Советский гос. механизм в период гражданской войны и интер-венции (1918 – 1920 гг.)
Развитие гос. аппарата в годы гражданской войны определяется прежде всего общими закономерностями переходного от капитализма к социализму периода. Вместе с тем определенную роль сыграли условия гражданской войны и интервенции, не повлекшие, впрочем, за собой коренной ломки государственного аппарата. Советское государство по своей природе было достаточно гибким, способным действовать в любых условиях. Органы власти и управления. Общая структура высших органов власти и управления во время войны осталась в принципе такой, какой она сложилась в пору образования Советского государства и была закреплена в Конституции РСФСР. Продолжали нормально функционировать ВЦИК, его Президиум, а также Совнарком. VII съезд Советов установил сессионный порядок работы ВЦИК. До этого ВЦИК был постоянно действующим органом и собирался на свои заседания иногда по нескольку раз в месяц..Постановление VIII съезда Советов развивало и конституционные положения, касавшиеся Совета Народных Комиссаров. Оно установило, что Совнарком рассматривает и утверждает все декреты и общегосударственные мероприятия, не терпящие отлагательства, в том числе по делам военным, и все мероприятия, влекущие за собой обязательства для РСФСР в международных отношениях.Возник Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, учрежденный Декретом ВЦИКВ начале 1920 г., когда у Советского государства появилась возможность приступить к хозяйственному строительству, перед Советом Рабочей и Крестьянской Обороны была поставлена задача обратить особое внимание на экономику. В соответствии с этим Совет Рабочей и Крестьянской Обороны в апреле 1920 г. был преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО).VIII съезд Советов подтвердил, что законодательными органами являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Никто кроме них не имел права издавать законод. акты общегос. значения.
Большую роль в нормализации правового положения местных органов власти и управления сыграли Постановления VII и особенно VIII Всероссийских съездов Советов "О советском строительстве". В 1920 г. был регламентирован статус низового звена Советов: в начале года ВЦИК издал Положение о волостных исполкомах и сельских Советах.Что же касается хозяйственного управления, то здесь местные органы власти сохранили достаточно широкие права. В ходе гражданской войны формы управления промышленностью не раз менялись, но при всех условиях местные Советы участвовали в нем.Ревкомы были наделены особыми правами. Они являлись временными и чрезвычайными органами, создававшимися в случае возникновения в том или ином районе угрозы Советской власти. Ревкомы обычно организовывались в районах, объявленных на военном положении, где обстановка требовала принятия чрезвычайных мер.
Вооруженные силы. Угроза существованию Советской власти со стороны интервентов и белогвардейцев диктовала необходимость быстрыми темпами создавать регулярные вооруженные силы. Формирование Красной Армии и Красного Флота по добровольческому принципу не отвечало требованиям военной обстановки. Воинская повинность устанавливалась для всего населения, но принцип классового отбора в армию сохранялся. Бойцы Красной Армии обязаны беспрекословно подчиняться приказам своих командиров. В ходе гражданской войны был создан новый, чрезвычайный орган военного управления - Революционный военный совет республики, сохранившийся, однако, затем и в мирное время. Реввоенсовет поглотил, по существу, все функции Наркомвоена, включив в себя и его коллегию.Основной задачей милиции была охрана революционного порядка, обеспечение соблюдения закона всеми гражданами.Всероссийская Чрезвычайная Комиссия и ее местные органы боролись с контрреволюционными преступлениями, спекуляцией и преступлениями по должности. Кроме того, она выполняла функции органа разведки. Привлекая массы рабочих и крестьян к контролю за работой гос. аппарата, РКИ решала и политическую задачу-обучить каждого трудящегося управлению гос.
55.Развитие права в период гражданской войны и интервенции (1918 – 1920 гг.).
Первой попыткой систематизации угол. права был циркуляр Кассационного отдела ВЦИК, изданный еще в октябре 1918 г. Затем был создан Перечень уголовно наказуемых деяний и наказаний, применяемых советскими судами. Полностью это решение выполнено не было, но на основе Общей части Наказа были созданы в декабре 1919 г. знаменитые Руководящие начала по угол.у праву РСФСР. В 1920 г., начинается работа над кодексом. Был утвержден план УК и началась разработка его конкретных глав.Уже осенью 1918 г. в РСФСР запрещаются ссылки на законы свергнутых правительств. В период гражд. войны развитие права на территории нашей страны проходит в условиях национально-гос. строительства. Создаются как бы 3 правовых комплекса разного соц. содержания.Один из них-право социалистических республик, ядро которого составляет право РСФСР. Другой правовой комплекс составило право народных республик. Наконец, следует отметить особый комплекс - право Дальневосточной Республики.Финансовое право. Постепенный отказ от рыночных отношений делал, привело в конце концов к ее практическому развалу. Гражданское право. Стремление перейти от товарно-денежных отнош. к бестоварному продуктообмену, от рынка к распределению привело к изменению основных институтов гражданского права. Продолжилось сужение сферы регулирования имущественных отношений нормами гражданского права, место которых теперь занимают административные нормы. Изменяется соотношение между важнейшими гражданско-правовыми институтами: вещным, обязательственным и наследственным правом. Особое внимание законодатель уделяет вещному праву.В декретах Советской власти центральное место занимает институт права собственности. Законодательство знает две формы собственности: государственную и частную. В авг. 1918 г. был издан Декрет об отмене права частной собственности на недвижимости в городах, в нояб.1918 г. национализированы торговые предприятия и страховые компании, а в 1920 г. - средние и мелкие промышленные предприятия. Большевики взяли курс на искоренение товарно-денежных отношений, из гражд. права постепенно исчезает и такой раздел, как обязательственное право. Денежная эмиссия привела к обесценению денег.Расчеты между гос. предприятиями должны были осуществляться безналичным способом, в частности чеками Народ. банка.В повседневной жизни все больше использовался договор мены, поскольку деньги постоянно обесценивались. Семейное право. Кодекс законов об актах гражд. состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС) был утвержден ВЦИК 16 сен. 1918 г. Становление совет. семейного права шло в противоборстве с церков.идеологией.Трудовое право. Важнейшим нормативным актом этого периода стал Кодекс законов о труде(дек.1918 г.). Кодекс закрепил завоевания трудящихся, достигнутые в результате победы Окт. революции. Впервые в нем было провозглашено право граждан РСФСР на труд. Земельное и природоохранит. право. В годы гражд. войны советское земельное и колхозное право развивало принципы первых декретов о земле. Положение ВЦИК "О социалистич. землеустройстве и о мерах перехода к социалистич. земледелию", опубликованное 14 фев.1919 г., на основе национализации земли вводило понятие "единый государственный зем. фонд". Уголовное право. В целях усиления борьбы с контрреволюционными преступлениями было издано несколько спец. декретов. В них подтверждалось право ВЧК осуществлять непосредственное подавление вооруженных выступлений против Совет. власти, а также определялись другие случаи, когда ВЧК имела право применить непосредственное подавление.Уголовный процесс. В период гражд. войны процессуальное право продолжало развиваться на тех же принципах, которые были установлены с образованием Сов. гос. Война не вынудила менять коренные основы уголовного процесса, хотя, конечно, потребовала определенных изменений в нем.Интервенция и гражд.война затруднили, но не прекратили соц. преобразований. Победа над врагами открыла возможности для восстановления и дальнейшего развития народ. хоз-ва, подъема культуры, для строительства социалист. общества.