарно-гигиенических нормативов качества окружающей среды из-за несоблюдения норм выбросов вредных веществ в атмосферу, непринятие обязательных природоохранительных мер и проч.;
– ущерб природной среде, который может носить разнообразный характер: повреждение природного объекта (почвенного плодородного слоя, загрязнение земель отходами производства и т.д.); расходы по восстановлению нарушенного природного объекта (рекультивация земель, осуществление мероприятий по борьбе с ветровой и водной эрозией); убытки в хозяйственной деятельности из-за экологических нарушений (недополучение урожая и т.д.);
– причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением, например: нельзя признать находящимися в причинной связи обработку посевов ядохимикатами и гибель диких животных в районе этих посевов, пока не будет установлена истинная причина их гибели;
– виновность физических или юридических лиц в совершении эколого-правового нарушения. Материальная ответственность наступает для нарушителя, как правило, при любой форме вины. Так, если ущерб природе причинён работником при исполнении трудовых обязанностей вследствие его небрежности, то виновный подвергается ограниченной материальной ответственности в пределах одного среднемесячного заработка. Если ущерб причинён умышленно, то наступает полная материальная ответственность.
Ответственность при отсутствии вины наступает лишь в определённых законодательством случаях. Вместе с тем закон освобождает от материальной ответственности, если вред наступил в результате непреодолимой силы, вследствие форс-мажорных обстоятельств.
Особенности материальной ответственности обусловлены также естественным происхождением природных объектов, отсутствием их стоимости в смысле затрат человеческого труда. Этим объясняется, что для исчисления размера вреда государство стало применять таксовый метод. Таксы – это условные единицы исчисления ущерба. Их иногда называют штрафными, ибо размер такс значительно превосходит установленные отпускные цены при отчуждении природного объекта. Таксовый принцип исчисления нанесённого вреда природной среде применяется при возложении материальной ответственности за незаконный лов рыбы, незаконную охоту, а также лесонарушения. Взыскание таксы производится в судебном порядке. По отдельным видам возмещения вреда природной среде применяется смешанный способ ответственности – гражданско-правовой и материальной [Петров, В. В. Экологическое право России / В. В. Петров. – М., 1995. – С. 344].
В целом же материальная ответственность носит компенсационный характер, а поэтому применяется наряду с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью.