Критерии и показатели оценки эффективности государственного управления

Логический критерий - эффективность с точки зрения необходимости (Indispensable effectiveness) или здравого смысла.

Оцениваться может деятельность органа государственного управления в целом (с точки зрения целесообразности его существования и определения общей и конкретной социальной пользы от его деятельности), эффективность отдельных направлений деятельности, задач и функций, проектов и мероприятий.

1) Эффективность с точки зрения исполнения плана (Plan Realization)- как отношение «факт/план». При оценке результатов необходимо учитывать изменение факторов внутренне и внешней среды и корректность установленных плановых показателей, достаточность ресурсов и полномочий для их выполнения.

2) Целевая и исполнительская эффективность (Target & Implementation effectiveness)

Целевая эффективность или эффективность целеполагания - правильность выбора и постановки целей. Целевая эффективность отвечает на вопрос насколько задачи соответствуют действительным потребностям, общества. Она может сводиться к разрешению проблем, удовлетворению текущих нужд на должном уровне и открытию перспектив, означающих выход на новые уровни удовлетворения общественных потребностей и означающих его новое более прогрессивное состояние.

Цели

Целевая эффективность = ­­­–––––––––––––––

Потребности

Кроме количественных измерителей можно использовать и такие характеристики как: удобство, надежность, быстрота, стабильность (например, в части оказания государственных услуг в электронной форме).

Исполнительская эффективность - качество и степень достижения поставленных целей и задач.

Достигнутые результаты

Исполнительская эффективность = ­­­––––––––––––––––––––––––––––

Поставленные цели

3)Интегрированным показателем, который будет учитывать правильность целеполагания и точность выполнения поставленных сверху заданий будет общая (или интегральная) эффективность.

Достигнутые результаты

Общая эффективность = ­­­–––––––––––––––––––––––––––––––

Действительные потребности

Сравнительная эффективность (Relative effectiveness)

Сравнительная эффективность– оценка на соответствие стандартам, наилучшим образцам, принятым в мировой практике, или среднему уровню.

5) Критерий развития (Development effectiveness) -направленность движения по пути к прогрессу, откат вспять или застой.

6) Реактивная эффективность (Challenge effectiveness) -оценка точности, адекватности, скорости и четкости реакций на вызовы окружения и стоящие перед государственным предприятием (учреждением) проблемы.

Эффективность затрат с учётом долговечности и качества продукта (финансовая и предметная эффективность проектов) -

Например, если материал дорожного покрытия при реализации инфраструктурного проекта недолговечен, то дорога прослужит недолго. Нарушится эстетический облик и появятся потенциально аварийные участки. Однако финансовые документы, по которым отчитываются соответствующие городские службы фиксируют сколько затрачено средств. Целесообразно оценить срок, который прослужат потраченные средства.

Затратная эффективность = Суммарные затраты/эффект

Орган государственного управления нельзя оценивать с точки зрения его внутренней деятельности (как в случае с предприятиями, где используется модель «черного ящика»: вход, выход и отношение «результаты и затраты» или «выход к входу»). В случае с органом власти и управления необходимо делать акцент на тех изменениях, которые целевое управляющее воздействие производит во внешней среде – в обществе, объекте управления, характер и степень этих изменений.

Следует учитывать возможность как положительных, так и отрицательных результатов. Издержки деятельности государственного аппарата в целом - это не только налоги, которые означают изъятие доходов у различных слоев общества, но и эффект «вытеснения», который означает сокращение частных инвестиций и сокращение ВНП.

Сложной проблемой является оценка комплексной деятельности местных администраций и иных государственных органов, которые обладают не специальной, а общей компетенцией, включают комплекс служб, занимающихся разными направлениями деятельности.

Следует предварительно подвергать оценке на эффективность не только отдельные государственные органы, но и масштабные государственные мероприятия, такие как реформы, программы и проекты в экономике и социальной сфере, в военно-стратегической области и в сфере государственного строительства.

Вопросы к экзамену

1. Сущность, субъекты и объекты государственного управления

2. Структурные уровни организации и содержание государственного управления

3. Цели государственного управления

4. Функции государства и функции государственного управления

5. Свойства и принципы государственного управления

6. Подходы к государственному управлению

7. Концепции государственного управления

8. Методы государственного управления

9. Инструменты государственного управления

10. Принципы государственного управления

11. Сущность, содержание и этапы формирования государственной политики

12. Модели государственной политики

13. Виды, направления государственной политики, механизмы и инструменты её реализации

14. Содержание концепции управления, ориентированного на результат

15. Содержание понятий результативность и эффективность. Виды эффективности

16. Критерии и показатели результативности и эффективности государственного управления

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

Контрольная работа

Наши рекомендации