Сущность и история создания Государственного совета РФ

Содержание

Введение. 3

Теоретические аспекты деятельности Государственного совета РФ.. 5

1.1. Сущность и история создания Государственного совета РФ.. 5

1.2 Структура и порядок работы Государственного совета РФ.. 8

1.3. Государственные советы в международной системе государственного управления. 10

Глава 2. Практические аспекты деятельности Государственного совета РФ.. 17

2.1. Взаимодействие Государственного совета с остальными органами власти. 17

2.2. Пути повышения роли Государственного совета РФ в системе государственного управления. 20

Заключение. 24

Список использованной литературы.. 25

Введение

Начало 21 века для современной России стало периодом коренного перелома, временем кардинальной смены власти в стране и, соответственно, всех социальных, экономических и политических ориентиров, как во внутренней, так и внешней политике государства.

Непредвзятый взгляд на современную ситуацию в России вынуждает признать

нас то, что государственное управление как система не в большей мере не соответствует своему истинному предназначению. Более того, оно неадекватно обществу, его потребностям и ожиданиям: не уберегает граждан Российской Федерации от терроризма, войн, коррупции, не приводит к тотальному соблюдению их прав и свобод, дает поводы для усомнения в своей рациональности и эффективности.

В 2000 году произошла системная реформа, согласно которой был создан

главный политический центр, по мнению его создателей который должен был задать вектор направления страны, не исключая за собой парламент на ряду с правительством.

Этим центром стал Государственный Совет Российской Федерации, создание которого носило цель, направленную на укрепление единства страны, борьбу с террором, а также больной для нас сейчас темой – коррумпированностью.
С момента создания Госсовета прошло более 10 лет, и с самого своего появления он занят крепкое место в системе управления и стал одним из ключевых звеньев во всем государственном аппарате. И это совсем неудивительно, так как в сферу его рассмотрения входит широчайший круг вопросов: начиная от внутренней и заканчивая внешней политикой.

Целью моей работы явились: экскурс в историю создания Госсовета, начиная с

19 века, то есть его первого упоминания, описание деятельности Государственного Совета Российской Федерации в настоящие дни, анализ деятельности государственных советов в различных государствах, а также обозначение ключевых ролей Госсовета, ведущих направлений в его развитии и увеличении эффективности деятельности. [21]

Предметом моего изучения стали нормативно-правовые акты, определяющие структуру и порядок деятельности Государственного совета РФ, его взаимодействие с другими ключевыми органами власти и определяющие его правовой статус, а вместе с тем, и направления в работе.

Основу в анализе деятельности составили общенаучный метод познания и частнонаучные методы познания правовых явлений: формально логические (анализ и синтез, индукция и дедукция).

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения и списка использованной мною литературы и ресурсов в сети Интернет. В первой главе я описал теоретические аспекты деятельности Государственного совета РФ и типовых органов в международной системе управления, а во второй главе выявил практические аспекты, направленные на повышение значимости и роль органа в системе государственного управления.

Теоретические аспекты деятельности Государственного совета РФ

Сущность и история создания Государственного совета РФ

Государственный Совет в России появился благодаря либеральным реформам Александра I. Будучи императором, Александр в 1801 году упразднил учрежденный еще Екатериной II в конце 18 века Совет при высочайшем дворе и своим указом создал совещательный орган, который был назван Советом непременным. Одновременно с этим общественный и государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский по поручению императора осуществлял подготовку масштабных либеральных преобразований всей системы государственных органов того времени.

Согласно проекту Сперанского, как он говорил, “вершину всей государственной организации и ее последнее звено” должен был составлять Государственный Совет, где, как он считал, должны соединяться все части законодательной, судебной и исполнительной власти.

Отсчет с начала истории всей деятельности Государственного Совета начался 1 января 1810 года, когда официально вышел манифест Александра I об организации этого учреждения. С того момента Государственный Совет являлся высшим законосовещательным учреждением Российской Империи. Он занимался рассмотрением внесенных министрами законопроектов, после чего отправлял на утверждение Императору, принимал или отклонял сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената. Для этих целей при Совете действовали Комиссия составления законов и Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем. Помимо того, как заниматься делопроизводством, последняя редактировала тексты законопроектов, выносимых на обсуждение, проводила работу по составлению законов. Законопроекты сперва рассматривались в департаментах, а затем выносились на общее собрание Государственного Совета и после утверждения императором получали силу закона. При этом император мог поддержать мнение как большинства, так и меньшинства Совета, а мог отвергнуть и то, и другое.

Можно с уверенностью сказать, что Госсовет сыграл важную роль в издании множества законов, а в царствовании императора Александра II принимал непосредственное участие в разработке законодательной базы реформ 1860-1870-х годов [22].

С момента своего появление Государственный совет включал в себя 35 членов, которые назначались указом Императора. Председателем считался сам император – в этом, к слову, прослеживается некая параллель с днем сегодняшним, когда назначение осуществляет Президент, и он же берет на себя председательство. В отсутствие императора председателем был ежегодно назначаемый императором деятель из числа членов Совета. Стоит заметить, что в период с 1812 года по 1865 год председатель Государственного Совета одновременно являлся и председателем Кабинета министров.

После издания Манифеста от 17 октября 1905 произошли преобразования: Государственный Совет стал верхней палатой российского парламента, половина которой назначалась императором, а другая избиралась от особо сословных и профессиональных курий. Выборные члены избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, а также промышленников и торговцев. После этих преобразований государственный совет рассматривал принятые Государственной Думой законопроекты до их утверждения императором, и поскольку Дума и Совет имели равные законодательные права, на рассмотрение императора представлялись только те законопроекты, которые были одобрены обеими палатами парламента.

После Февральской революции 1917 года произошли существенных изменения политической системы страны, и как следствие, Государственный Совет прекратил своё существование.

Как стало ясно, орган под названием “Государственный Совет” берет свое начало в далеком 1810 году. С того момента произошло огромное количество различного рода реформаций и перемен, однако данный совещательный орган по ходу истории государственного управления, разве что за исключением смены политических курсов нашего государства, никогда не терял и по сей день не теряет своей важности, спустя больше, чем два столетия, в настоящее время являясь важнейшим инструментом государственного управления.

Узнав историю происхождения Государственного совета, будет крайне интересно изучить его становление и работу уже в наши дни, в дни современной России.

В РФ Госсовет был создан в июле 1991 года как “Государственный совет при президенте РСФСР”. Ставя перед собой консультативно-совещательные задачи, орган включал в свой состав государственного секретаря РСФСР, государственных советников РСФСР, целый ряд министров государственных комитетов, а вместе с тем и их председателей.

В 1991 году, в ноябре, орган был упразднен указами Президента. Вместе с этим Конституцией был предусмотрен иной совещательный орган, который находился под руководством Президента РСФСР – Совет безопасности Российской Федерации. [11]

В сентябре 1991 года Государственный совет СССР был образован на межреспубликанской основе для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик государства.

В состав входил Президент СССР и высшие должностные лица всех союзных республик. Решения Государственного Совета СССР носили неукоснительный характер выполнения. [9]

В будущем был не один проект создания Госсовета: разработка лежала на таких деятелях, как Сергей Михайлович Шахрай (1995) и Анатолий Борисович Чубайс (1996-1997). Однако, востребованной идея создания Государственного Совета оказалась лишь спустя время, в 2000 году после того, как Президент Владимир Владимирович Путин 19 мая внес в Государственную Думу проект закона о новом порядке формирования Совета Федераций – верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Что в верхней, что в нижней палатах Парламента члены Совета Федерации, в итоге, решили обратиться к Президенту с просьбой создать Государственный Совет – орган, который, по их мнению, должен был взять на себя часть работы, непосредственно связанную с проблемами внутри регионов России. [10]

26 июля 2000 года был принят Закон о порядке формирования Совета Федерации. 27 июля 2000 года Владимир Владимирович Путин подписал распоряжение, согласно которому предложение высших должностных лиц субъектов Федерации было одобрено и означало только одно: Госсовету России - быть.

На образование Государственного Совета России ушло немного времени. В 2000-м году, 1 сентября, в соответствии с указом Президента было утверждено положение о Госсовете России. В соответствии с ним орган и в настоящее время является совещательным, призванным содействовать реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В своей деятельности Госсовет России руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями президента.

Первое заседание датируется 22 ноября 2000 года. На повестке дня тогда был вопрос “О стратегии развития государства на период до 2010 года”. Открывая заседание, Президент заявил о том, что Госсовет должен стать политическим органом стратегического значения, что являлось кардинальным отличием этой структуры от других государственных органов. [23]

Наши рекомендации