Критерии и показатели оценки эффективности государственного управления
Логический критерий - эффективность с точки зрения необходимости (Indispensable effectiveness) или здравого смысла.
Оцениваться может деятельность органа государственного управления в целом (с точки зрения целесообразности его существования и определения общей и конкретной социальной пользы от его деятельности), эффективность отдельных направлений деятельности, задач и функций, проектов и мероприятий.
1) Эффективность с точки зрения исполнения плана (Plan Realization)- как отношение «факт/план». При оценке результатов необходимо учитывать изменение факторов внутренне и внешней среды и корректность установленных плановых показателей, достаточность ресурсов и полномочий для их выполнения.
2) Целевая и исполнительская эффективность (Target & Implementation effectiveness)
Целевая эффективность или эффективность целеполагания - правильность выбора и постановки целей. Целевая эффективность отвечает на вопрос насколько задачи соответствуют действительным потребностям, общества. Она может сводиться к разрешению проблем, удовлетворению текущих нужд на должном уровне и открытию перспектив, означающих выход на новые уровни удовлетворения общественных потребностей и означающих его новое более прогрессивное состояние.
Цели
Целевая эффективность = –––––––––––––––
Потребности
Кроме количественных измерителей можно использовать и такие характеристики как: удобство, надежность, быстрота, стабильность (например, в части оказания государственных услуг в электронной форме).
Исполнительская эффективность - качество и степень достижения поставленных целей и задач.
Достигнутые результаты
Исполнительская эффективность = ––––––––––––––––––––––––––––
Поставленные цели
3)Интегрированным показателем, который будет учитывать правильность целеполагания и точность выполнения поставленных сверху заданий будет общая (или интегральная) эффективность.
Достигнутые результаты
Общая эффективность = –––––––––––––––––––––––––––––––
Действительные потребности
Сравнительная эффективность (Relative effectiveness)
Сравнительная эффективность– оценка на соответствие стандартам, наилучшим образцам, принятым в мировой практике, или среднему уровню.
5) Критерий развития (Development effectiveness) -направленность движения по пути к прогрессу, откат вспять или застой.
6) Реактивная эффективность (Challenge effectiveness) -оценка точности, адекватности, скорости и четкости реакций на вызовы окружения и стоящие перед государственным предприятием (учреждением) проблемы.
Эффективность затрат с учётом долговечности и качества продукта (финансовая и предметная эффективность проектов) -
Например, если материал дорожного покрытия при реализации инфраструктурного проекта недолговечен, то дорога прослужит недолго. Нарушится эстетический облик и появятся потенциально аварийные участки. Однако финансовые документы, по которым отчитываются соответствующие городские службы фиксируют сколько затрачено средств. Целесообразно оценить срок, который прослужат потраченные средства.
Затратная эффективность = Суммарные затраты/эффект
Орган государственного управления нельзя оценивать с точки зрения его внутренней деятельности (как в случае с предприятиями, где используется модель «черного ящика»: вход, выход и отношение «результаты и затраты» или «выход к входу»). В случае с органом власти и управления необходимо делать акцент на тех изменениях, которые целевое управляющее воздействие производит во внешней среде – в обществе, объекте управления, характер и степень этих изменений.
Следует учитывать возможность как положительных, так и отрицательных результатов. Издержки деятельности государственного аппарата в целом - это не только налоги, которые означают изъятие доходов у различных слоев общества, но и эффект «вытеснения», который означает сокращение частных инвестиций и сокращение ВНП.
Сложной проблемой является оценка комплексной деятельности местных администраций и иных государственных органов, которые обладают не специальной, а общей компетенцией, включают комплекс служб, занимающихся разными направлениями деятельности.
Следует предварительно подвергать оценке на эффективность не только отдельные государственные органы, но и масштабные государственные мероприятия, такие как реформы, программы и проекты в экономике и социальной сфере, в военно-стратегической области и в сфере государственного строительства.
Вопросы к экзамену
1. Сущность, субъекты и объекты государственного управления
2. Структурные уровни организации и содержание государственного управления
3. Цели государственного управления
4. Функции государства и функции государственного управления
5. Свойства и принципы государственного управления
6. Подходы к государственному управлению
7. Концепции государственного управления
8. Методы государственного управления
9. Инструменты государственного управления
10. Принципы государственного управления
11. Сущность, содержание и этапы формирования государственной политики
12. Модели государственной политики
13. Виды, направления государственной политики, механизмы и инструменты её реализации
14. Содержание концепции управления, ориентированного на результат
15. Содержание понятий результативность и эффективность. Виды эффективности
16. Критерии и показатели результативности и эффективности государственного управления
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»
Контрольная работа